7 мин.

«Джиро» выиграл новый герой из Эквадора. Два года назад его выгнали из сборной за пьянку

Три недели «Джиро д’Италия» пронеслись, официально оформив новую звезду в велоспорте. Ричард Карапас – первый в истории победитель гранд-тура из Эквадора.

Ему всего 26 лет и он главный гонщик страны, в которой до него велоспорта почти не существовало.

Родом из деревни на границе с Колумбией

Карапас родился в высокогорной деревне Ла Плайя на севере Эквадора – всего там живет около сотни семей.

Ричард – яркий представитель мощной латиноамериканской волны в современном велоспорте. Найро Кинтана, Мигель Анхель Лопес, Иган Берналь – молодые и безумно талантливые гонщики, но только Карапас не выступает под колумбийским флагом.

«Мне повезло, что детский тренер передал мне знания; я взял все, что мог. Без него я не вышел бы на высочайший уровень, потому что в Эквадоре не так сильны традиции велоспорта», – признавался Карапас.

«Он эквадорец, но живет очень близко от Колумбии. С точки зрения велоспорта он рос как колумбиец. Ричард живет на высоте 2800 метров и очень похож на тех колумбийцев, что мы знаем», – рассказывал Эусебио Унсуэ, менеджер испанской Movistar, за которую гоняет эквадорец.

Несколько лет назад Карапас участвовал в гонках на родине и в соседней Колумбии. Там менеджеры европейских команд заметили Ричарда – в 2016-м он приехал в Европу, где уже после 3 месяцев выступлений за любительскую команду Lizarte перешел стажером в топовую Movistar.

Первый эквадорец в Мировом туре

«Я горжусь, что выступаю за команду Мирового тура, стал первым эквадорцем на гранд-турах. Это похоже на покорение новой вершины, потому что стать гонщиком профессиональной команды очень сложно, но мне удалось.

Кажется, я доказал молодым парням, которые придут после меня, что там, где есть воля, есть и путь. И если у тебя есть мечта и ты день за днем работаешь над ее достижением, ты способен на многое. В этом смысле я считаю себя первопроходцем, который показывает потенциал Эквадора и Латинской Америки», – уверен Карапас.

Его адаптация в Европе и Мировом туре прошла достаточно быстро, хотя Карапас с трудом перестраивался на упорядоченную систему профессионального велоспорта. Он признавался, что в Латинской Америке гонки ведутся более безрассудно – в Европе команда и тактика выходят на первый план.

«Такие гонки сильно отличились от того, к чему я привык. Внезапно вещи вроде расположения в пелотоне и распределения сил стали очень важны. Сначала я был стажером, и эти три месяца стали отличной школой, я многому научился. В это время я впитывал все, что облегчило мне дебют в больших гонках. Но ритм и стиль гонок стал для меня самым большим испытанием, в Латинской Америке велоспорт более небрежный».

В прошлом году выиграл этап «Джиро», а в этом – общий зачет

В 2017-м Карапас стал первым эквадорцем на «Вуэльте Испании» и вообще в команде Мирового тура. Для дебюта результат вышел достойным – 36-е место.

Но настоящий прорыв случился в прошлом сезоне. Карапас выиграл многодневку «Вуэльта Астурии» (в 2019-м году защитил титул), а потом выдал удачную «Джиро» – взял среднегорный этап и занял итоговое 4-е место.

Ильнур Закарин выиграл этап «Джиро». Теперь – общий зачет?

На родине его встречали как героя: приглашали на телевидение, устраивали встречи с политиками и важными людьми. И вот через год после исторической победы на этапе Карапас везет домой главный трофей итальянской многодневки.

Ричард – идеальный горняк, невысокий, худощавый и жилистый. Но, несмотря на предрасположенность к горным маршрутам, он понимает, что генеральщик должен быть универсалом:

«Гонки с раздельного старта – тяжелое испытание. Я работал над ними, потому что это те гонки, где бывают большие разрывы. Там проходит борьба за общий зачет, так что нельзя пренебрегать разделками», – рассказывал Карапас перед «Джиро-2018».

Хладнокровный и рассудительный Ричард признавался, что главное в гонке – а тем более в многодневке – спокойствие. И пока фавориты «Джиро-2019» Винченцо Нибали и Примож Роглич разбирались, у кого круче тактика, Карапас уверенно и стабильно шагал от этапа к этапу.

Победа на «Джиро» – знаковая не только для Эквадора, но и для всей Латинской Америки. Несмотря на множество колумбийских топов, это лишь 4-я победа южноамериканцев за всю историю гранд-туров: Кинтана брал «Джиро-2014» и «Вуэльту-2016», а еще в 1987-м в Испании побеждал Луис Эррера.

Надеется на рост популярности велоспорта на родине

Карапас уместил путь от дебюта на гранд-туре до победы в рекордные сроки – 21 месяц и 18 дней. На «Джиро-2019» он уже не был одиноким эквадорцем: в Италии выступали молодые Джонатан Нарваес (22 года, 80-е место) и Джонатан Кайседо (26 лет, 108-е место).

Эту троицу – Карапас, Нарваес, Кайседо – два года назад со скандалом отправили домой с Боливарианских игр (южноамериканская мини-олимпиада). Сразу после церемонии открытия они пошли в ресторан неподалеку от отеля команды, в котором их застали представители Олимпийского комитета Эквадора. Между спортсменами и чиновниками возник конфликт: гонщики выпивали, неуважительно обращались к собеседникам и отказывались покидать ресторан.

В какой-то момент их все-таки выставили из заведения, но вскоре все трое вернулись, чтобы продолжить застолье – их усмирили только после вмешательства персонала ресторана. В Олимпийском комитете Эквадора возмутились таким поведением и отправили гонщиков домой, несмотря на то, что Карапас был главным фаворитом групповой гонки.

Тот инцидент не повлиял на репутацию Карапаса, который теперь понимает, как его успехи влияют на популярность и развитие велоспорта в родной стране. И надеется, что в большой велоспорт придут новые эквадорские гонщики.

«Нам в Латинской Америке не хватает многих вещей. Сейчас в Эквадоре нет высококлассных школ, на базе которых формируются любительские велокоманды. Есть небольшие школы, но они работают сами по себе, так что очень сложно отправить молодых гонщиков в другие страны, это большие затраты, а спонсоры либо ограничены в финансах, либо их вообще нет.

Люди пристально следили за мной, и куда бы я ни отправился, всегда поддерживали меня. Понятное дело, что Эквадор – не очень велосипедная страна, наш национальный спорт – это футбол. Только занимаясь им, можно получить какую-то помощь. Но я надеюсь, что стану образцом для молодых гонщиков, покажу, чего можно достичь».

«Джиро д’Италия»-2019

Итоговый зачет

1. Ричард Карапас (Эквадор, Movistar) – 90.01,472. Винченцо Нибали (Италия, Bahrain Merida) – 1,053. Примож Роглич (Словения, Jumbo-Visma) – 2,304. Микель Ланда (Испания, Movistar) – 2,385. Бауке Моллема (Голландия, Trek-Segafredo) – 5,436. Рафал Майка (Польша, Bora-Hansgrohe) – 6,567. Мигель Анхель Лопес (Колумбия, «Астана») – 7,268. Саймон Йейтс (Великобритания, Mitchelton-Scott) – 7,499. Павел Сиваков (Россия, INEOS) – 8,5610. Ильнур Закарин (Россия, Katusha-Alpecin) – 12,14...

Фото: globallookpress.com/Marco Alpozzi/Lapresse, Gian Mattia D’Alberto – Lapresse/ZUMAPRESS.com, Fotoreporter Sirotti Stefano/imago sportfotodienst, Marco Alpozzi/Lapresse