12 мин.

От Тутберидзе и обратно. Элизабет Турсынбаева – вторая на чемпионате четырех континентов

Она тренировалась в торговом центре, а теперь прыгает четверной. 

Вчера завершился чемпионат четырех континентов – аналог чемпионата Европы для остальных стран. Главным открытием этого турнира стала Элизабет Турсынбаева. Про японский подиум говорили и в анонсе от ISU, и даже в американской студии Ice Desk, где, кстати, Эшли Вагнер отлично проявила себя в роли эксперта. Элизабет Турсынбаеву, у которой до этого момента не было медалей ни на одном серьезном турнире, в расчет не брали. А именно ей в итоге и удалось расположиться среди японок.

Короткая программа не предвещала такого развития событий. Рика Кихира провалилась, прыгнув бабочку вместо тройного акселя – потеря около 10 баллов и 5-е место. Американки Брэди Теннелл и Мэрайя Белл показали свои season best и расположились в тройке призеров вместе с Каори Сакамотой. Элизабет исполнила хороший прокат, потеряв немного баллов на двойном акселе, но осталась только 6-й. Тем не менее плотность результатов была высокой: 9 фигуристок в 10 баллах. 

Короткая программа:

  1. Брэди Теннелл (США) – 73,91

  2. Каори Сакамото (Япония) – 73,36

  3. Мэрайя Белл (США) – 70,02

  4. Лим Ын Су (Южная Корея) – 69,14

  5. Рика Кихира (Япония) – 68,85

  6. Элизабет Турсынбаева (Казахстан) – 68,09

  7. Тин Цуй (США) – 66,73

  8. Маи Михара (Япония) – 65,15

  9. Ким Йе Лим (Южная Корея) – 64,42

  10. Кайлани Крейн (Австралия) – 60,64

В произвольной программе все перевернулось: в тройку призеров ворвались девушки с 5-го, 6-го и 8-го мест. Американки допустили ошибки: падение Белл и недокруты у Теннелл, а японка Сакамото сделала аксель в один оборот. Элизабет же, наконец, уверенно откатала свою программу и уступила только Кихире, которая оставила в произвольной только один тройной аксель, но выполнила его успешно.

Итоговое положение:

  1. Рика Кихира (Япония) – 221,99

  2. Элизабет Турсынбаева (Казахстан) – 207,46

  3. Маи Михара (Япония) – 207,12

  4. Каори Сакамото (Япония) – 206,79

  5. Брэди Теннелл (США) – 202,07

  6. Мэрайя Белл (США) – 193,94

  7. Лим Ын Су (Южная Корея) – 191,85

  8. Ким Йе Лим (Южная Корея) – 187,93

Первым элементом произвольной программы у Элизабет был четверной сальхов – никто до сих пор не исполнял его на взрослом уровне. Судьи не нашли недокрутов и засчитали прыжок. Но Элизабет не смогла с него приземлиться. Результат – падение и только 4,85 баллов за элемент.

Сергей Дудаков за день до произвольной программы еще не был уверен, будет ли Турсынбаева исполнять четверной. Но заверил, что это точно случится на Универсиаде. А значит, у Элизабет в этом сезоне будет еще две попытки (вместе с чемпионатом мира), чтобы стать первой женщиной, прыгнувшей четверной среди взрослых.

В 2016 году она уже исполняла его на тренировках у Брайана Орсера, но до соревнований его так и не довели и речь об этом больше не велась до этого февраля.

Однако после перехода к Этери Тутберидзе фигуристке удалось восстановить прыжок, и за несколько дней до чемпионата четырех континентов Элизабет выложила в инстаграм свою удачную попытку.

Четверной Элизабет Турсынбаевой на взрослом турнире вновь подчеркивает гонку вооружений фигурного катания. У России готовится к запуску тяжелая артиллерия из Трусовой и Щербаковой, американцы выводят на оперативные мощности Алису Лью, а Япония уже успела нанести пару предупредительных ударов тройными акселями Кихиры. Побеждать с обычным набором элементов становится сложнее.

Наиболее остро проблема фигуристок без ультра-си стоит в короткой программе, где одним из элементов обязательно должен идти аксель.

  • Двойной аксель: 3,30

  • Тройной аксель: 8,00

При учете GOE разница выглядит еще более солидно. Надбавка за элемент является процентом от базовой стоимости: +1 – это 10%, +2 – 20% и так далее. GOE на +3, к примеру, дает 0,99 баллов двойному акселю, но 2,40 – тройному. И в сумме разница составит уже 6,11 баллов, что довольно много для короткой программы.

Более того, даже падение на докрученном тройном акселе – это 4,00 балла. Набрать столько двойным можно лишь с GOE на +2,12.

Тройного акселя у Элизабет Турсынбаевой нет, но он может появиться: «Я уже пробовала делать тройной аксель в Торонто. Вышло неплохо. Я даже смогла нормально приземлиться. Так что это не так уж и страшно». А пока она может побеждать и за счет четверного сальхова, который тоже станет большим преимуществом перед соперницами.

Однако за ее четверным могло остаться незамеченным, что в этот раз он не принес ей дополнительного преимущества – Элизабет смогла навязать борьбу своей обычной программой, чего не удавалось сделать ни разу в этом сезоне. На каждом из четырех турниров она уходила в минус на 3-4 элементах.

Оценки за технику (произвольная программа):

  • Ondrej Nepela Trophy – 61,31

  • Finlandia Trophy – 66,25

  • GP Skate Canada – 64,61

  • GP Rostelecom Cup – 58,07

  • Four Continents – 75,97

Впервые в этом сезоне Элизабет откатала уверенно свою программу, и это произошло даже после падения на первом прыжке. Такой прокат выглядит еще более значимым, если посмотреть на рейтинг компонентов. Кихире она проиграла около 8 баллов, еще трем фигуристкам – по 5 баллов. 

Компоненты (по сумме программ):

  1. Рика Кихира (Япония) – 103,43

  2. Каори Сакамото (Япония) – 100,57

  3. Маи Михара (Япония) – 100,33 

  4. Брэди Теннелл (США) – 100,05

  5. Элизабет Турсынбаева (Казахстан) – 95,60

  6. Мэрайя Белл (США) – 95,32

  7. Лим Ын Су (Южная Корея) – 93,65

  8. Ким Йе Лим (Южная Корея) – 87,99

Путь к своему первому успеху Элизабет Турсынбаева проделала через разных тренеров и несколько стран: Россия, Казахстан, Канада. 

Элизабет родилась в Москве и начинала тренироваться вместе с братом, но в 2011 году после выступления во Франции за Казахстан их оттуда выгнали. Они перешли в ЦСКА к Елене Водорезовой и Светлане Соколовской, но через 5 месяцев их попросили уйти и оттуда. Элизабет связывала это с теми же причинами: незадолго до этого она представляла Казахстан на двух турнирах. При этом на всех остальных соревнованиях Элизабет все еще выступала за Россию.

С января 2012-го по лето 2013-го Элизабет была в группе у Этери Тутберидзе. Тогда и было принято решение выступать за Казахстан. Элизабет выиграла первенство Москвы и была включена в сборную России, когда поступило предложение от Казахстана. Отец как раз в то время перевелся туда по работе, и, по его словам, они сами осознанно решили сменить спортивное гражданство. 

Мама в свою очередь признается, что конкуренция в России тоже сыграла немаловажную роль: «В России большая конкурентная среда. Глядя на дочь, думала, выдержит ли она эту конкуренцию, выживет ли вообще? Я смотрела на это глазами мамы, а не тренера».

 

После смены гражданства последовала и смена тренера. «После того как мы решили выступать за Казахстан, мы уже не могли, конечно, тренироваться в Москве и начали думать, с кем работать дальше» – рассказывала Элизабет. Мама Элизабет объяснила, что в олимпийский сезон у российских тренеров не было права тренировать других, поэтому напрашивался переезд в другую страну.

В Казахстане им посоветовали обратиться к Брайну Орсеру и показать прокаты. Отец нашел его электронный адрес и написал письмо. Через несколько дней пришел ответ: Элизабет понравилась канадскому тренеру, и он прислал приглашение.

Уже в октябре 2013-го Элизабет была у Орсера, но с канадской визой периодически возникали проблемы. Например, значительную часть сезона 2014/2015 приходилось тренироваться самостоятельно то в России, то в Казахстане. Однажды из-за ожидания визы Элизабет Турсынбаевой несколько месяцев занималась на обычном катке в торговом центре. В Москве у нее больше не было тренера и льда тоже. Она была только с мамой и с толпой посторонних людей.

«Было очень трудно готовиться к соревнованиям на общественном льду. Там было много детей на льду, и они не давали прохода. Было сложно делать прыжки. Было ужасно так тренироваться с сентября 2014-го» – рассказывала мать фигуристки. Тем не менее тот сезон стал довольно успешным: 2-е и 3-е места на этапах юниорского Гран-при, 4-е – на юниорском чемпионате мира.

Окончательно проблемы с визой закончились только весной 2015-го – через полтора года с начала тренировок у Брайана Орсера.

Элизабет несколько лет назад так охарактеризовала Брайана Орсера: «Канадские тренеры нестрогие, не такие как в Москве. Хочешь – занимайся, не хочешь кататься – отдыхай. Я помню даже во время Олимпиады в Сочи, во время тренировок, другие спортсмены уходили со льда, чтобы поболеть за спортсменов. В московских школах такое было исключено. Тренер у меня очень опытный и грамотный. Он хорошо объясняет все как нужно, указывает на ошибки – никогда не ругается».

Сама Элизабет Турсынбаева не принимала участие в сочинской олимпиаде – большие турниры у нее начались со следующего сезона. В Сочи-2014 не было и других казахстанских девушек, как и на любой Олимпиаде до этого. Зато на Пхенчхан-2018 Элизабет Турсынбаева заработала сразу две лицензии для своей страны. И это стало большим событием для Казахстана, поскольку кроме бронзы Дениса Тена призовых мест никогда не было, да и участий в Олимпиадах было совсем немного.

  • 1994. Елизавета Стекольникова / Дмитрий Казарлыга (танцы на льду, 18 место)

  • 1998. Юрий Литвинов (мужчины, 28 место)

  • 1998. Марина Халтурина / Андрей Крюков (пары, 14 место)

  • 1998. Елизавета Стекольникова / Дмитрий Казарлыга (танцы на льду, 22 место)

  • 2014. Денис Тен (мужчины, 3 место)

  • 2014. Абзал Ракимгалиев (мужчины, 22 место)

  • 2018. Денис Тен (мужчины, 27 место)

  • 2018. Элизабет Турсынбаева (женщины, 12 место)

  • 2018. Айза Имамбекова (женщины, 30 место)

Подготовка к Олимпийским играм выдалась для Элизабет кошмарной. На чемпионате четырех континентов, незадолго до Олимпиады, она получила травму, и участие в играх было под вопросом. Ей пришлось лететь на лечение в Казахстан и там же тренироваться в это время. Она вновь готовилась к соревнованиям без тренера, а только с мамой. Вылечиться полностью Элизабет не успела, поэтому в олимпийских программах «приходилось потерпеть».

Про бывших тренеров Элизабет Турсынбаева всегда отзывалась только положительно. При каждом удобном случае она благодарила московских тренеров и в частности Этери Тутберидзе: «Я очень благодарна Этери Тутберидзе и директору школы № 37 Эдуарду Аксенову. Они очень любили меня, даже ласково называли киллером». 

Умение уходить, не сжигая мосты, помогло Турсынбаевой вновь оказаться у Этери Тутберидзе. Летом 2018-го, сразу после олимпийского цикла, она приняла решение вернуться. С Брайаном Орсером она тоже по-доброму: «Да, я ушла от Орсера, но это вообще никак ни с кем не связано. С Брайаном мы расстались в хороших отношениях, он поддержал мой выбор и пожелал мне удачи, сказав, что я в хороших руках. И я благодарна ему за тот опыт, который он мне дал».

Но ее мама, рассказывая об Орсере, все-таки называет это ошибкой: «Орсер — он веселый, открытый, но безумно занятой. У него много учеников, и он разъезжает по всему миру. Довольно много времени он тратит на ледовые шоу. Ошибка с Орсером состояла в том, что мы думали, он будет с нами заниматься круглые сутки. Но пришлось работать в основном самостоятельно.

Там ты предоставлен сам себе, много чего решаешь сам, вплоть до выбора программы, а если ты ошибку допускаешь, это твоя личная ошибка. Орсер ведет занятия условно говоря 20 минут, и он отвечает за эти 20 минут. А за глобальный результат надо бороться самому, либо за тобой должна стоять сильная федерация, как в России, — помогает, болеет».

Элизабет восемь лет училась в музыкальной школе по классу скрипки и фортепиано. Это помогало самостоятельно выбирать музыку к программам и делать необычные показательные номера. Еще в юном возрасте она несколько раз играла на скрипке, находясь на льду.

Музыку пришлось отодвинуть на второй план из-за занятий спортом, но игра на фортепиано и скрипке вместе с кулинарией входят в обычный распорядок дня фигуристки: «Я очень люблю готовить. Пироги, кексы, бывает плов, манты, самсу, самые разнообразные блюда. Я очень люблю шить, вязать и, конечно же, читать интересные книги и смотреть хорошие фильмы. Дома очень много рисую, но в основном для себя, бывает, что никому не показываю их».

Элизабет было довольно тяжело тренироваться вдали от дома и семьи, да и подход Этери Тутберидзе к тренировочному процессу ей оказался ближе: «Полностью, конечно, другой менталитет. Везде есть свои плюсы и минусы. У Этери Георгиевны мы тренируемся много, работаем много, каждый день, никаких поблажек. И это хорошо, это очень закаляет, тренирует. На соревнованиях проще стартовать – как говорится, тяжело в учении, легко в бою. В Торонто отношения больше дружеские. Мне нравится тренироваться у Этери Георгиевны, это мое».

Переход к Тутберидзе произошел в самом начале олимпийского четырехлетия и произведен с прицелом на Пекин-2022. А в будущем, которое находится поближе, Элизабет ожидают Универсиада в Красноярске и чемпионат мира в Японии, на которые она уже может ехать как часть элиты фигурного катания.

На четырех континентах Элизабет Турсынбаева набрала 207,46 баллов и проиграла только Рике Кихире. На недавнем чемпионате Европы такой результат покорился лишь Софье Самодуровой. Если рассматривать эти два турнира как последнюю проверку перед мировым первенством, то Элизабет Турсынбаева прошла ее третьей.

Чемпионат Европы + Чемпионат четырех континентов:

  1. Рика Кихира (Япония) – 221,99

  2. Софья Самодурова (Россия) – 213,84

  3. Элизабет Турсынбаева (Казахстан) – 207,46

  4. Маи Михара (Япония) – 207,12

  5. Каори Сакамото (Япония) – 206,79

  6. Брэди Теннелл (США) – 202,07

  7. Алина Загитова (Россия) – 198,34

  8. Вивека Линдфорс (Финляндия) – 194,40

  9. Мэрайя Белл (США) – 193,94

  10. Лим Ын Су (Южная Корея) – 191,85

О многом эти оценки не говорят – это лишь один турнир. Алина Загитова должна выступить гораздо успешнее на чемпионате мира, также там появятся Елизавета Туктамышева (скорее всего) и японка Сатоко Миахара, да и оценки каждой фигуристки могут измениться в любую сторону.

Но в любом случае теперь Элизабет Турсынбаева – одна из фавориток. Особенно с четверным сальховом. 

Другие статьи:

Меняющая историю. Александра Трусова

Фото: Sputnik/Алексей Филиппов; Reuters; instagram.com/elizabet_.t; EDEA; AFP/Aris Messinis; Михаил Шаров