10 мин.

«Футбол я сейчас практически не смотрю». Как жить, если твоей команды больше нет

Роман Мун записал монологи людей, которые болеют за исчезнувшие и потерявшие профессиональный статус российские клубы.

Марк, 30 лет, администратор сайта, болельщик «Жемчужины»

Летом 2011-го, когда «Жемчужина» снялась с первой лиги, мы уже поддерживали дублеров. Глядя, как страдают на поле обездоленные игроки основы, вымучивая ничьи и отдавая победы на последних минутах, постоянно говоря в интервью о том, что зарплату не платят, нам было гораздо приятнее ходить на игры дублеров, поддерживать ребят, которые искренне относились к футболу. Верили, что этот же дубль заявят на следующий год во вторую лигу, и мы начнем новое восхождение к позициям, утраченным в 1999 году. Поэтому особенно не унывали.

К сожалению, что-то пошло не так. Что именно, неизвестно – руководство клуба как-то самоустранилось от футбола, полной информацией не обладали даже тренеры и администрация. В какой-то момент команда попросту исчезла. Телефоны не отвечают, коллектив разъехался. Текущий статус клуба – пропал без вести.

Мэр города обещал, конечно, спасти клуб, но футбол ему, видимо, не по душе. Он с радостью побежал встречаться с руководством «Спарты», когда они хотели сюда переехать. Наверное, чтоб отчитаться – футбол вернул! Нам это было совершенно не интересно, в «Спарте» мы видели лишь конкурента в поиске инвесторов и спонсоров. Ходить на нее никто не собирался. «Спарта» не прожила тут и дня, а мы уже 22 года как-то выкарабкиваемся, выкарабкаемся и в этот раз!

Сейчас болельщики «Жемчужины» никуда не ходят. Сделали баннер «Верните городу Жемчужину» и изредка посещаем всяческие турниры с участием команды администрации города, сборной «Кинотавра». Просто ради того, чтобы не забыли о «Жемчуге». А, может, и совесть у кого проснется. Также думаем собрать свою команду и заявиться на чемпионат города. За другие команды болеть неинтересно. Можно болеть за «Боруссию», но никто в Дортмунде не заметит твоего отсутствия на трибуне или в движении. Ты никак не повлияешь на жизнь команды, да и ей будет все равно, есть ты или нет. Нет тебя, они продадут свою майку другому, фабрики в Таиланде все равно будут штамповать миллионы шарфов и маек «Реала», «Барселоны» и «Манчестеров». Куда важней болеть за команду своего города, в какой бы лиге она ни играла. На стадионе чемпионата края соседи по трибуне, может, даже начнут волноваться, если тебя нет на двух-трех матчах подряд. Игроки знают в лицо практически каждого своего болельщика. Это действительно как семья. Два года в любительской лиге все же оставили в нас след, и те, кто прошел через эти два сезона, никогда не бросят «Жемчуг». Возрождение команды – это лишь вопрос времени. Тогда-то мы и спросим у каждого, кто придет на игры первой, второй, а потом и высшей лиги: «А где ты был в 2012-м?».

Петр Леляев, 26 лет, инженер, учитель, болельщик ФК «Москва»

Помню, как болельщики восприняли новость о том, что «Москвы» больше нет. Ездили встречать ребят в аэропорт, благодарили, некоторые плакали. Пусто стало, конечно, после этого. Считаю, виноваты поровну владельцы клуба и его руководство. Владельцы поигрались и бросили, как ненужную игрушку, а руководство не нашло нового спонсора. Ходят слухи, что таким образом было необходимо втащить в премьер-лигу «Аланию», но концов сейчас уже не найти, особенно простым болельщикам.

Сейчас, как и большая часть моих знакомых, хожу на «Торпедо». Некоторые бывшие болельщики «Москвы» просто следят за футболом и не болеют ни за кого, ждут возрождения команды. Остальные примерно поровну распределили симпатии между другими московскими клубами – чуть больше за «Торпедо» и «Спартак», чем за остальных. Нормально ли это, каждый решает сам за себя. Если команды нет, а человек привык жить футболом, его можно понять. Как и тех, кто верит, что ФК «Москва» однажды вернется в премьер-лигу.

На мой взгляд, город только выигрывает при существовании одноименной футбольной команды. Говорят, что «Москва» была без истории, но история пишется во время игр, а достойных игр было немало. И у лидеров очки отбирали, и европейские клубы на Восточную улицу привозили, и ряд игроков и тренеров – тот же Слуцкий – в «Москве» раскрылись. Болельщики на трибунах культурно себя вели, семьи с детьми приходили. Так что команда однозначно была важна. А история и тем более болельщики не появляются в одночасье. К разговорам о том, что за ФК «Москва» никто не болеет, относился спокойно, потому что на каждом матче видел, что это не так.

Юрий Бельтриков, 30 лет, инженер, болельщик «Уралана»

Фото: еженедельник «Футбол»/Сергей Дроняев

Насколько я понимаю, «Уралан» существовал на офшорные деньги. Нет офшора – нет «Уралана». Клуб, конечно, можно было сохранить, он бы находился в середине-нижней половине таблицы первой лиги, но, видимо, и этот вариант сочли неприемлемым. Случившееся я воспринял как конец всего. Сейчас практически не смотрю футбол, только четвертьфиналы Лиги чемпионов и выше уровнем.

Элистинские болельщики ходят только на чемпионат республики. Большой футбол в Калмыкии закончился. Я надеюсь на возрождение «Уралана», но не очень в него верю.

Алексей Горев, 29 лет, болельщик камышинского «Текстильщика»

Хорошо помню, как стало известно, что команда сыграет в Кубке УЕФА. Ноябрь 1993 года, снег, минус 15, но трибуны как всегда полны. А в Москве «Локомотиву» необходимо было побеждать «Торпедо». До последних минут расклад был не в нашу пользу – многие уже успели расстроиться, ожидая результата из Москвы, но каким-то чудом железнодорожники вырвали победу. После объявления счета на стадионе в Камышине начался праздник и веселье.

В 97-м совершенно неожиданно финансирование оборвалось ввиду смены руководства у генерального спонсора и от «непрофильных активов» решили, видимо, просто избавиться. Команду практически сразу покинули все высокооплачиваемые приглашенные футболисты и тренеры. Ушел и Сергей Павлов. Конечно, для всех болельщиков это был абсолютный шок – команда доигрывала сезон-97 фактически молодежным составом и вылетела во вторую лигу. 

Все пришлось начинать с нуля, но не нашлось ни средств, ни ресурсов, чтобы поддерживать команду. Хочу заметить, что команда не прекращает свое существование, вылетая в более низшие лиги, как это принято считать и рассказывать, в том числе публично в СМИ. Что значит, команды больше нет? «Текстильщик» есть и в данное время играет в чемпионате Волгоградской области и готовится к сезону в ЛФЛ «Черноземье».

Категорически не приемлю других клубов и не болею больше ни за кого. Понимаете, не болеть за местную команду невозможно, если человек действительно любит и разбирается в сути футбола, в сути «боления» и фанатизма. На мой взгляд, невозможно понять и прочувствовать футбол, не бывая регулярно на живых играх. А футбол вживую доступен только в городе, где есть своя, местная команда. Болеть за «Барселону», «МЮ» или, скажем, за «Зенит» – очень просто, только не очень понятна истинная причина такого боления. Настоящий болельщик проявляться в другом. Не в дани моде или в принципе «Кто сильнее – за того и болею», а в стремлении быть общим и целым с местным коллективом.

Сейчас мы ждем перемен, как в той песне. Самое реальное сейчас, что может нас ожидать, это возвращение команде профессионального статуса и заявка во второй дивизион в ближайшие годы. Достичь этого можно путем софинансирования из бюджетов города Камышина и Волгоградской области в рамках специальной программы, о которой уже давно говорят. Мне бы очень хотелось, чтобы предстоящий чемпионат мира-2018, матчи которого должны будут пройти и в Волгограде, тоже смог изменить ситуацию. Думаю, еще не все потеряно. История сделала свой виток и начинает новый. Лучшие времена впереди.

Евгений, 28 лет, пресс-атташе, болельщик «Локомотива» НН

Последние лет пять на «Локо» ходило мало народу. Знаю, что некоторые сейчас топят за «Волгу», но большая часть тех, кто гонял за «Локо», сейчас поддерживают «Нижний Новгород», я в том числе. Некоторые просто отошли от дел, либо выпали из поля зрения. Вообще, надо различать почему люди сменили цвета. Одно дело, когда глоры переметнулись после того, как команда вылетела из элиты и свалилась на дно. Этого я не приемлю! Другое дело, когда команды не стало вовсе. Тут уже трудно говорить о предательстве.

На что надеюсь? Даже не знаю, а на что можно надеяться? Надеюсь, стадион, который построят к ЧМ-2018, пригодится городу и после турнира. Было бы хорошо, если бы он забивался и билеты на него продавались, а не раздавались на шару – правда, и это в нашем городе не помогает. Помните год-два назад в Нижнем была игра молодежной и второй сборных? За несколько дней до игры билеты стали раздавать бесплатно, а стадион с трудом заполнился процентов на 50.

Нижний Новгород – не футбольный город и большой социальной нагрузки клубы не несут. Сколько было аншлагов в прошлом сезоне «Волги»? Их не было! Да и во времена «Локомотива» была похожая картина. Я помню всего два аншлага: это игры со «Спартаком» в 97-м и 99-м годах. Тогда люди даже в проходах стояли.

Максим Орлов, 23 года, ведущий специалист департамента международного сотрудничества «Росатом», болельщик «Сатурна»

История тянулась достаточно долго, почти весь сезон. Однако были надежды, что команда будет спасена. Трагическую новость опубликовали на официальном сайте 31 декабря 2010-го, ближе к вечеру. Новогоднее настроение ушло напрочь, воспринял все довольно болезненно.

Для Московской области в целом команда была не слишком важна, хотя были и болельщики из других городов. Что греха таить, я сам москвич. Дачник, так сказать. Вот для самого Раменского и близлежащих районов области команда была важна, чувствовалась настоящая футбольная атмосфера в городе. Когда болельщики шли с матча, множество жителей города спрашивали о результатах. У команды был настоящий, европейский, футбольный стадион, каким далеко не каждый мог похвастаться. А что говорить о базе... Если бы это все принадлежало клубу, а не Московской области, то сейчас можно было бы содержать чуть ли не команду ФНЛ за счет средств, переведенных «Анжи» за аренду.

Есть ребята, которые болеют за наш дружественный клуб – «Торпедо». Не могу их осуждать. Мое сердце останется с моей командой. Сейчас остались те, кто ходят и на ЛФЛ. И для ЛФЛ такая торсида смотрится впечатляюще. Думаю, все время от времени следят за результатами команды, и все еще верят, что появится финансирование, и мы выберемся на профессиональный уровень.

История фаната Асмарала