7 мин.

Я посмотрел фильм Netflix про Роберто Баджо. Режиссер этого творения точно не Данила Козловский?

Авторы «Божественного Хвостика» пошли по пути создателей фильма «Движение вверх».

     

Я посмотрел фильм Netflix про Роберто Баджо. Режиссер этого творения точно не Данила Козловский?

– Давай позанимаемся буддизмом?

– А это надолго?

– Ну, может час или два. Но сначала ты должен очистить карму.

– Намумехорен. Ге. Кё.

Хорошо, что такие фильмы вообще снимают. Теперь поколение, родившееся в XXI веке, узнает о легендах итальянского футбола 1990-х. Баджо, Сакки, Массаро, Трапаттони, Маццоне… Эти персонажи все дальше от дня сегодняшнего, в котором герои рекламы Pepsi и чипсов Lays давно победили живых футболистов. Неслучайно одно из самых популярных итальянских сообществ о кальчо носит название «Когда футболисты играли в футбол».

Похвально, что создатели фильма «Божественный Хвостик» тщательно изучили википедию и пару книг о главном герое – в картине нет явных фактических ошибок. Хотя помарки были – например, «Фиорентина» почему-то тренируется на базе сборной Италии в Коверчано. И, конечно, мы увидели и знаменитый промах с пенальти, и охоту на уток, и фразу «Мама, убей меня!» Кстати, эта сцена очень смахивает на эпизод из «Малышки на миллион».

В концовке абсолютно точно сформулирован итог карьеры Роберто Баджо. Он был истинно народным игроком. Титулы, медали, кубки и даже «Золотой мяч» – все это вторично. Главное, что тебя будут узнавать на автозаправках, ведь ты никогда не отказывал болельщикам в автографах, даже в дождь. Играл для людей, а не за личную статистику, дарил им настоящие, а не картонные эмоции. И пусть всю жизнь тобой двигало желание добиться похвалы сурового отца, который врал тебе с самого детства, придумав историю, что трехлетний мальчик обещал победить Бразилию в финале чемпионата мира.

     

Роберто Баджо

У фильма бодрый саундтрек. И хорош возглас супруги президента «Брешии» Кориони: «Джино, ты купил всех этих никудышных игроков, а про Баджо забыл».

На этом плюсы заканчиваются. Судя по всему, кастинг актеров «Божественного Хвостика» проходил по принципу конкурса двойников, чем напомнил печально известную «Богемскую рапсодию». Ведь едва ли не единственная заслуга весьма средних актеров – внешнее сходство с реальными прототипами. Даже на третьестепенную роль Дунги подобрали человека с квадратной головой.

Хотя, нет. Есть одно исключение – Анчелотти. Добродушный толстяк Карлетто изображен мрачным социопатом из хоррора «Дети Кукурузы». Кажется, что еще немного и правая рука Сакки достанет топор и устроит резню прямо в раздевалке сборной Италии.

      Карло Анчелотти и Арриго Сакки

Карло Анчелотти и Арриго Сакки

Анчелотти у режиссера получился этаким «апостолом Петром» ветхозаветного Пророка из Фузиньяно. Жаль, что в сценарий не вошел момент, когда Карло, уже будучи тренером «Пармы», отказался от Баджо. Тогда робкий посыл про спасителя «Скуадры Адзурры», которого принесли в жертву коллективному футболу, выглядел бы законченным.

Сценаристы предпочли не заметить огромные куски из жизни Роберто Баджо и скачут по его карьере прыжками длинною в шесть лет. Надо отдать им должное – почти ничего не добавили от себя, как сделали их коллеги по «Легенде №17» и «Движению вверх». Тем не менее, умалчивание важных событий жизни героя существенно исказило общую картину и ввело зрителя в заблуждение. Особенно массового зрителя, который детально не знаком с биографией героя. Эти люди точно подумают, что Баджо участвовал лишь в одном чемпионате мира.

Следите за руками. Маленький городок. Талантливый, но не любимый сын. Отец-абьюзер, как будто телепортировавшийся из «Большой семьи» Иосифа Хейфица. Встреча с Сакки. Первый серьезный контракт. Ужасная травма. 220 швов. Переход в «Фиорентину». Мучения на новом месте. Занятия буддизмом с мутным типом. Отношения с подружкой. Вызов в национальную сборную. Стоп, снято, всем спасибо. А мы уже на чемпионате мира 1994 года.

Реклама 18+

Эй! А где ЧМ-1990, на котором Баджо был в миллиметрах от того, чтобы вывести Италию в финал? Его штрафной удар в дополнительное время в матче с Аргентиной каким-то чудом вытащил дьявол-Гойкоэчеа. И тренер (не Сакки) выпустил его на целый час в решающей встрече. Недостаточно драматично? Или вам нужно всех героев поделить на гениев и злодеев, а полутона не укладываются в вашу клиповую картину мира?

     

Я посмотрел фильм Netflix про Роберто Баджо. Режиссер этого творения точно не Данила Козловский?

Где дружба с Боргоново? А где знаменитый переход в «Ювентус»? Где блестящая игра за «Cиньору»? Ну ладно, хронометраж поджимает, сценаристы решили сосредоточиться на сборной Италии, клубы их не интересуют. Но зачем тогда так подробно описали переход в «Брешию»?

Где болезненное расставание с «Юве»? Где пропуск ЧЕ-1996? Где «Милан» и клуб сердца героя – «Интер»? Где Липпи и Капелло? Где Табарес? Где невероятная история возрождения Хвостика в «Болонье»? Вот там-то и пригодилась бы пресловутая охота на уток, на которую он ходил вместе с тренером Ренцо Уливьери. Где Чезаре Мальдини, который в последний момент включил Баджо в заявку на ЧМ-1998, хотя на него оказывали чудовищное давление?

Где сам этот турнир, на котором Роберто вытеснил из состава друга-соперника Дель Пьеро и в матче с Францией опять-таки был в полушаге от того, чтобы стать героем нации? Тоже не интересно?

Сразу после пенальти в финале ЧМ-1994 мы переносимся в начало 2000-х, в уютную Брешию. За обеденный стол со сладким как мед Маццоне, который обещает сделать ставку на 33-летнего ветерана. И, конечно, в фильме не могли не посмаковать знаменитый эпизод замены с Гвардиолой. Пеп – это святое.

      Карло Маццоне

Карло Маццоне

А завершает эту драму кидалово Трапаттони, который сообщает герою по телефону, что просто передумал брать его на ЧМ-2002.

– Но ты же обещал!

Так и хочется добавить: «Я солгал. Ахахахаха».

Занавес.

Мотивы решения Трапа абсолютно не раскрыты для зрителя. Почему одни тренеры доверяли Баджо, а другие – отказывались от него? А ведь можно было показать все стороны величайшего конфликта «золотого века» кальчо, в котором кроме клоуна-Маццоне, демона-Сакки и идиота-Трапа были минимум четыре специалиста, которые периодически делали ставку на Баджо. Однако эти нюансы создателям фильма не интересны.

      Джованни Трапаттони

Джованни Трапаттони

В их интерпретации все тренеры (кроме Маццоне) стоят на пути гения. Отец Роби задает сыну вопрос: «Почему ты вечно портишь отношения с тренерами?» Но до этого эпизода в фильме мелькал только один тренер, под руководством которого играл Баджо. Один.

Сакки показан настолько жалким и ограниченным человеком, что за сценаристов становится неудобно. Чем-то это напомнило образ Шекспира в «Анониме» Эммериха. В «Божественном Хвостике» мэтр разговаривает цитатами из девчачьих пабликов. Цитатами, от которых реального Арриго наверняка бы стошнило. Прометей, тренер-революционер, который жизнь положил, чтобы отвязать футболистов от мяча и заставить сражаться за свободное пространство, постоянно кричит игрокам, что нужно делать или не делать с этим самым мячом. О том же, что в реальности было чуть иначе, авторы картины предпочли умолчать.

А еще весь фильм буквально пронизан ценными советами.

«Никогда не сдавайся. И все будет».

«Соберись, тряпка».

«Вставай и борись».

«Тренируйся много».

«Работай».

«Настоящие цели обнаруживаются в пути».

«Злобой делу не поможешь».

Добро пожаловать на тренинг «Успешный успех» Тони Роббинса. Поднимите руки те, кто через год хочет зарабатывать миллион долларов!

Хорошо, что сценаристы не додумались вставить в фильм фразу про первый шаг, с которого начинается путь в тысячу лье. Похоже что в эпизоде, в котором Баджо бросает костыли, такой вариант всерьез рассматривался.

Говорят, что сам Баджо заплакал, когда посмотрел этот фильм. Вот в это я охотно верю.

Наш телеграм-канал

Подписывайтесь на канал «Моя Италия»!

Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE