11 мин.

Еще одна звезда Финляндии – воспитанник «Арсенала». Его родители бежали из Сьерра-Леоне, стал футболистом из-за мечты мамы о Лондоне

Будет мешать нам забивать.

25-летний полузащитник «Рейнджерс» Глен Камара – одна из главных звезд сборной Финляндии, но в России о нем почти не слышали до расистского скандала, который случился в марте. Камара играет опорника с широким функционалом: не только разрушает, но и разгоняет атаки под сильным прессингом. 

Его путь до «Рейнджерс» и сборной получился извилистым: он вырос в Финляндии, где не мог привыкнуть к тренировкам в зале из-за сильных морозов, в 12 лет переехал в Лондон и попал в академию «Арсенала», но не задержался там и оказался в соседнем чемпионате.

Семья Камара бежала в Финляндию от гражданской войны, но мама мечтала жить в Лондоне. Они переехали, когда Глену было 12

Родители Глена переехали в Финляндию, когда он еще не родился. На такое решение их толкнула гражданская война в Сьерра-Леоне – тогда страну, по некоторым подсчетам, покинули около двух миллионов человек. Семья оказалась в финском городе Тампере, где в 1995 году и родился Глен. Когда мальчику исполнилось два, в его жизни случился еще один переезд – он вместе с семьей оказался в Эспоо (город в 400 км от Хельсинки).

Камара вспоминал жизнь в Финляндии так: «Летом это идеальное место, но зимой там холодно. Очень холодно. За окном – минус 20 градусов, но школы все равно открыты, и ты должен идти туда так, словно все в порядке. Зимой мы постоянно играли на искусственном газоне или в зале, зато летом была куча турниров». 

Тренер Теему Вихервирта, который работал с Гленом более четырех лет, вспоминал, как 7-летний мальчик впервые пришел на занятие: «Сразу же стало понятно, что он лучший. Перед его первой игрой я пообещал, что куплю каждому по бутылке кока-колы в случае победы. Гленни сказал, что выполнит задачу, а потом забил пять мячей. Камара – скромный парень, но поле – это его стихия. Если мы проигрывали в два мяча, то я говорил, что нужно забить три, и он делал это».

Мама одна воспитывала Глена и его младшую сестру, денег часто не хватало. Вихервирта рассказывал: «Я год или два не знал, в каких условиях растет Глен. Он всегда приезжал на машине друга семьи, а потом стало ясно, что его мама не может платить по счетам. Тогда мы без проблем помогли им».

Камара был на голову выше даже тех парней, что были на несколько лет старше, но не хотел играть за профессиональную команду – ему просто нравилось гонять мяч с друзьями. Хоть Камара и выделялся, ему не завидовали.

Глен – единственный игрок той детской команды, ставший профессионалом, Вихервирта сейчас работает поваром в спортивном баре: «Я всегда на работе, когда играет сборная Финляндии. И я постоянно кричу: «Посмотрите, это мой мальчик!»

В Финляндии не всегда было просто. Камара вспоминал: «Случалось всякое. Когда я был младше, меня оскорбляли. Использовали слово на букву «н» и все такое, но я просто не обращал внимания. Один раз случилась потасовка. Это было странно. В моей первой команде я не был единственным темнокожим игроком, но во второй – был. Там обстановка была менее терпимой, но на меня это не влияло».

Мама Глена всегда мечтала жить в Лондоне. Она часто ездила в Англию с детьми – там жили родственники. Когда парню исполнилось 12, она поставила его перед фактом: «Мы переезжаем».

«Мы готовились к Кубку Хельсинки, и я подвозил Глена на тренировку. Он сказал, что через неделю уезжает в Англию. Я ответил: «Ничего страшного, ты успеешь вернуться к началу турнира». Вдруг он разрыдался и сказал, что переезжает», – вспоминал тренер Ари Сипинен, работавший с командой 1995 года рождения.

«Я не хотел уезжать и говорил, что не смогу без друзей, но мама мечтала о Лондоне, так что мы переехали. Если бы не это решение, то я не попал бы в «Арсенал» и не стал бы футболистом. Именно поэтому я благодарен маме», – говорил Камара.

Камара – фанат «Арсенала». Когда он попал в академию клуба, был в шоке, увидев ван Перси

Оказавшись в Англии, Камара почти два года оставался без клуба и играл только за школьную команду. Во время одного из таких матчей его заметил Рики Данкан, 15 лет проработавший в «Саутэнде» из 4-го английского дивизиона. Глена позвали на просмотр.

«Я с ходу выпустил его на поле, и уже через 15 минут все тренеры переглядывались. Камара был гораздо сильнее остальных. Все вокруг будто бы становилось медленнее, когда он получал мяч. Мы подписали его сразу же», – вспоминал Данкан.

«Саутэнд» часто играл с командами из академии «Арсенала» – Камара понравился тренерам и в 16 лет оказался в системе лондонцев.

Когда Глен впервые отправился на базу «Арсенала», Данкан пошел с ним. Вдруг парень начал дрожать и тяжело дышать. Данкан спросил: «Что с тобой?» Глен не отвечал, и тренер решил, что парень боится знакомиться с легендой «Арсенала» Лиамом Брейди (тогда он руководил академией). Но тут Глен поднял руку, показал пальцем в сторону столовой и прошептал: «Это… Робин ван Перси».

Задав несколько вопросов, Данкан понял, что Камара – фанат «Арсенала». «За все время, что мы были знакомы, он ни разу не говорил мне об этом. Даже после того, как мы стали готовить переход в «Арсенал». Я думал, у него случится инфаркт, его лицо в тот момент надо было видеть», – рассказывал тренер.

Камара попал в команду, где было много талантов: с ним играли Энсли Мэйтленд-Найлз, Алекс Ивоби, Дэн Кроули и Чуба Акпом.

Камара стал капитаном в «Арсенале» U18, а потом уехал в аренду в «Саутэнд» и «Колчестер». Но все пошло не по плану, и в 2017-м Глен ушел, проведя за основу лишь один матч – против «Шеффилд Уэнсдей» в Кубке английской лиги («Арсенал» тогда проиграл со счетом 0:3).

«Мне давали мало шансов. Я подумал: «Окей, возможно, стоит сменить клуб и показать людям, на что я способен». Я рассказал друзьям, что хочу уйти из «Арсенала», и они были раздавлены, стали переубеждать меня, говоря о девушках и моем резюме. Но меня это не особо волновало. Я сказал им: «Послушайте, я просто хочу играть в футбол», – вспоминал Камара.

Так он оказался в «Данди».

Камара раскрылся в «Данди», а потом со скандалом ушел в «Рейнджерс». Глен в восторге от Джеррарда

Нил Макканн пришел в «Данди» в июне 2017-го – и это был первый тренерский опыт экс-вингера сборной Шотландии. За две недели он подписал нескольких игроков, а теперь хотел усилить полузащиту. Подходящих кандидатов не было, но изучая списки, Макканн наткнулся на Камара.

«Я связался с ним и спросил, может ли он приехать на тренировку. Прошло 10 минут, а я уже знал, что мы должны подписать его. Я искал смелого игрока, который мог бы отобрать мяч даже у вратаря. Камара сделан из металла, он очень силен. Я сразу же увидел, что он может без потерь удерживать мяч под давлением. Это был идеальный кандидат», – вспоминал Макканн.

Договориться с Камара было не так легко – потребовалось три недели, чтобы убедить его переехать в Шотландию. Глен сомневался, что это хороший старт для карьеры, но согласился.

В первом же сезоне Камара отыграл 46 матчей за «Данди», а в клубе его признали лучшим игроком года, но Глен не смог отвезти приз в Лондон, чтобы показать маме, – эта статуэтка была переходящей.

***

Макканна уволили в октябре 2018-го (после восьми туров чемпионата «Данди» шел последним), а Камара потерял место в составе. Доходило до странного – новый тренер Джим Макинтайр выпускал в центре поля защитника Даррена О’Ди, а Камара гулял в парке, не попав в заявку.

Это привело к тому, что в январе 2019-го Камара договорился с «Рейнджерс» о предварительном контракте. Спустя месяц «Рейнджерс» связался с «Данди» и предложил за полузащитника 50 тысяч фунтов. Так Глен попал в Глазго.

«Иногда я думаю о том, что Стивен Джеррард – мой тренер, и это сводит меня с ума. Этому нельзя не удивляться, нужно привыкнуть», – делился эмоциями футболист.

В прошлом сезоне Камара провел за «Рейнджерс» 33 матча в чемпионате Шотландии. «Я думаю, он вписывается в нашу систему как влитой. Глен может делать все что угодно. Ему комфортно быть шестеркой, тройкой, двойкой, он умный и понимает требования», – хвалил игрока Джеррард.

Камара мог играть за три сборные. Выбрал Финляндию, хотя забывает язык и не поет гимн перед матчами (говорит, что от стеснения)

Камара мог выбирать между сборными Сьерра-Леоне, Финляндии и Англии.

Когда Глену исполнилось 16 лет, его пригласили в сборную Финляндии U18. Тогда тренер Киммо Липпонен серьезно поговорил с ним: «Если ты выбираешь нашу сборную, то это навсегда. Потом уже ничего не изменить».

Тогда Глен еще ничего не решил, но его отец (который не занимался воспитанием сына) дал смелое интервью и заявил: «Конечно, он продолжит играть за Финляндию. Я об этом позабочусь, не беспокойтесь».

Описывая ту ситуацию, Камара говорил: «В Финляндии я родился и прожил половину жизни, так что я чувствую себя финном. Если честно, то об Англии я даже не думал. Сьерра-Леоне – да, потому что там родилась моя мама. Но я люблю Финляндию, мне нравится возвращаться туда и разговаривать на родном языке, так что это решение не было сложным».

Камара говорит по-фински, но признается, что начинает его забывать. «Парни говорят мне, что я должен начать давать интервью на финском. Я пообещал, что сделаю это, но надеюсь, они уже не помнят об этом разговоре», – шутил футболист.

Еще один вопрос, который волновал финнов, – Камара не поет гимн перед матчами сборной: «Тренер сказал, что я должен это делать. Буду петь про себя. Честно, я знаю все слова. Просто стесняюсь. Смущает, что меня увидят поющим».

У Камара вообще закрытый характер – он не так часто дает интервью, не любит фотографироваться, но мечтает оказаться в клубе АПЛ.

Для этого, например, можно выстрелить на Евро.

Изучаем сборную Финляндии:

Пукки – монстр контратак, но Финляндия уязвима в середине и на подборах. Гид по сопернику России

Помните Антти Ниеми по АПЛ середины нулевых? Теперь он тренер вратарей сборной Финляндии

В сборной Финляндии есть наполовину русский Роберт Иванов. Играл в третьей лиге, среди крановщиков и кассиров, его карьеру перевернул Равиль Сабитов

Похьянпало – это финский футболист, хоккеист или национальное блюдо из селедки? Разминка перед матчем

Фото: REUTERS/Hannah Mckay, Anton Vaganov; globallookpress.com/Kalle Parkkinen/Newspix24, Stefan Kiefer/imagebroker.com; Gettyimages.ru/Mark Runnacles / Stringer, Mike Hewitt, Charlie Crowhurst / Stringer, Mark Runnacles / Stringer, Ian MacNicol / Stringer; East News/Heikki Saukkomaa/Lehtikuva Oy/East News