7 мин.

Польская фея из Москвы

Еще не остыли эмоции после короткой программы одиночниц на Чемпионате Европы в Таллине, как появились первые статьи о Екатерине Кураковой, россиянке, ныне представляющей Польшу (например, в блоге Фигурный лед). Я очень рада такому интересу к фигуристке, которая стремительно идет к своей цели, то есть... вот именно. Какая же цель у Кати Кураковой, почему она отправилась в ее поисках именно в Польшу и чего от нее ожидать в ближайшем будущем? Я решила внести немного польской перспективы, потому что те материалы, что на русском или английском, легко найти в интернете - но с некоторых пор Катя дает интервью и на польском, причем отлично справляется с нелегким языком.

С того и начнем, раз речь зашла о языке. Впечатляет то, что кроме акцента практически ничто не выдает в Кате, что она не полькой родилась. А язык не самый простой, несмотря на некоторые сходство с русским; у него ужасная, лишенная логики грамматика, о которую спотыкаются и носители языка. Поверьте моему опыту. Катя же говорит лучше и некоторых поляков. А учила она ему, по словам самой спортсменки... в кафе, просто общаясь с живым языком. И выучила, да прекрасно! Неслучайно же она сама о себе говорит "Кася" (это уменьшительная форма польского варианта имени Екатерина, она же Катажина).

О Кате известно много чего, она не особенно скрывает свою жизнь от окружающих и в интервью говорит искренне о чувствах и людях. Все болельщики в Польше знают, что ее парень - танцор Филип Бояновский, что она дружит с Корнелем и Милошем Витковскими, солистами из клуба в Торуни (это там же, где и начался польский путь Кати), что сейчас она живет в Италии, хотя не считает эту страну своим домом. Она донельзя искренняя, что и было видно в ее бурных реакциях после прокатов. Вспомним то, как она переживала после короткой программы:

И как радовалась результатам произвольной:

Раньше эта открытость и сыграла с Катей злую шутку, из-за чего до сих пор некоторые болельщики в России относятся к этой фигуристке не самым лучшим образом. В молодой Кате Кураковой было много обиды на то, что ее не замечают, что по неизвестным причинам ей дают меньше баллов, нежели соперницам. Что ФФКР не собиралась ставить ее в юниорскую сборную, но и не хотела отпустить в другую страну. Эти чувства можно понять: как заметила самая Катя, фигурное катание - не пожизненное занятие, а в такой стране как Россия если тебя нет в юниорской сборной в пятнадцать, так ты можешь кататься дальше лишь в свое удовольствие, но о поездках на международные соревнования высшего уровня забудь. Для девушки, которая впервые встала на коньки в три-четыре года и с тех пор сделала из катания свой жизненный путь - это сильнейший удар. А если к этому девушка привыкла в открытую говорить обо всем, в том числе и о больном...

В общем, некоторые негодовали. И, по-видимому, имели на это право так же, как и Катя имела право на свою обиду.

Но Куракова резко изменилась за последние сезоны. Как сама сказала в интервью: "Я делаю свое, когда думаю о баллах, мне это очень мешает. Иногда думала: «Ну как так? Я катаюсь, а где оценки выше?» А потом спрашиваю себя – я наслаждаюсь оценками или тем, что делаю?". В разговорах с польскими журналистами тема судейства появлялась все реже, пока совсем не уступила места радости жизни. Катя явно кайфует от прокатов и наслаждается откликом зала.

"Главное для меня: через мои прокаты оставить часть души болельщикам. У них в жизни есть свои проблемы, так что когда они приходят смотреть фигурное катание, они хотят отдохнуть. Такой подход дает мне ощущение, что я нужна, а это очень важно. Когда такого нет, ты теряешь надежду" - сказала она в интервью польскому Евроспорту после Чемпионата Европы. А Олимпийские игры для нее - конечно, источник волнения, но и большой праздник, повод для огромного счастья.

В фигурном катании красиво то, что приятно смотреть не только тех, кто борется за олимпийские медали. Можно получать наслаждение и от тех спортсменов, которые на пьедестал не претендуют, но для которых важно место в десятке сильнейших или хотя бы выход в произвольную программу. Как признает Катя, ее цель на Пекин это: "откатать чисто, выдать лучший прокат, на который я способна". В данный момент, с этим набором элементов, мечт о медалях нет, но есть желание развиваться и давать удовольствие не только себе, но и своим болельщикам.

Тех у Кати много, хотя фигурное катание - не самый популярный в Польше вид спорта. Больше людей катается на катках, нежели смотрит соревнования по телевизору или, тем более, вживую. Но на Кубке Варшавы в ноябре прошлого года Катю приветствовал аншлаг... и большой баннер с надписью "Нация Кати" (Katya Nation), основой которого послужила картина, написанная одной из художниц в Инстаграме.

Катя это зрелище заметила и прибежала к фанатам почти сразу после произвольной программы. Ее слова - очень хорошее подведение итогов ее перемены:

"Короткую программу я катала для судей, потому что так надо. Но произвольная была для вас, моих болельщиков, за то, что вы всегда со мной"

Были слезы и объятия, и искренняя радость миниатюрной девушки, которая в Польше нашла свой дом. Она так и говорит - что ее дом сейчас больше в Польше, чем в России, потому что именно в Польше у нее есть парень, знакомые, друзья. Польские тренеры помогли ей в свое время стать фигуристкой Cricket Club, престижной школы Брайана Орсера (с которой она рассталась из-за пандемии; тренировки в Канаде во время ковида - непозволительная роскошь). Однако в Россию она все-таки приезжает повидаться с семьей и, как на этапе Гран-при в Сочи, показаться родным болельщикам.

Нашла ли Катя Куракова себя - в Польше и в фигурном катании? Кажется, что да. Практически накануне Чемпионата Европы она радикально поменяла короткую программу и стала кататься под вальс Чайковского, в образе, который ей явно по душе. Она заняла высшее место на ЧЕ за всю историю польских одиночниц. Хотя потеряла четверный сальхов, который разучивала до пубертата, стала разучивать другой прыжок ультра-си - тройной аксель. Возможно, покажет его уже на Олимпийских играх. А главное - Катя Куракова кажется совершенно счастливой в том месте, в котором она сейчас находится.

Еще один, немаловажный момент: успехи одной фигуристки в такой маленькой среде как польское фигурное катание влияет на мотивировку и результаты других спортсменов. Катя доказывает, что можно. Что есть к чему стремиться. Польским начинающим, молоденьким одиночницам есть на кого ровняться - да и одиночники как будто подтянулись при Кате. Вот упомянутый уже Корнель Витковский на ЧЕ смог прыгнуть выше головы, выдать лучший прокат за всю жизнь и занять итоговое 18 место. Давно польское одиночное катание такого не видало.

Вот такая история девушки из Москвы, которая сейчас органично смотрится в польской форме и у которой есть шанс быть первой полькой с 1998 года, попавшей в двадцатку лучших одиночниц на Олимпийских играх. Получилось чуть не житие? Я и другого не намеряла - хотела вам рассказать, за что мы в Польше любим Катю и почему мы радуемся ее пятому месту ЧЕ так, словно она завоевала золотую медаль.