18 мин.

У ютуб-канала про прыжки в воду – 1,5 млн подписчиков. Автор рассказал, как этого добился и что не так с «Матч ТВ»

Вадим Бабешкин – самый популярный спортивный блогер России: у его ютуб-канала почти 1,5 млн подписчиков и больше 185 млн просмотров. Для сравнения: у канала «КраСава» про футбол – 614 тысяч подписчиков.

А канал Бабешкина – о прыжках в воду. Серьезно.

Бабешкин – мастер спорта, чемпион Европы по клифф-дайвингу (прыжки со скал) и действующий президент федерации прыжков Санкт-Петербурга. Мы узнали у Вадима, как поднять интерес к непопулярному виду, удержать аудиторию на канале и что на «Матч ТВ» делают не так.

Как возникла идея с каналом?

– Я с детства ходил в секцию по прыжкам в воду, и в какой-то момент из тренировок это переросло в увлечение. Лет с 20 до 25 я уже особо не занимался, но поддерживал связь с друзьями из прыжков. И вел паблики в соцсетях. Все началось с паблика ВКонтакте – один старший товарищ посоветовал завести страничку, сказал, что буду самым известным человеком из прыжков. Сначала я посмеялся, потому что всегда осознавал, сколько людей этим занимаются и интересуются. Но все-таки завел страничку как хобби.

Когда я почти случайно занялся федерацией прыжков в воду Санкт-Петербурга, то появились внутренние цели – раскрутить прыжки через интернет. По специальности я экономист-менеджер, всю карьеру отработал в интернет-индустрии. Понимал: если у прыжков в воду где-то и есть перспективы, то в интернете. Пробовал много форматов: картинки, тексты, интервью. Потом понял: прыжки в воду – это видео. Людям нравятся вещи, связанные с водой, с трюками.

Я запустил влог о том, как стал чемпионом Европы по клифф-дайвингу – никакого эффекта. Потом пробовал обзор плохих прыжков, фэйлов – вроде кое-какой эффект был; потом сделал развлекательный контент и увидел результат. Первое видео на канале выложил в 2013-м. Понимание, как это работает, пришло в августе 2016-го.

Что особенно нравится подписчикам?

– Эмоции. То, что связано с обзором высот, связано и со страхом – на это реагируют. Еще когда приглашаешь людей – не столь важно, известные они или нет – зритель сопереживает им. Если это популярный человек, то аудитория хочет его видеть в необычных обстоятельствах.

Работают две вещи: а) что-то, что вызывает эмоции; б) удерживающий сценарий. Не так важно, что рождает эмоции – я перепробовал кучу вещей, работало практически все: дети, юмор, странные челленджи, травмы, интересные истории про спортсменов. Главное, чтобы ключевой момент был понятен широкой аудитории, а остальное – дело техники.

Откуда идеи для роликов?

– Бывает, беру из комментариев. Бывает так: зашла идея с прыжком в надувной круг на точность. Снимаем второй ролик – рекордный прыжок в круг с 10 метров. И сразу думаем: что будет, если взять 10 кругов? А если их где-нибудь подвесить? Если взять круги разного размера? Если взять толстого человека? Одна идея тянет за собой много дополнительных.

Второе – идеи из самого ютуба. Есть каналы, которые делают челленджи. И ты думаешь: так, у них вот это и это, а я могу видоизменить – и будет оригинальный контент. Нужно регулярно крутить головой. Нельзя назвать это сверхноваторством, потому что большинство вещей в мире кто-то в том или ином виде уже попробовал.

Иногда замечаешь, что какая-то тема стреляет: к примеру, чемпионат мира по футболу. И думаешь: а как скрестить прыжки в воду и футбол? Приходят идеи, например, с ударами через себя. Если сейчас пойдет футбольная волна, я запросто нагенерирую с десяток идей. Креативность – это не что-то врожденное, рука набивается.

Кто в команде?

– Стабильно 5 человек: редактор, те, кто монтируют, снимают, и есть тот, кто курирует – помощник, администратор. Ищу людей с редакторскими скиллами – опытом работы сценаристом, режиссером, блогером. В идеале – чтобы человек разбирался в прыжках или очень хотел изучить их.

Мы наращиваем команду, потому что горизонт возможностей неисчерпаем: есть плавание, английский язык, темы, связанные с уличными активностями на воде. И все это востребованный контент. Но его нет не только на русском – в мире тоже особо никто не делает. И опыт, как все это прокачать, у меня есть.

Канал на английском и 20 млн подписчиков

– Идея с каналом на английском в работе: в предрелизном состоянии 5 серий. Я не форсирую, потому что понимаю: второй канал отнимет много времени. Нужно натаскать несколько человек, на которых можно положиться и делегировать им часть функций.

Конечно, на основном канале 20 млн подписчиков не набрать, а вот в перспективе – с английским – это возможно. Был ролик, в котором я пообещал 20 млн. Во многом он эмоциональный, сделан в момент полного творческого выгорания. Я четко понял: из Санкт-Петербурга нужно уезжать как можно скорее. Для развития креативного спорта там крайне неплодородная почва. Может, в Ленобласти другая картина, но там нет бассейнов.

И я понимал, что нужно ехать в Москву, делать канал на английском – дал такую установку, наметил цифру. Хотя дело не в цифре, а в том, что нужно делать, чтобы она стала достижимой. Этот как раз расширение команды и контент на английском. Ну какой канал на русском наберет 20 млн подписчиков?

Еще с тех пор произошли некислые изменения: у меня постоянно болела спина, сделал МРТ – обнаружили две грыжи. Сейчас под очень большим вопросом, стоит ли мне прыгать самому – консультируюсь с врачами. Это, с одной стороны, деморализует, с другой – дает стимул наращивать команду.

Есть много отснятого материала, где прыгаю я; но понятно, что как продюсер, блогер и ведущий я уже сильнее, чем как прыгун.

Как относятся спортсмены?

– Когда 4 года назад я начинал видеоблог про чемпионат Европы по клифф-дайвингу, собирал деньги на поездку через краудфандинговый проект. Многие спортсмены отнеслись негативно: вот, человек из нашей кухни делает что-то необычное. Я все это видел, слышал, но сосредоточился на работе в одиночку при поддержке близких.

Как только на канале пошел бурный рост – особенно когда количество подписчиков приблизилось к миллиону – молодое поколение прыгунов (они меня в жизни не видели) активно подписывалось. Когда я приезжал на соревнования, за мной ходили толпы детей – как в этом году на первенстве России. Меня узнают, а олимпийского чемпиона Игоря Лукашина – нет, хотя он не так давно закончил, еще молодой.

Ютуб становится аналогом телевидения: звезды ютуба – звезды XXI века. Пока это не так очевидно, потому что для людей 30+ звезды – это телевизионная и музыкальная эпоха. Но лет через 5, когда основным потребителем медиа-контента станут люди, родившиеся в 2000-х, топовый видеоблогер будет наравне с Иваном Ургантом. Думаю, для многих уже сейчас тот же Юрий Дудь круче Урганта.

И давайте реально смотреть на вещи: какие перспективы у прыгунов? Человек, который остается в спорте, но не попадает в сборную, практически ничего не зарабатывает – тысяч 20 в месяц. Вариантов для развития почти нет – либо ехать в шоу, либо что-то придумывать.

Шоу в прыжках в воду

– Шоу, как в фигурном катании, сделать можно. Но катков много – залить лед существенно дешевле, чем залить бассейн. Есть очевидная проблема: бассейнов с большими трибунами (чтобы был коммерческий потенциал) в России мало. Сейчас в Москве закрывается «Олимпийский», потенциально остается только ЦСКА, но большой вопрос – можно ли там что-то организовать, потому что это военный объект. Других бассейнов нет, есть площадка в городе Руза – 100 км от Москвы. Есть Казань, Петербург, Саранск – и все. При этом бассейны забронированы спортшколами.

Сейчас есть мысли о водном развлекательном фестивале – ничего подобного в России не делали. Позвать музыкантов, обеспечить маркетинг при помощи канала. И двигаться шаг за шагом, если интерес растет.

При этом у меня строится ютуб-школа: я понимаю, что мне самому это нужно, чтобы иметь механику – как взращивать команду. В ближайшее время сделаю обучалку для всех, кто занимается плаванием, прыжками, водным поло, синхронным плаванием. Это будет бесплатное обучение – как вести видеоблоги. Мне гораздо легче бы жилось, будь с десяток таких блогеров, как я – у нас была бы большая индустрия. А так получается, что я один все тащу паровозом. Это как компания Sony: когда стала монополистом на рынке телевизоров в Японии, то вкладывалась уже в конкурентов.

Как договориться с бассейнами?

– У нас дефицит хороших бассейнов, а хороших прыжковых – вдвойне. Если бассейн нормальный, но в нем совковое по мышлению руководство, то разговоры строятся некрасиво: предлагаешь что-то совместное – и какой-то дед бурчит в трубку, что они и так прекрасно со всем справляются.

Но тренд меняется. Руководство объектов понимает: даже если сегодня все хорошо, рано или поздно нужно привлечь внимание молодежи, которая не смотрит телевизор, не читает газет и не слушает радио, а уткнулась в смартфоны. Как до них достучаться? Само собой, блоги и социальные медиа – хороший путь.

«Москва» – культовый бассейн СССР под открытым небом. Его построили на месте взорванного храма Христа Спасителя

Чем меньше регион, тем проще договариваться. Мы нашли язык с людьми из Подмосковья: они хотят созидательную экосистему вокруг бассейна. Чтобы не просто проводить тренировки, но и устраивать семинары, шоу, становиться центром притяжения. Мне кажется, благодаря Олимпиаде и ЧМ по футболу у нас выросло новое поколение менеджеров: они смотрят на спорт шире, думают не только об успехе раз в четыре года.

Я много раз снимал видео в Австрии – там первый в мире частный объект, где появилась вышка 27 метров. В моем родном бассейне постоянно возникали трудности с организацией съемок (при том, что я президент федерации). А тут приезжаю в другую страну, где меня никто не знает, и мне разрешают все. Они понимают, что канал на русском – для них это экспериментальный маркетинг. Я могу приехать туда без предупреждения, попить чай с администратором и обо всем договориться – без сбора кучи бумаг и лишних телодвижений.

Но бывало и так: мы приехали в Испанию на шоу Марии Киселевой (ЧМ-2013). Когда все закончилось, мы с ребятами захотели фото в бассейне, где проводилась Олимпиада-1992 и сам ЧМ. Но нам не дали разрешений на съемку. Вот пример государственного бассейна за рубежом – то же самое, что и у нас.

Что делать, чтобы канал не загнулся?

Druzhko Show выстрелил очень круто, но потом аудитория разбежалась – канал не нашел формат. Проще объяснить, почему они взлетели, чем понять, как нужно работать на удержание. При разработке канала логично взять нишу и делать под нее максимально релевантный контент. И постепенно эту нишу наращивать, чтобы аудитория не отцеплялась от канала.

Сначала у меня были прыжки в воду, потом я расширил эту тему до прыжков + развлечений; сейчас ухожу в водные виды. Такая механика логична. Конечно, если работаешь в футбольной тематике, то уходить в другие игровые виды смысла нет. А вот если развиваешь регби или гандбол, то цепляй людей из смежных игровых видов. Потому что изначально твоя аудитория небольшая.

Универсального механизма нет, но нужно четко и системно изучать аудиторию, общаться с ней, делать интерактивы, искать форматы, которые работают.

Как работать со спонсорами?

– Это сезонная работа: в январе-феврале заказов мало. Бывает, что месяц ничего нет; на этот случай логично запустить собственный продукт – чтобы рекламировать хотя бы его. Отчасти поэтому я планирую школы ютуба и прыжков в воду.

Первый вариант работы со спонсорами – бегать по рынку, искать их самостоятельно. Второй вариант выбирает большинство блогеров (и я в том числе) – работать с рекламными агентствами, которые подгоняют предложения. Но, например, ключевыми клиентами должны бы стать плавательные бренды – «Арена», Speedo etc. По специфике это довольно тяжелые компании, заточенные на амбассадорство профессионалов. Поэтому для глобальных целей к ним надо подходить по чуть-чуть, этап за этапом – никакое рекламное агентство в это не ввяжется.

Мой канал зарабатывает достаточно: никто не бедствует, я позволил себе переезд в Москву. Но сейчас не лучший период, потому что я экспериментирую с форматом работы внутри команды – количество выпусков упало.

Хейтят ли подписчики за рекламу?

– Только дуболомная аудитория не понимает, что блогеру нужны деньги для создания контента. В моей команде 5-10 человек, монетизация ютуба при 6 млн просмотров в месяц по партнерской программе принесет 100-150 тысяч рублей. На эти деньги невозможно развиваться – только существовать, снимать себя на мобильный телефон, никуда не ездить. При этом ради 6 млн просмотров в месяц тоже нужно много работать.

В англоязычном сегменте денег было бы в 5-6 раз больше: у американских блогеров есть возможность содержать канал исключительно по партнерской программе ютуба. Там рынок богаче, с другой рекламой.

Так что если аудитория более-менее вменяемая, то она адекватно относится к рекламе. Но единственное – люди любят, чтобы реклама интегрировалась максимально комфортно, чтобы были интересные сюжеты. Ну и есть некоторые бренды, к которым негативное отношение. Например, известный банк, который сейчас довольно спорный спонсор для ютуб-канала.

Что наше ТВ делает не так?

– Я считаю, что у телевидения нет задачи привлекать внимание к конкретному виду спорта. Чтобы спорт был смотрибельным, у него должна быть большая живая аудитория. Этого можно добиться разными способами.

Можно целенаправленно развивать вид, делать медиапродукт – как это довольно стихийно получилось в фигурном катании благодаря Илье Авербуху. Можно скупить права и посадить талантливого ведущего, который разожжет сердца кухонной аудитории шутками-прибаутками, как это получилось у Дмитрия Губерниева в биатлоне. Есть виды, которые и так смотрят: футбол, хоккей, единоборства.

«Биатлон с Губерниевым»: программа, которая победила футбол и Черданцева

Но те же единоборства без серьезного промоушена не смотрели бы. Нельзя заставить людей смотреть что-то, просто сказав, что это будет круто. Нужно провести большую работу по раскрутке события, чтобы люди знали, что за спортсмены выступают, чтобы переживали за них. Федерация водных видов занимается раскруткой? Насколько качественно идет работа со СМИ? Как спортсмены у нас общаются со СМИ?

Почему ТВ должно решать все эти проблемы? «Матч ТВ» в не самом выгодном положении. При этом я им не сочувствую – было понятно, что это изначально провальная инициатива, реализованная не совсем компетентно. «Матч ТВ» вставляет часть соревнований в сетку, потому что им приказывают. А если бы это был исключительно коммерческий проект и его бы пустили на самотек – выживайте как хотите, то все бы пришло к тому, что было с «Россией 2». Они забили сетку тем, что дает рейтинги: футбол, хоккей, значимые события – а остальное время заполняли сериалами и фильмами.

И это логично: если нечего показывать – ставьте то, что работает. Такая ситуация возникает, когда нет креатива, собственного продакшена. Например, из современного ТВ круто работает «Пятница». Они не просто что-то закупают и показывают, а создают продукт. По сути, взяли блогерскую модель: сделали звезд из своих медийных лиц и делают собственный контент.

Наверное, «Матч ТВ» тоже мог бы так. В самом начале, когда у Канделаки были ресурсы и власть, были попытки делать интересные развлекательные сюжеты про различные виды спорта. Но тем, кто любит футбол, плевать на синхронное плавание; тем, кто смотрит синхронное плавание, плевать на теннис. Спорт – очень фрагментированная история. У меня в этом гигантский опыт, и если бы я это делал, то больше опирался на эмоции, на коллаборации с известными личностями.

Чтобы был креатив, нужна здоровая атмосфера. Но говорят, там атмосфера не очень. Сейчас они работают на выживание.

Недавно я написал в «Матч ТВ», ни на что не рассчитывая: было бы логично позвать меня комментировать ЧМ по водным видам. Но никому ничего не нужно. Им спокойней и проще отправить Губерниева. И когда турнир покажет так себе рейтинги, сказать: «Ну, мы сделали все что могли: отправили же самого-самого комментатора – даже он не смог привлечь внимание».

Я вышел на них через знакомых, наверное, поздновато – за три недели до ЧМ. По сути, написал для галочки. Сейчас я комментирую эфиры Мировой серии Redbull по клифф-дайвингу. У меня есть и опыт, и знания, я гораздо глубже в теме, чем Губерниев.

Вот на вышке у нас есть Игорь Мялин, у которого крутая история: он уже пару лет занимается прыжками для себя, у него нет ставки спортсмена – работает в бассейне и в свободное время прыгает. Он побеждал на первенстве мира среди юниоров, потом пошли травмы, и он остался вне сборной. Но выиграл отборочный чемпионат России – и его взяли на ЧМ. Эту интересную и мотивирующую историю Губерниев при всем красноречии вряд ли расскажет. Такие нюансы останутся за кадром, потому что человек не в теме.

Может ли действующий спортсмен быть успешным блогером?

– Вообще, заниматься спортом нерентабельно. Когда в прошлом году у меня началась системная работа по каналу, я заметил, что подготовка к соревнованиям занимает очень много времени. Получается двойная нагрузка: и соревнования, и в то же время снимаешь, монтируешь.

Я не понимаю, почему спортсмены второго-третьего эшелонов не бросают спорт. Они не претендуют на высокие места. Они просто фанаты своего дела, но где-то не до конца понимают или не хотят понимать, что жизнь после 30 лет только начинается. Но если ты занимаешься только спортом, ты оттягиваешь момент, когда придется начать все заново.

И чем больше ты его оттягиваешь, тем сложнее потом будет. Многие не любят думать об этом: получают 50 тысяч и думают, что если пойти тренером – то сразу просядут в зарплате. А делать что-то другое – очень сложно.

Для меня это был вопрос выбора. Мне очень хотелось продолжать, готовиться к соревнованиям – но не было смысла. Я взрослый человек, у меня семья, дети. Нужно правильно расставлять приоритеты. Продолжать карьеру было бы эгоистично – это, очевидно, не лучший выбор для семьи. А семья стоит гораздо дороже любого спорта и любых медалей. 

Медальный зачет ЧМ-2019 по водным видам: Россия – 2-я, есть два серебра в прыжках

Фото: instagram.com/babeshking