8 мин.

Толкание ядра: эволюция и революции

Толкание ядра было включено в программу еще первых современных Олимпийских игр в Афинах. Могучие мужики становились к краю круга или чаще к линии,  пристально вглядывались вдаль, на отметку 15 метров, и отправляли туда ядро.

Вес снаряда составлял 16 английских фунтов (1 фунт = 453.59237 грамма), что в переводе на метрическую систему составляло примерно 7 кг 257 г. Чтобы не возвращаться к теме снаряда, скажу, что сегодня вес его по правилам ИААФ составляет 7.260 кг, но не более7.285, а диаметр 110-130 мм. Диаметр круга, в котором это действо совершается, равен семи английским опять же футам, или 2.135 м. Круг должен быть в меру шершавым, так как из гладкого круга спортсмены дружно вылетают и «убиваются об пол». Чрезмерно шершавый круг приводи к отставанию ног от корпуса с теми же последствиями. Ядро тоже шершавое, и степень его «шершавости» определена в Правилах ИААФ. 

Поначалу мужчины толкали ядро с места. Потом наиболее продвинутые решились отойти чуть дальше, и скакнуть на одно ноге, стоя в пол-оборота к сектору. Этот продвинутый стиль получил название «скачок». 

Лучше всех «скакали» американцы. Они скакали так:

Боб Гаррет, победитель первых Олимпийских игр современности. Афины-1896

и так

Ральф Роуз, олимпийский чемпион Афин-2006 и Лондона-1908.

Только на Играх в Берлине-1936 американцев во славу фюрера и Великой Германии, а также для демонстрации превосходства истинных арийцев над всякими англами и саксами «обскакал» немец, имя которого настолько затерялось в моей памяти, что нет никакого желания вспоминать. Саксы с англами, то есть американцы, в Берлине впервые не попали в призеры, заняв места с 4 по 6.  

Стиль «скачок» пользовался популярностью полвека, пока один американец додумался не смотреть вдаль взором горящим на отметку в 15 метров, а встать к сектору спиной. Звали этого умного американца Перри О’Брайен. Было О’Брайену 20 лет, и он победил в Хельсинки-1952. Стиль этот назвали glide, или «хлест туловищем». 

 

А потом Перри победил и в Сиднее-1956. И стал бы чемпионом Римских игр-1960, но за эти годы стилем glide  вполне прилично овладели и другие американские толкатели. 

В Риме Перри занял только второе место. Выступал «отец глайда» и в Токио-1964, но остался четвертым. 

Для того чтобы успешно толкать ядро, одной силушки молодецкой недостаточно. Нужны скорость, координация, стартовый импульс. О’Брайен этими качествами обладал в полной мере, а по силовым параметрам отставал. Дальность полета ядра прямо связана со скоростью вылета. Когда О’Брайен встал спиной к сектору, он удлинил время и расстояние разгона снаряда. И стал чемпионом.

И снова о силе. Например, олимпийский чемпион Рима в метании молота Василий Руденков поднимал такую штангу, что впору было в тяжелую атлетику уходить. Он сильно качался, и терял скоростные качества. И молот его перестал улетать туда, куда летел еще пару лет назад. Василий Алексеев не смог бы толкнуть ядро на 20 метров, несмотря на его феноменальную силу и, кстати, скорость. Он не легкой атлетикой занимался, и сила и скорость у него были именно для тяжелой атлетики.

Но у нас был другой Алексеев, Виктор Ильич. В Ленинграде у него тренировался здоровенный парень, уроженец Хабаровского края Александр Барышников. Росту в Барышникове было без двух сантиметров два метра, весу 130 кг, и он толкал ядро. К Алексееву Барышников пришел в 1970-м, а уже через год тренер предложил ему совершенно революционный способ толкания ядра – круговой мах. Почему именно Барышников? Александр обладал хорошей скоростью, толчком, но «не помещался» в круге. Ну и был еще ряд параметров, по которым Алексеев определил в качестве «подопытного образца» именно Барышникова. Он верил, что именно Александр добьется результата, толкая новым стилем. Традиционным способом Барышников в то время посылал ядро на 18.5 метров и вовсе не был Большой Надеждой советской легкой атлетики, а был толкателем ядра довольно среднего уровня.  

На первых соревнованиях толкая круговым махом Барышников показал всего 17.80. Его поначалу даже не хотели выпускать на старт, уж больно диковинно эта «диковинка» выглядела. Непривычно. Не вписывалась в стандарт и обыденное сознание. Но вписывалась в правила, а это главное.

Уже через год Барышников устанавливает рекорд СССР – 20.54, и едет в Мюнхен лидером команды. Однако в Мюнхене ему не удалось даже выполнить квалификацию.           

Тренер и ученик продолжали совершенствовать новый стиль, и в 1974 году Барышников устанавливает рекорд Европы – 21.70!

За две недели до старта Игр в Монреале-1976 Барышников на соревнованиях в Париже устанавливает мировой рекорд – 22.00.

Этот результат никто в стране не мог превысить 12 лет. В Монреале в квалификации Барышников устанавливает олимпийский рекорд (21.32). Однако в финале он остался только на третьем месте, проиграв специалистам глайда – 3 см Евгению Миронову (193 см/135 кг) и 5 см Удо Байеру (ГДР) (195 см/135 кг).  

И в Москве Баршников проиграл – серебро, а победил толкавший глайдом Владимир Киселев. Глайд торжествовал и на играх в Лос-Анджелесе (итальянец Алессандро Андреи), и в Сеуле (Ульф Тиммерман из ГДР – 22.47),

Ульф Тиммерман

и в Барселоне, где победил американец Майкл Сталсе.

После ухода Барышникова новый стиль в нашей стране, который за границей получил название spin, практически исчез. Я не помню ни одного более или менее заметного толкателя, который бы его использовал. А атлеты других стран, прежде всего американцы, активно его осваивали. Круговой мах технически сложнее, чем глайд, но и прибавку в результатах дает заметную. Ему труднее научить и его трудно выучить. Алексеев ставил технику Барышникову по сути пять лет. Нашим тренерам то ли лень было учиться, то ли не понимали, для чего вообще он нужен. Казалось, глайд одержал полную победу. 

Однако в Сеуле-1988 серебро выиграл 22-летний американец Рэнди Барнс (195 см/132 кг), использовавший спин – 22.39. В Барселону он не попал, но затем выступал очень уверенно, и накануне Игр в Атланте установил мировой рекорд – 23.12.

Мировой рекорд

Барнс в Атланте стал олимпийским чемпионом, и это была первая победа кругового маха.

Атланта-1996

От первых опытов до первой победы прошло четверть века.    

Однако следующие чемпионы тоже используют глайд: в Сиднее-2000 побеждает финн Арси Харью, в Афинах-2004 белорус Андрей Михневич украинец Юрий Белоног. В Пекине-2008 – поляк Томаш Маевски.  

Томаш Маевски: 204 см/135 кг

Все эти годы наиболее яркими представителями стиля spin были американцы:

Адам Нельсон: 183 см/120 кг, серебро Сиднея и Афин. Нельсон в Лондон не попал.

Кристиан Кантуэлл: 198 см/145 кг, серебро Пекина

Рис Хоффа: 182 см/133 кг  

В Лондоне американцы будут бороться за золото с типичным представителем стиля glide чемпионом мира Давидом Шторлем. 

 

Тэгу-2011

Если поначалу считалось, что spin подходит только гигантам типа Барышникова, Барня или Кантвелла, то Нельсон и Хоффа доказали, что он не менее удачно используется и «малышами».

Только один из трех наших толкателей, чемпион страны Максим Сидоров использует spin.

Физические параметры Сидорова не нашел, но парень он не хилый. Я видел его выступление на чемпионате страны. У него еще много технических огрехов, да и сама техника нестабильна, но самое главное – прибавка в результатах. Думаю, если почистить технику, он выдаст 22 метра. Тем не менее, круговой мах в нашей стране по-прежнему пользуется «ограниченной популярностью», хотя за ним – будущее. Мы снова отстаем в том, что сами же и придумали.