13 мин.

Скотина по имени Эдмундо

 

Котел, полный кипящих возбуждений: так Зигмунд Фрейд описывает Оно, психологическую структуру, ответственную за наши базовые желания. Ид, утверждает Фрейд, необходимо держать под контролем, чтобы человек не действовал импульсивно вопреки своим интересам. Он предупреждает, что неспособность противостоять своим инстинктам может иметь разрушительные последствия не только для человека, но и для его современников. Никто в футболе не знает этого лучше, чем Эдмундо.

История знает много великих бразильских футболистов. О некоторых говорят даже спустя многие годы после их ухода. Кто-то прямо сейчас радует зрителей со всего мира. История же Эдмундо началась стандартно - в трущобах Рио. Улица Тейшейра де Фрейтас находилась всего в 30 километрах от Ипанемы, но для местных не было разницы: что 30, что 3000.

Рейналдо де Соуза думал не о футболе, а о том, как вырастить семью. Как и его отец, он был парикмахером, но зарплаты явно не хватало. Пока его жена подрабатывала уборщицей, он думал о том, как бы обеспечить своим детям, Эдмундо и Луизиньо, светлое будущее. Ну а те думали о том, как отвлечься от унылых будней. Выход был один - футбол, в который гонял каждый пацан. Кто-то скажет, что дом футбола в Рио - это "Маракана", но местные ребята только покачают головой. Дом футбола - это улицы и пляжи. Это молодого Эдмундо не смущало - учеба была не для него. «Диньо», как его называли друзья и родные, грезил игрой в мяч. Но если другие развлекались, у него была миссия. Из его окружения только слепой не видел прирожденный талант юнца, который играючи обводил соперника и двигался с недетским изяществом и уверенностью. Он осознавал, что был хорош, и без тени смущения трубил об этом на весь мир.

Первой талант заприметила его тетя. Мария часто следила за детьми, пока родители работали, и именно она брала с собой Диньо на практику. Для того чтобы попасть в город, нужно было сесть на паром, но оно того стоило, ведь там же выступал «Васко». Когда ему стукнуло 15, Эдмундо получил приглашение в молодежку «Ботафого». Местный тренер Тиноко бросил на него один взгляд и понял, что перед ним гений. Пока, Тейшейра. Привет, большой Рио.

Кажется, вот она, голливудская история успеха. Но чаще всего в жизни Эдмундо знал только разочарования. Ему было суждено постоянно сражаться, причем сражаться с самим собой. Уже тогда, в "Ботафого", его талант к разрушению стал очевиден для всех. Мария не могла позволить постоянно его возить, и он перебрался в общежитие. Стоило ему распаковать вещи, как началась череда скандалов. Так, первым делом он решил прогуляться по территории клуба голышом, за что получил выговор и вскоре был отчислен.

К счастью, безумных гениев в "Васко" понимали. Во всяком случае, клуб не спешил прощаться с автором изумительного гола, который Эдмундо отгрузил в августе 1991 года, промчавшись через всю оборону соперника. После этого все ждали его дебюта. Впечатлив в составе резервистов, Эдмундо оказался в первом составе - в него сразу поверил тренер Нелсиньо. И правильно: в дебютной игре против "Коринтианса" команда отпраздновала победу со счетом 4-1. Больше из того состава молодое откровение не вылетал. Результат: победа в чемпионате штата. Эдмундо был откровением: он так сыгрался с Бебето, что за командой не мог поспеть никто. Одна беда - тяжелый характером, нападающий то и дело ссорился со своими одноклубниками.

Предыдущие 17 лет прошли тяжело для фанатов «Палмейраса». Им оставалось только бессильно наблюдать за тем, как "Коринтианс" и "Сан-Паулу" выигрывают трофеи, но в 1992 случилось чудо: в команду решил вложиться международный концерн Parmalat. Это позволило тренеру Вандерлею Лушембурго построить одну из величайших команд в истории бразильского футбола:

Роберто Карлос, Сезар Сампайо и Ривалдо поражали весь мир своей игрой, но именно Эдмундо, купленный за рекордные на тот момент два миллиона долларов, стал недостающим бриллиантом, перевернувшим все с ног на голову. Но пока фанаты измученной команды радовались подписанию, президент "Васко" Эурико Миранда усмехался: он мог только сказать «скатертью дорожка» футболисту, который был для него непрекращающейся головной болью.

Может, он и был занозой в раздевалке, но на поле Эдмундо был на голову всех выше: с ним в обойме команда взяла два чемпионата штата, но "Скотина", как его окрестил комментатор Осмар Сантос, никогда не мог сосредоточиться только на успехе. У него был один враг — он сам, и он всегда находил время подпортить настроение всем окружающим. 30 октября 1994 года случилось одно из самых знаменательных для него событий - "Сан-Паулу" принимал "Палмейрас". Как и любое такое бразильское дерби, эмоции кипели, а люди теряли голову. Увы, но все шло к ничьей… до тех пор, пока Эдмундо не был скошен прямо рядом с линией. Разгневанный на обидчика, он высказал все, что думал, тренеру "Сан-Паулу" Тете, после чего решил отомстить, хорошенько пройдясь по нападающему Эуллеру.

Началась потасовка, в ходе которой Эдмундо ударил по лицу Андре Луиса и отвесил пощечину Жуниньо Паулисте. Тут уже началась полноценная бойня.

Когда Антонио Карлосу удалось-таки утащить Эдмундо с поля, рефери удалил шестерых игроков. Кстати, сам боец забил тогда оба гола своей команды, но о них почему-то никто не вспоминает.Это был не один такой промах. В том же году Эдмундо наградили 40-дневной дисквалификацией за удар по лицу рефери. Успел он и врезать Карлосу, который и спас его от разъяренных игроков "Сан-Паулу". Случались частые стычки с главным тренером. Итог сезона - пять красных карточек - говорит за себя. В 1995 году "Скотину" даже задержала полиция Эквадора. Причина - обиженный на себя за смазанный пенальти в Кубке Либертадорес, Эдмундо ударил местного оператора.

Лишь вмешательство бразильского правительства позволило ему выйти на свободу. Несмотря на то, что с "Палмейрасом" он выиграл все, что можно, Эдмундо продолжал грезить о Рио. В 1995 случилось то, о чем он мечтал: он стал частью клуба, который поддерживало 15% всего населения страны. «Фламенго» тогда мечтал построить «атаку мечты», поставив на Диньо, Ромарио и Савио. Главная цель — взять континентальный кубок.

Та атака, возможно, и была великой, но вот обороняться ребята не могли совсем. Год получился ужасный, а его завершение и вовсе кошмарным: во время игры Суперкубка против "Велеса" Эдмундо получил нокаут от Флавио Зандоны. Ромарио вступился правда за друга в стиле кунг-фу, но Фла это не помогло

Болельщики "Палмейрас", понятное дело, не особо-то ему и сочувствовали.На поле творился сущий ужас, но то были еще цветочки — ягодки последовали второго декабря 1995 года, когда знатно подвыпивший футболист, отгулявший на карнавале, сел в свой "Джип" и протаранил "Фиат", который влетел в телефонный столб. Все три пассажира скончались. Когда Эдмундо осознал масштабы случившегося, он не смог сдержать слезы. Ну а суд предъявил ему обвинение в непреднамеренном убийстве. "Фламенго" разорвал контракт. Сначала у него отобрали футбол - жизнь, а затем пригрозили и свободой. А кого винить? Через 45 дней появилась надежда в лице "Коринтианса". По иронии судьбы, именно Эурико Миранда, так радовавшийся его уходу из "Васко", предоставил еще один шанс «Скотине».

То был лучший сезон его карьеры: Эдмундо побил рекорд Бразилии, забив 29 голов и отдав 15 голевых в сезоне. Он так разыгрался, что в 1998 году многие требовали, чтобы именно Эдмундо, а не Роналдо, был основным нападающим сборной на чемпионате мира. Но тренер был не уверен, опасаясь вредного влияния проблемного футболиста.Хоть на Мундиаль он и поехал, поиграть Эдмундо толком не удалось: тренер ему не доверял, а сам игрок то и делал, что жаловался на это, даже связавшись с радиостанцией в Рио, где публично высказал все, что думал. Только проблемы Роналдо со здоровьем в преддверии финала подарили ему заветный шанс. Скептики скептиками, а Эдмундо продолжал играть. Забив 38 мячей за 44 игры, он привлек внимание владельца "Фиорентины" Витторио Чекки Гори, видевшего в нем будущую звезду Серии А. С одной стороны - Руй Кошта, с другой - Габриэль Батистута. Как тут не впечатлиться работой селекционеров?

Казалось, что "Виола" нуждалась именно в нем, и что вскоре команду ждали успели на родине и в Европе. Ну а Эдмундо мог дышать спокойно: на родине ему давно уже было некомфортно. Началось все и правда отлично, ведь бразилец прекрасно сыгрался с Батистутой и поднял клуб на самый верх Серии А. Когда на "Артемио Франки" наведался "Милан", "Фиорентина" уже верила в то, что никто ее не остановит. И тут начались проблемы - Батистута вылетел с травмой на два месяца. Вот он, шанс стать единоличным претендентом на скудетто и подарить клубу то, о чем тут мечтали годами. Но Эдмундо не был бы Эдмундо, если бы он не решил в самый ответственный момент отвлечься на что-то другое. И вместо геройств на поле он решил воспользоваться пунктом контракта и отправиться на карнавал в Рио.

Что болельщики, что сам Батистута схватились за голову.

"Если вам нужен кто-то для вечеринки — берите его. Но для побед на футбольном поле он не годился" - резюмировал аргентинец.

Когда Эдмундо таки вернулся во Флоренцию, та уже уступила лидерство в лиге, играя, по сути, без нападающих. Итог - третье место с отставанием в 14 очков от "Лацио".Сбежав из дома в Италию, Эдмундо посвятил каждый из своих 18 месяцев в Европе нытью о том, как он тосковал по родине. Стоило «Васко» позвать его опять, как он тут же сорвался с места.

Любящие фанаты, обожаемый клуб детства… вскоре нападающий набрал свою лучшую форму. Но долго это не длилось: в клубе Ромарио его ждали старые раны.

Дело в том, что он и Ромарио были друзьями до 1998 года, когда Эдмундо узнал об оскорбительном рисунке, который висел в туалете пляжного бара своего товарища. Он попросил Ромарио рисунок снять, но тот отказался, и начался скандал на весь мир. Когда он перешел в "Васко", тяжелые отношения парочки освещались всеми местными СМИ. Не помог даже клубный священник (да-да), и дуэт продолжал устраивать цирк. Правда, сэр Алекс Фергюсон проблем не заметил - его команду "Васко" просто уничтожил в январе 2000 года при помощи именно этой парочки. Долгожданный триумф был тем самым утешением: Эдмундо опять оказался в центре скандала и был осуждаем всеми за то, что решил напоить пивом и виски шимпанзе на вечеринке своего сына.

Он также провел ночь в тюрьме, когда опять поднялось дело об автокатастрофе. Гол "Юнайтед" казался долгожданным утешением, но радость длилась недолго.

Худшим моментом в карьере Эдмундо стал финал того самого клубного чемпионата мира, где он так блистал. Смазав пенальти, нападающий обрек "Васко" на серебро, уступив чемпионство "Коринтиансу". Это был последний великий матч в его карьере.С этого момента он поиграл еще в восьми клубах, но былой формы было не вернуть. В 2002 году опять случилась трагедия - его брат был найден убитым в его собственной машине в Рио. Эдмундо даже не нашел в себе сил прийти на похороны.В 2011 наконец в прошлом осталась тень, нависавшая над ним 16 лет - магистрат Жоаким Барбоса признал, что после аварии прошло слишком много времени, а значит Эдмундо был официально свободен. Но, по словам самого игрока, он не смог себя простить.

Жизнь и карьера Эдмундо — не самая красивая история. Кто он - как выразился один бразильский журналист, «наказание для всего человечества», или он просто человек с кучей недостатков, игрок, который изо всех сил пытался примирить божий дар с идиотским темпераментом? Перед нами очень проблемный человек, одаренный удивительным талантом, но всегда попадавшим в неприятности. Но как бы то ни было, он навсегда остается одним из величайших талантов в истории Бразилии. Ведь на поле он был неподражаем.

 

Перевод с thesefootballtimes.co