7 мин.

Вокруг «Русских пингвинов» есть мифы о бандитах и убийствах. За один год погибли фотограф, администратор и защитник

Но эти истории не связаны между собой.

После успехов фильмов о русских игроках, в конце 1980-х уезжавших в НХЛ (документалка о «Русской пятерке» даже попала на «Матч ТВ»), американские продюсеры снова взялись за фильм о нашем хоккее. На этот раз перешли к сразу к целой команде – ЦСКА, который в 90-х сотрудничал с «Питтсбургом», получил на эмблему пингвина и был первым клубом в России, пытавшимся работать по-американски. 

Фильм в основном построен на воспоминаниях Стивена Уоршоу – консультанта по спортивному маркетингу, который работал с ЦСКА. Еще в 1999-м он дал интервью телекомпании PBS, и, в принципе, сценарий фильма о «Пингвинах» отличается от него не очень сильно. 

В интервью есть много баек, которые сложно проверить. Например: «Вот такая история произошла с Викуловым – легендой ЦСКА, двукратным олимпийским чемпионом. Перед одной из игр медведь, который должен был развлекать публику в перерыве, откусил ему палец. Викулов был настолько пьян, что не заметил этого и продолжал обниматься со зверем, приговаривая: «Плохо, медведь! Плохой мишка!».

Хотя даже для 1994-го медведь на массовом мероприятии звучит как несусветная дичь. 

Или вот: «На матчи стали приходить представители криминальных группировок, им нравились шоу, устраиваемые во время игр. Они просто начали конфликтовать со спонсорами, выгоняя их с VIP-мест. Это были парни с пистолетами, спрятанными под одеждой. Они вели себя как в тех фильмах о бандитах». 

Но как минимум одну историю из рассказов Уоршоу проверить можно: «Да, на протяжении шести месяцев творились какие-то ужасы. Сначала был убит хоккеист Александр Осадчий, его на драфте выбрал «Сан-Хосе».

Был убит помощник тренера ЦСКА Владимир Бувич. Фотографа команды Феликса Оливьева ждала такая же участь. В двух случаях из трех люди были застрелены – 5 пуль в голову. Жены убитых были свидетелями».

Эти рассказы Уоршоу казались такими же выдуманными – никакого Бувича в ЦСКА не было, а там более помощника с такой фамилией в штабе Тихонова. Как и Оливьева.

Но дело в том, что в исходнике интервью фамилии безбожно перевраны – Викулов стал «Виколэфом», а Осадчий – «Осэче». В остальных случаях – такая же беда.

На самом деле «помощник тренера Бувич» – это администратор ЦСКА Владимир Богач, которого застрелили в июле 1996-го. Обычно администраторы в советское время занимались практически всей нехоккейной деятельностью (хотя в свое время ему, например, приходилось растаскивать Тихонова с тренером «Спартака» Борисом Кулагиным), поэтому роль Богача была огромной, но репутация – чистой.

Администратор ЦСКА Владимир Богач и тренеры Виктор Тихонов и Виктор Кузькин

«Коммерсант» так описывал преступление: «Около трех часов дня Владимир Богач собрался домой. Выходя из спорткомплекса ЦСКА, он поздоровался со знакомой, которая в это время получала в кассе полтора миллиона рублей (это было до деноминации – Sports.ru). Узнав об этом, Богач пошутил: «Какие большие деньги. Смотри, тебя за них убьют». После этого он с женой Еленой сел в свою белую «пятерку» и отправился домой.

Но тут же вспомнил, что забыл сделать важный звонок, и вернулся. Автомобиль он поставил между двумя кортами позади административного здания. Жена вышла из машины и отошла в тень. Через несколько минут раздались выстрелы. Богач бросился к автомобилю, но добежать не успел».

Вряд ли жене и родственникам Богача было от этого легче, но убийство не имело вообще никакого отношения к деятельности администратора клуба. В интервью милицейской газете «Петровка, 38» подполковник Сергей Железнов рассказывал: «На территории спорткомплекса ЦСКА был убит Владимир Богач. Преступление совершенно необъяснимое, если учитывать безупречную биографию и круг знакомств погибшего. Как потом выяснилось, убийцы перепутали его с известным московским предпринимателем, который в это время играл в теннис на расположенном неподалеку корте. Но в ходе расследования мы постепенно вышли на законспирированную, мощную преступную группу». Скорее всего, Богач стал случайной жертвой разборок курганской ОПГ с ее конкурентами. 

Феликс «Оливьев» на самом деле – Феликс Соловьев, как подсказал нам в твиттере комментатор Дмитрий Федоров. Соловьев не был постоянным клубным фотографом (да и сложно представить, что в тех условиях команды могли себе такого позволить) – это был лишь маленький эпизод в карьере известного фотографа, который снимал джазовых звезд и работал с мировыми СМИ (в основном с немецкими – например, Spiegel и Die Welt).

Все тот же «Коммерсант», который в 90-х больше писал об убийствах бизнесменов, чем об их деятельности, рассказывал: «В понедельник вечером Соловьев должен был отправиться на пресс-конференцию, посвященную концертам Стинга в Москве. По неизвестной до сих пор причине он задержался в своей фотостудии в Большом Козихинском переулке. Когда Соловьев вышел из подъезда и направился к своему старенькому «Мерседесу», к нему подошли два молодых человека и расстреляли из пистолетов ПСМ с глушителями».

Драматург Эдуард Хруцкий писал в своей книге: «Феликс всегда был в центре модной тусовки. Знал целую кучу историй о сильных мира сего, и, что самое любопытное, информация его была предельно точна. Он много и талантливо работал в рекламе. После его смерти знающие люди говорили, что именно это и погубило его. Он решил стать не просто исполнителем, а менеджером». Источник из криминального мира рассказывал Хруцкому, что Соловьев якобы «снял не того и не с тем и захотел за этот негатив двадцать тонн зеленых».

Убийство Соловьева не раскрыто до сих пор, хотя милиция выдвигала тонну версий с самого начала – и наезд чеченских бандитов, и рекламные дела, и просто убийство по ошибке. За 24 года дело стало просто еще одним «глухарем». 

А вот об обстоятельствах смерти Осадчего более-менее подробно говорил только Валерий Гущин в «Разговоре по пятницам» несколько лет назад: «Ноябрь 1996-го. Сыграли выездной матч Евролиги, Тихонов дал выходной. День спустя после раскатки заглянул встревоженный Владимир Попов: «Осадчего нет, на звонки не отвечает…». У меня в кабинете как раз сидел подполковник МВД, занимавшийся обеспечением порядка на хоккейных матчах. Вскочил: «Адрес знаешь? Бери плотника, а я вызываю патруль». Подъехали к дому. Когда у подъезда увидел машину Осадчего, закрались нехорошие предчувствия. Поднялись на третий этаж. Плотник топором вскрыл квартиру. Зашли и на диване обнаружили Сашу. 

Одна из версий – пригласил домой девчонок и нарвался на клофелинщиц. Но результаты судебно-медицинской экспертизы почему-то не огласили. Я знакомых из МВД подключил – бесполезно. Как отрублено!».

Все три смерти произошли в 1996-м – показательно, что уже после того, как американцы перестали работать в Москве. Да и о крахе проекта «Русские пингвины» Тихонов высказывался довольно просто: «Сама идея была хорошая, новая для мирового хоккея. И все, на мой взгляд, развивалось благополучно. Однако после второго сезона ко мне пришел начальник ЦСКА Александр Барановский и заявил, чтобы мы контакты с «Питтсбургом» сворачивали. Я пытался с ним объясниться, но он буквально уперся. И в итоге все разрушил». Учитывая дальнейшую роль Барановского в расколе ЦСКА, эта версия кажется более вероятной, чем рассказы о странных парнях в плащах с автоматами. 

Гибель трех человек, имевших отношение к ЦСКА, многое говорит об эпохе. Увы, из состава ЦСКА в сезоне-1995/96 (последнего до раскола клуба) нет в живых уже семи человек – большинству из них сейчас не было бы даже 50. Денис Винокуров умер от передозировки наркотиками, Владимир Жашков погиб в автокатастрофе, Борис Зеленко содрал с ноги родинку и заработал себе смертельную меланому, Павел Траханов погиб 7 сентября 2011-го в авиакатастрофе с «Локомотивом».

«Русские Пингвины» – главный бренд 90-х в хоккее. Привезли маскота и делали лучшее шоу в нашем спорте

45 лет давке в «Сокольниках» – 21 погибший, десятки пострадавших. Она началась из-за жвачки

Мы посмотрели фильм про Русскую пятерку – и просто в восторге

Фото: Gettyimages.ru; cska-hockey.ru; vk.com/sovhockey; East News/Everett Collection/East News