6 мин.

Дивный новый мир

  Не могу удержаться и не прокатиться на волне всеобщего хайпа. Тем паче, что мой любимый клуб в эпицентре, сотрясающего само основание мирового футбола, супершторма. И имя тому шторму - Суперлига. Идея носившаяся в воздухе два десятка лет и всплывавшая на поверхность с некоторой периодичностью, наконец готова воплотиться в реальность. Пандемийный кризис и необходимость компенсировать потери вкупе с несговорчивостью УЕФА привели к величайшему событию в футболе со времен дела Босмана. В отличие от большинства громогласно истерящих на просторах твиттера, инстаграма и СМИ в целом, я всецело понимаю мотивы и поддерживаю создание Суперлиги. Каковы основные претензии, звучащие в жалобном вое противников? Всё сплошь категории нематериальные и, по меньшей мере, спорные. Равенство, справедливость, спортивный принцип, единство и нерушимость и прочие высокие материи, которые впрочем почему-то никого не волновали когда убивали Кубок Кубков, когда Кубок Чемпионов превращали в Лигу. Как по мне, название "Лига Чемпионов" максимально противоположно сути турнира последние лет 20. Как раз те десятилетия, что зрела идея Суперлиги. В сущности, в тот момент когда в  1974 году Авеланж скинул Сэра Роуза при поддержке денег Дасслеров началось превращение футбола из спорта в большой бизнес.  Давайте откинем в сторону истерику УЕФА и ФИФА, которые просто бесятся, что их двигают от кормушки и прикинем, что именно радикально меняет Суперлига. Они разве заявили о чём-то кроме структуры соревнования? Или сказали, что выйдут из национальных первенств? Или выразили бойкот УЕФА с ФИФА? Нет. Клубы, генерирующие наибольший зрительский интерес всего лишь сказали, что собираются сами распоряжаться деньгами, которые заработали. Вот и всё. Зато все вокруг начали наперегонки живописать недостатки этой новой лиги и обвинять основателей в будущих грехах, не удосужившись даже поинтересоваться их планами. В конце концов, кто сказал, что УЕФА лучше всех знает, как управлять деньгами элитных клубов? Основатели же не говорят о роспуске федераций и замене их на собственные структуры. Международные федерации могут всё также заниматься своей деятельностью, популяризировать футбол во всём мире, помогать национальным федерациям и прочее, прочее. Просто теперь им придётся считаться с интересами топ-клубов, по-настоящему, а не эпизодически и с доминирующей позиции. Безусловно, это очень болезненно для чиновников, которые не привыкли спрашивать у кого либо разрешения, но это рано или поздно должно было произойти.

  Какие положительные моменты у Суперлиги? Ну для начала наконец можно будет решить давнюю проблему со сборными. Можно заставить убрать идиотскую Лигу Наций, сократить количество товарищеских матчей и прописать механизмы компенсаций за игроков. Хоть Бавария пока и прикидывается шлангом, но думаю немало крепких ругательств её руководители изрыгнули оставшись без лучшего игрока накануне важнейших матчей против Парижа из-за игры против Андорры.

Финиш надежд Баварии в Лиге Чемпионов

 

  Суперлига явно не планирует полностью закукливаться в себе. Какая-то иерархия будет создана, просто при заявленной структуре, богатые и популярные, наконец, перестанут рисковать своим финансовым положением из-за одного-двух матчей. Стерлинг, не попадающий в пустые ворота, ВАР, дающий оффсайд на 1.5 миллиметра, арбитр с мусорным баком и тому подобное, не должно создавать финансовую брешь в десятки миллионов.

Беспощадный ВАР

  Спокойствие за финансы позволит топам и по-другому подходить к матчам национальных первенств. Например, появится возможность, наконец, больше доверять молодёжи. Академии перестанут быть инкубаторами сырья для продажи в менее именитые клубы. Может ли Юве позволить себе выпустить Фаджоли, Фработту регулярно и на приличное время? А многострадальный Рики Пуч? А сколько их ещё таких глубоко за спинами основы топ-клубов сидит? Что же до игры лучших футболистов, то они тоже будут с большим интересом каждую неделю играть с более-менее равными соперниками, нежели выходить на аутсайдера, который готовится сыграть главный матч сезона, окопавшись в своей штрафной в надежде на редкие контратаки. При этом ты понимаешь, что за любой результат кроме победы, тебя будут нещадно клевать СМИ и болельщики. Такие матчи ничего не несут для топ-клубов кроме нервов и повышенного риска травм. Кто-то скажет, мол, а как же болельщики этих самых малых клубов? Почему вы отказываете им в возможности порадоваться успеху в матче с элитой? Давид против Голиафа и всё такое. Ну так если УЕФА не станет бездумно размахивать банхаммером, то никуда это всё не денется. Зато в противовес нынешней ЛЧ у топ-клубов каждую неделю будет матч против высококлассного соперника. При текущем раскладе даже победитель ЛЧ играет максимум 7 матчей такого уровня. 2 в группе и 5 начиная с четвертьфинала. Соответственно и зрительский интерес распределяется сообразно силе пар. Ференцварош - Динамо Киев думаю мало кого интересовал. Как впрочем, и Барсу против того же Ференцвароша смотрели чисто чтобы узнать сколько накидают. Эти матчи не дают пользы ни одним, ни другим. В Суперлиге же каждый матч будет заставлять игроков показать максимум, а это путь к дальнейшему росту мастерства.

  Если подумать, то Суперлига всего лишь легитимизирует давно существующие явления, которые прячутся за фасадом международных федераций. В 21 веке самый популярный вид спорта продолжает изображать, будто на всех уровнях несёт некую социальную функцию для всего мира. Что изменит существование Суперлиги для мальчишек пинающих мяч во дворе? Какая им разница забивает Мбаппе в Лиге Чемпионов или в Суперлиге? Зато есть разница забивает топ-клубам или Апоэлу какому нибудь. Лучшие игроки и так стремятся исключительно в клубы из числа основателей. Самые громкие трансферы тоже происходят между ними. Только в текущем виде это часто происходит как в шпионских романах с закулисными переговорами, дезинформацией и клубной враждой. Создание общего турнира может помочь и регламентированию отношений между собой, в том числе и подсдуть пузырь трансферных цен. Общие финансовые интересы поспособствуют сотрудничеству.

Революционеры

А вот кто от этого проигрывает больше всего и, естественно, больше всего истерит, так это чиновники от УЕФА и ФИФА, которые понимают, что их отрывают от финансовой сиськи, к которой они присосались, как думали, навсегда. Ребятки привыкли роскошествовать за чужой счёт всей своей огромной, закостенелой и неповоротливой махиной. Вот только за время почивания на лаврах, похоже совершенно разучились соображать и сейчас могут лишь в приступе праведного гнева размахивать угрозами «запретить и не пущать». Вот только кому от этих запретов будет хуже? Без игроков топ-клубов турниры сборных потеряют львиную долю интереса и авторитета, а, следовательно, и цена показа стремительным домкратом полетит в сторону плинтуса. Многие ли смогут назвать хотя бы призёров последней олимпиады? А ведь без лучших игроков чемпионат Мира будет немногим интереснее. Тоже самое справедливо и для национальных первенств. Тут вот уже прошла новость о требованиях Аталанты и Вероны с Кальяри(три хаха) отстранить итальянских основателей от внутренних турниров. И мне хочется спросить, а кому в мире, да бог с ним с миром, в самой Италии будет интересна такая серия А? Формально там останутся Рома, Лацио и Аталанта, только надо понимать, что римляне по первому зову примчатся в проклятую Суперлигу, а вывески Аталанта - Сассуоло или Сампдория - Специя будут интересны достаточно небольшому кругу ценителей футбола. Что опять же приводит к расторжению контрактов бродкастерами и уходом их к всё той же Суперлиге.

  Что ещё в силах сделать федерации? Да ни черта. Судьи будут работать там, где платят. А для чисто технических моментов типа регистрации трансферов, лицензирования и прочих бюрократических вещей Суперлига и свои структуры может создать. Чай не высшая математика. Так что мне видится, что, пройдя через стадию отрицания на протяжении последних 20 лет и стадию гнева от вчерашнего анонса, всему футбольному миру предстоит немного погрустить от ностальгии по уходящему миропорядку, поторговаться с Суперлигой о доле, которую она выделит федерациям и порядке взаимодействия и, наконец, смириться с новой реальностью. Точка невозврата пройдена, так что нас ждут крайне интересные месяцы. Запасаемся попкорном, господа и готовимся к дивному новому футбольному миру.