8 мин.

«Ты можешь отправиться в ад». В 19 он услышал, что из-за диабета карьере конец – но не сдался и стал звездой Швеции

Характер Пера Зеттерберга.

В начале ноября было волнительно: форвард сборной Дании Каспер Дольберг, сверкнувший на Евро-2020, объявил, что у него диабет 1-го типа.

Сразу появились вопросы: а продолжит ли он играть? Про Дольберга пока ничего не ясно, но пример успешной карьеры в футболе с таким заболеванием есть. Ее построил экс-полузащитник сборной Швеции Пер Зеттерберг. 

Зеттерберг узнал о диабете в 19 лет: он похудел на 8 кг за две недели, а после диагноза услышал, что не сможет играть в футбол

Пер Зеттерберг занялся футболом, когда ему было 6 лет – в 1976-м. Сразу стало очевидно, что он очень талантлив. Сначала парень воспитывался в шведском «Фалкенбергс», а в 16 лет его заметили бельгийские скауты. Так он попал в молодежку «Андерлехта».

Когда Зеттербергу было 19, ему неудачно попали по ноге на сборах, и Пер получил травму. Началось воспаление, которое не проходило около месяца.

На этом проблемы не закончились – Зеттерберг все быстрее уставал, постоянно бегал в туалет во время тренировок и, главное, потерял 8 килограммов за две недели.

Он никогда не чувствовал себя так паршиво.

У Пера была традиция – каждое воскресенье он ходил в кино. Вернувшись в Брюссель после сборов, Зеттерберг отправился в любимый кинотеатр, а перед фильмом съел бургер и пиццу. В понедельник он взвесился и не поверил: еще минус килограмм.

Тогда Зеттерберг пошел к врачу. Оказалось, что норма сахара в его крови превышена в четыре раза. Диагноз – диабет 1-го типа. Ни у кого в семье Пера такой болезни не было. Узнав о диагнозе, Зеттерберг две недели не выходил из дома, много плакал и думал: «Почему я?».

Тренер «Андерлехта» Ад де Мос, отвечая журналистам, был категоричен: «Зеттерберг завершит карьеру футболиста. Я не рассчитываю на него».

«Я тогда очень злился, ведь прочел эти слова в газете, – вспоминает Пер. – Он не сказал мне это лично. Если бы в тот момент он стоял рядом со мной, я бы ему врезал. Но в то же время он помог мне построить карьеру. Но тогда я был настолько зол, что хотел показать этому черту: я могу играть в футбол».

В больнице людям из «Андерлехта» сказали: «Можете искать новичка». Тогда Пер обратился к другому доктору. Зеттерберга волновал лишь один вопрос и он задал его при первой же встрече: «Смогу ли я продолжить карьеру?».

Доктор ответил: «Это опасное заболевание. Но пока ты не забываешь вкалывать инсулин и заботишься о себе, ты сможешь играть. Если ты отнесешься к этому недостаточно серьезно, то отправишься в ад. Даже с такой болезнью можно прекрасно жить, если беречь себя».

Зеттерберг очень внимательно следил за собой, а потом привык – и теперь диабет почти не влияет на его жизнь

В 1989-м Пера отдали в аренду «Шарлеруа».

Каждые два месяца он проходил углубленный медосмотр и должен был записывать результаты в специальную тетрадь. «Тогда инсулин работал куда медленнее, – вспоминает Зеттерберг. – Иногда приходилось ждать около четырех часов, пока он подействует. Сейчас на это нужно около 10 минут. Здорово, что с каждым годом лекарства все лучше. Диабетикам легче жить».

Линда Зеттерберг, жена Пера, в интервью Les Sports рассказала: «Его болезнь почти нас не тревожит. Он сам знает, что должен делать, и всегда справляется с этим. Его диабет – часть нашей жизни, и ничего более. Когда я готовлю, мне не приходится исключать какие-то продукты и сильно волноваться.

Люди с диабетом должны заранее планировать интенсивные физические нагрузки, так как занятия спортом снижают уровень сахара в крови. Чтобы избежать гипогликемии (состояние, когда уровень глюкозы в крови падает ниже нормы – Sports.ru), нужно заранее измерять уровень сахара и, отталкиваясь от него, планировать дозу инсулина.

«Когда у тебя диабет, ты многому учишься, – говорит Зеттерберг. – Я спрашивал себя, как мне сегодня спалось, холодно на улице или жарко. От этого зависела моя доза инсулина. Случалось, что я падал в обморок. Но это происходило только на тренировках, во время матчей – никогда».

Когда Перу только диагностировали диабет, он принимал «Актрапид» – инсулин короткого действия. У него появилась привычка – не есть за четыре часа до игры. Это помогало. «Важно найти свой путь и познакомиться с телом заново», – уверен Зеттерберг.

Какие советы дает Зеттерберг?

1) Есть то, что нравится.

«Если мне хочется сладкого, я ем его. Нет еды, которую я себе запрещаю», – говорит Зеттерберг. Он не пьет обычную колу, но ест пасту. Благодаря этому уровень сахара в крови растет. «После пасты моему телу гораздо лучше», – улыбается Пер.

2) Почти полностью отказаться от алкоголя.

«Легкое опьянение того не стоит – выпив, я плохо понимаю свое тело. Никогда не был поклонником спиртного», – признается Зеттерберг. Но раз в несколько месяцев Пер может выпить один-два стакана пива.

3) Принять свою болезнь.

«Люди не понимают, что такое диабет. Они не знают, как это серьезно, – говорит Пер. – Примите это как факт. Без принятия вы не сможете чувствовать себя хорошо. Вот и все. Берите максимум. Если заботиться о себе, то можно прекрасно жить. Но нужно помнить: эта болезнь никому не дает отпуск. Ты живешь с ней 24 часа в сутки».

4) Найти спорт по душе.

«Мне гораздо лучше, когда я занимаюсь спортом. Но важно найти правильный тип занятий для себя. Также важен стабильный уровень сахара в крови. Я должен думать о своих ощущениях. На уровень сахара влияет все».

Карьера Зеттерберга: 9 чемпионств в Бельгии и Греции, драма в сборной Швеции (не играл из-за конфликта с Седербергом и Лагербеком)

Карьера Пера сложилась прекрасно: 6 чемпионств в Бельгии, 3 – в Греции (с «Олимпиакосом»), приз лучшему игроку Швеции в 1997-м. В Бельгии его признавали лучшим футболистом года дважды (в 1993-м и в 1997-м). Зеттерберг славился корректностью на поле: за карьеру он получил всего три желтые карточки и четырежды брал приз Fair Play в Бельгии.

Не получилось только со сборной, за которую Зеттерберг отыграл 30 матчей. Он ни разу не был на крупном турнире: на ЧМ-1994, где шведы вышли в полуфинал, не поехал из-за травмы, а на Евро-1996 и ЧМ-1998 команда не отобралась.

Осенью 1999 года у него случился конфликт с тренером Томми Седербергом, а затем и с его ассистентом Ларсом Лагербеком, который чуть позже стал со-тренером шведской команды.

Швеция играла с Болгарией и Люксембургом в отборе на Евро-2000. Зеттерберга вызвали впервые за год, и болельщики были счастливы: Пера считали одним из сильнейших игроков Швеции. Но Седерберг оставил его в запасе. Пер справился с разочарованием и надеялся выйти против Люксембурга. Перед игрой он сказал: «Я играю немного не по-шведски. У меня иное футбольное воспитание. В этом есть и положительные, и отрицательные стороны. Надеюсь, Седерберг будет рассчитывать на меня в будущем».

Даже когда Фредрик Юнгберг получил травму, и его позицию занял другой игрок из центра поля, Зеттерберг не вышел в основе: его выпустили лишь на второй тайм. После матча Пер сел в машину и быстро уехал в Ватерлоо, небольшой городок в 15 км от Брюсселя, где жил его отец. А через несколько недель шокировал всех, объявив об уходе из сборной. Седерберг попытался смягчить ситуацию, сказав, что это лишь пауза, но игрок был категоричен.

«Нельзя сказать, что произойдет в будущем, но должно многое случиться, чтобы я изменил решение, – сказал Пер. – Сейчас это очень сложно. У нас с Томми разные взгляды, мы не всегда на одном уровне. Я говорил, что хочу дать себе шанс в сборной, но это слишком сложно, так что я отказываюсь от него. Решение витало в воздухе уже давно. Могу лишь пожелать остальным игрокам удачи».

Зимой 2001-го Лагербек полетел в Афины (Зеттерберг тогда играл за «Олимпиакос»), чтобы решить конфликт. «Мы поговорили обо всем, теперь разногласия в прошлом, – сказал Зеттерберг в интервью Aftonbladet. – Кажется, всю грусть мы оставили позади. Теперь нужно смотреть вперед».

Но в сборную Зеттерберг так и не вернулся. 45 минут в матче с Люксембургом – его последнее появление на поле в составе шведов.

У Зеттерберга получилось справиться с диабетом, но разрешить конфликт он так и не смог.

Начо с 12 лет играет с диабетом. Вот его история

Спорт помогает при диабете. Главное – контроль: Макс Доми измеряет уровень глюкозы 5 раз за игру, а Начо делает укол инсулина во время еды

Фото: globallookpress.com/via www.imago-images.de/www.imago-images.de, imago sportfotodienst, Panoramic/ZUMAPRESS.com, ; Gettyimages.ru/Tim de Waele, Mark Thompson; youtube.com/De retour des archives; instagram.com/parzetterberg21