4 мин.

Крах системы. Почему Армстронг не виноват

Пусть вас не смутит наличие подобной записи в изначально футбольном блоге, дорогие друзья. Эта статья - исключение.

Идея написания этой статьи родилась у меня совершенно спонтанно. После прочтения записи Василия Уткина в его блоге и вот этой статьи я решил написать свою - и не потому что я разбираюсь в велоспорте, а потому что хочется пролить еще пару лучиков света на эту темную сумеречную историю.

Я соврал - в велоспорте я действительно что-то понимаю. Разумеется, меньше , чем уйма уважаемых мною людей, один из которых - Сергей Курдюков, написавший на "Евроспорте" отличную статью на эту тему. Но все же - в отличие от большинства людей, следящих за футболом, я пристально слежу и за велоспортом и далеко не первый год.

Прочитав уйму статей, статусов, заметок и прочих медиаписанин я подметил, что люди, в большинстве своем, не улавливают разницу между велоспортом и прочими видами профессиональной спортивной деятельности. Не ту разницу, что регламентирует общепринятый порядок действий в этом виде спорта, а разницу иного рода, разницу в затратности человеческого ресурса. Эта самая разница - как звезда под названием солнце - не так мала, как кажется.

Для начала нужно четко очертить понятие "профессиональный велоспорт", поняв отличия от "просто велоспорта" и от других видов профессиональных спортивных занятий. Велоспорт сегодня - это жесточайший, человекоизнашиваемый вид деятельности, возможно, самый тяжелый вид спорта из ныне существующих. "Пробег" профессионального велогонщика, будь он звездным Альберто Контадором или грегари, вроде Дмитрия Козончука, составляет около 40 тысяч километров в год, а это очень, очень много. Километраж, сопоставимый с расстоянием вокруг Земли по экватору. И все бы еще более менее, но есть еще супермногодневки - Джиро д'Италия, Тур де Франс и Вуэльта, каждая - по 21 день. 21 день подряд, не считая редких, единичных дней отдыха. То есть, ты сегодня проехал 200 км - да не просто проехал, а отпахал, потому что иначе - никак - а завтра тебе еще столько же пахать. А может и больше. А если ты - капитан, то в два раза больше. И не вздумай выдохнуться за первые 15 этапов - последние 6, как правило, решают всё. И выбора у тебя нет. Паши, как лошадь.

Без стимулирующих средств постоянно идти а числе лучших на этих гонках практически невозможно. Конечно, есть уникумы, не нуждающиеся в стимулирующих препаратах. Но куда же без них? Без них не бывает. К счастью...

А ведь некоторые едут не одну, а две (большинство) или три (редкость) супермногодневки!

Вы можете упрекнуть меня в попытке оправдания Армстронга - а всё вышесказанное относится и к нему в том числе - но это не так. Армстронг не является и не должен быть для Вас разрушителем сказок. Армстронг, прежде всего - заложник системы, великой системы, очернившей огромное количество профессиональных велосипедистов. Если Вы захотите вникнуть в имена, в итоговые списки  "Большой петли" времен побед Армстронга, то Вам составит большого труда найти хоть несколько гонцов, чья репутация не была осквернена употреблением запрещенных препаратов. Практически все генеральщики золотых времен Лэнса были пойманы на допинге - это факт. Я не пытаюсь выгородить американца, пусть он и победил рак - и это не может не заслуживать уважения - но мы сейчас о другом, о менее важном, но более поддающемся объяснению, несмотря на всю трагичность ситуации. Важно понять - проблема не заключается в велосипедисте Лэнсе Армстронге, проблема заключается в испорченности современного профессионального велоспорта. Прогнившего полностью, до основания. Это одна большая система, которая способна главенствовать над абсолютно любым велогонщиком, какой бы он великий ни был по человеческим качествам. Я не собираюсь переходить на персоналии - если Вы заинтересуетесь, найдете информацию сами. Главный злодей здесь вовсе не Армстронг, но это, вы и так уже наверняка поняли...

Многие пишут: "Возможно, было бы лучше, если бы истории с Армстронгом не было вообще. Не истории с допингом, а именно с Армстронгом." Позволю себе не согласиться. Истории с Армстронгом стоило случиться хотя бы для того, чтобы снять нам всем розовые очки. История с Армстронгом - это своеобразный телескоп, открывающий взор на мир современного велоспорта. Только для кого-то линза закрыта, а кто-то видит яснее ясного. Нет, Армстронг определенно должен был существовать, и если бы его не было, его следовало бы придумать. А если совсем серьезно: если бы Армстронга не существовало - на его место встал бы кто-нибудь другой. И все закончилось бы точно так же.

Конечно, очень печально, что такая история имела место быть. Но это история не столько о СПОРТСМЕНЕ, не нашедшем в себе сил признаться во лжи, сколько о системе, которую невозможно победить в одиночку, которая постепенно разлагает профессиональный велоспорт и с которой не могут справиться подконтрольные ей спортсмены.

А ЧЕЛОВЕКОМ Лэнс был и остается великим.