7 мин.

Если берешь дорогих игроков с рынка – тебе конец. Чемпионские команды строят не так

В НХЛ это почти закон.

Как построить эффективную команду, которая будет бороться за титул? В американском спорте есть три пути:

• драфт;

• обмены;

• мощные подписания с рынка свободных агентов.

Разумеется, в совокупности эти инструменты работают эффективнее, чем по одному. Нельзя полагаться лишь на драфт и не совершать своевременных обменов, особенно в стиле all-in – сегодня ты не ухватил на дедлайне классного ролевика, а завтра некому подставить кусок тела под шайбу, которая решает исход финала.

И очевидно, что каждый из указанных методов имеет свои недостатки – проспект с драфта может не доехать до НХЛ, стать хроническим травматиком или не оправдать ожиданий. Выгодный на бумаге обмен окажется провальным, потому что в реальности желаемый игрок не вписывается в командные схемы или оказывается говнюком по жизни и его ненавидит вся раздевалка.

Но самый настоящий ад – рынок. Это главное наказание для менеджеров, желающих стремительно усилить свою команду. А еще это расплата клубов за дешевые контракты новичков, контракты-мостики и отсутствие у ОСА (ограниченно свободного агента) права на арбитраж. На рынке заключают ужасные сделки, переплачивают посредственностям, но почти не добиваются конечной цели – роста качества команды и Кубка Стэнли. Нет, классных ролевиков с рынка подписывать можно и нужно, а вот заплатить звезде и сохранить структуру команды почти никто не сумел:

Это данные по командам с введения потолка зарплат, то есть с момента, когда платежка стала главной валютой в НХЛ.

Если брать лидеров команд-чемпионов, действительно соответствующих звездному статусу, то удачных подписаний с рынка практически не было, а лучшие «рыночные» нападающие – Госса и Селянне, кэпхит которых даже не добрался до 6 млн.

Госса стал главной сделкой на рынке свободных агентов с момента введения потолка. Один из лучших двусторонних нападающих современной НХЛ, который умел набирать очки пачками – в «Атланте» он выбивал сотню, что не смог сделать даже Илья Ковальчук, а в «Чикаго» идеально вписывался в любое звено. Ему выдали контракт на 12 лет, со средней зарплатой в $ 5,25 млн за сезон. При этом последние годы по контракту реальная зарплата на руки составляла мизерную сумму – лишь 1 млн долларов. Эта сделка принесла «Чикаго» три Кубка Стэнли и сделала клуб одной из самых заметных франшиз 21 века.

Контракт Селянне – еще одно идеальное попадание. Финн был главной звездой «Анахайма» в 90-х, но после 30 лет отправился в «Сан-Хосе» и «Колорадо», где провел несколько очень средних сезонов. Весь локаутный сезон Теему размышлял над продолжением карьеры, а когда в 2005-м все же вернулся в Анахайм, то выдал сезон на 90 очков. Это обошлось «уткам» ровно в 1 млн, а следующий годичный контракт Селянне сделал «Анахайм» чемпионом. 

Это вполне может оказаться случайностью, но всех своих главных звезд, скелет, вокруг которого формировалась команда, чемпионы притаскивали либо с драфта, либо через обмены. «Питтсбург» снова стал чемпионской командой, когда в команду выменяли из «Торонто» Фила Кессела. «Чикаго» и «Вашингтон» практически полностью сформировали ядро через драфт. Да, были примеры чемпионских «Детройта» с контрактом на 6 млн для Рафалски, и «Анахайма» (6,75 млн – Скотту Нидермайеру), но там все же оба защитника были реально топ-звездами в расцвете лет и приходили в готовые и зрелые коллективы, которые имели в запасе несколько лет до омоложения состава и перестройки. А главное – это было очень давно, когда потолок зарплат только ввели, и он очень быстро увеличивался (c 39 до 56,7 млн за первые четыре года, то есть на 45%; за последние четыре года он вырос на 8,5 млн и 11%).

Обратный и относительно свежий пример подписаний звезд – «Миннесота» и друзья-американцы Райан Сутер и Зак Паризе. Топовый защитник лиги и один из лучших вингеров НХЛ на тот момент обошлись «диким» почти в 200 млн долларов на двоих, но так и не смогли продвинуть команду дальше второго раунда. И если Сутер, несмотря на возраст, остается элитным защитником, то Паризе быстро начал хватать травмы и на уровень до контракта выйти не смог. Вместо реального усиления команды «Уайлд» забили платежку травматичным нападающим на 60 очков, что в долгосрочной перспективе привело их к последнему месту в дивизионе и к необходимости перестройки.

Еще пара примеров, которые оценят фанаты «Рейнджерс» – Брэд Ричардс и Мариан Габорик. Ричардс приходил на королевский контракт из «Далласа», в котором выбивал по очку за игру – ему выписали 60 млн на 9 лет, видели в роли первого центра и выкупили через три года. С Габориком вышло иначе – ему платили 7,5 млн в год, и словак дважды добирался до отметки в 40 шайб. Однако неудачный старт команды в сезоне-2012/13 и острое желание заполучить Рика Нэша привели к тому, что Габорик отправился в «Коламбус».

И самая свежая сделка, которая обрушила перспективы талантливого ядра «Торонто» – Джон Таварес. Похоже, что менеджер «листьев» Кайл Дубас просто не ожидал его выхода на рынок и решил урвать несмотря ни на что. В итоге огромный контракт канадца спровоцировал аналогичный для Остона Мэттьюса, забастовку Вильяма Нюландера, вероятный оффершит для Митча Марнера и обескровил защитную линию. Неплохая цена за вылет в первом раунде в этом году.

Рынок-2019 в отдельные моменты просто поражает градусом безумия – «Питтсбург» зачем-то выдает 20 млн на 6 лет ролевику Таневу и прибивает свою платежку, «Ванкувер» разглядел в Тайлере Майерсе топ-защитника на 6 млн в год, а «Миннесота» решила устроить перестройку с помощью ветерана Зукарелло.

Отдельно стоит отметить подписания Сергея Бобровского и Артемия Панарина – главные лоты этого лета. Здесь нужно понимать два факта: эти игроки полностью заслуживают таких денег. Они действительно звезды с мощной статистикой. Вопросы вызывает менеджмент команд – у «пантер» проблемы с обороной и нижними звеньями, но они вкладываются на долгий срок во вратаря, за плечами которого один удачный плей-офф за карьеру.

Более того, шансы Бобровского на кубок ограничены действующим соглашением Александра Баркова – когда его дешевый контракт истечет через три года, ради него придется жертвовать глубиной состава.

С Панариным еще веселее – игрок экстра-класса выходит на рынок после пикового сезона и получает контракт всей жизни, попутно убивая платежную ведомость команды. Насколько оправдан этот шаг, если убрать медийную составляющую? Из 7 лет контракта Панарина минимум два сезона уйдут на перестройку линии обороны, доводку до уровня НХЛ молодых вратарей и финского новичка Каапо Какко.

Артемий что-то затащит, но у него снова нет элитного центра – Зибанежад вряд ли сильнее Дюбуа, а у парней вроде Хитила нет перспективы первого центра топ-клуба НХЛ. Панарин идеален в качестве сообщения лиге – смотрите, у нас есть суперзвезда, мы снова в игре. Но, как показывает опыт самих «Рейнджерс», топовые подписания с рынка не делали команду лучше, а история чемпионов последних 15 лет  намекает, что о кубке на Манхэттене мечтать не стоит.

Впрочем, возможно, у одной из самых богатых и медийных франшиз НХЛ есть цели важнее, чем кубок, ради которого должны совпасть примерно тысяча разных кусочков паззла.

Фото: twitter.com/nyrangers; Gettyimages.ru/Hannah Foslien / Stringer, Bruce Bennett; globallookpress.com/John McCreary/Icon Sportswire; twitter.com/flapanthers