8 мин.

Воспоминания о будущем хоккея

В преддверии сентябрьского Кубка Мира, в моих руках оказалась статья (оригинальная, прям вырезка) из "Советского спорта" за 1976 год, подготовленная, аккурат после Кубка Канады-76. Крайне интересно сравнивать тогдашние мысли на этот счет и сегодняшние, даже несмотря на то, что нынче этот турнир уже не такое большое событие как это было когда-то. 

х

Канада - ЧССР. Фил Эспозито и Ги Лефлер.

"Слава богу, на этот раз мы спасли работу в НХЛ". (Защитник канадцев Дени Потвон по окончании сентябрьского турнира).

Хотя до рождества еще два месяца, местным жителям уже рассылают каталоги с перечнем товаров, рекомендуемых в качестве подарков к празднику. Идей много, но одна наверняка придется по вкусу любому канадцу. Кто откажется получить от Санта Клауса рубашку или галстук с эмблемой недавнего международного турнира по хоккею?

Не беда, что турнир уже стал достоянием истории. Расчет у здешних бизнесменов верный, как верно и замечание обозревателя "Глоб энд мейл": "Кто может назвать другое событие за последние десять лет, которое вызвало бы столь повальный интересе в нашей стране?". Правоту этого высказывания подтвержадает официальная статистика. Финал Кубка Канады собрал рекордную по местным стандартам телеаудиторию: 12 миллионов человек. В те вечера, когда Си-Ти-Ви вела передачи с турнира, четыре из каждых пяти приемников настраивались на ее канал.

Соревнования на Кубок Канады достаточно подробно освещались на страницах наших газет. "Советский спорт" ежедневно публиковал обстоятельные репортажи. Итоги турнира детально проанализированы ведущими специалистами. Я же постараюсь рассказать, как оценивают это событие канадцы. Тем более что оно вызвало не только большой интерес, но и самую оживленную за годы моей работы в Канаде полемику, свидетельствующую о примечательных сдвигах в умонастроениях.

Первое, что бросается в глаза, когда перелистываешь местные журналы и газеты, это отсутствие барабанного боя и звона литавр по поводу победы канадских профессионалов. Зато немало таких заголовков: "Радоваться нечему" ("Торонто стар"), "Победа - это еще не все" ("Оттава джорнэл"). Старейшина здешних спортивных журналистов Дж.Коулмэн советует покрепче хранить в памяти матч Канада - СССР: "Вполне вероятно, что это наш последний выигрыш у советсткой сборной на долгие-долгие годы вперед". "А ведь, - вспоминает его коллега Л.Мартин, - лишь четыре года назад после заключительной встречи в Москве вся Канада пустилась в пляс, тотчас же забыв, сколь мизерного преимущества профессионалы добились над хоккеистами СССР".

х

Канада - СССР. Виктор Жлуктов (СССР), Бобби Халл (Канада), Фил Эспозито (Канада)

Отчего же так сдержанно встречена нынешняя победа?

Прежде всего в ходе самого турнира изменились представления о его месте и значимости в календаре других хоккейных событий. Дурман, который в корытсных целях напускали организаторы турнира ("Кубок Канады расставит наконец всех по своим местам"), быстро выветрился. "Кубок Канады не может подменить мировой чемпионат", - выразил мнение многих известный монреальский журналист Дж.Робертсон. "Нам пытались внушить, будто это, - турнир века, с которым не сравнятся ни Олимпийские игры, ни первенство мира, -  вторит ему Л.Мартин. - Но как к нему отнеслись остальные? Русские оставили дома группу сильнейших игроков. Пресса США турнир словно не замечала, и даже в помешанной на хоккее Филадельфии не нашлось достаточного числа желающих заполнить трибуны во время проводившихся там матчей. Наконец, представители ЧССР сравнили Кубок Канады с соревнованиями на "Приз "Известий".

Ажиотаж тем не менее был поднят, и поддались ему... сами канадцы. В то время, как соперники рассматривали турнир как интересное, но отнюдь не главное в сезоне соревнование, "Кленовые листья" готовились к нему, как к важнейшему испытанию в жизни. "Видели бы вы, с каким ожесточением "звезды" НХЛ и ВХА бились за место в сборной", - усмехается тренер Э.Макнил. "Ни на одних предсезонных сборах не пролилось столько пота, как нынешним летом", - признается форвард Марсель Дионн. Наставники команды до боли в глазах штудировали книги и просматривали пленки с записью игры советских и чехословацких хоккеистов. Перед лицом общей "опасности" даже заклятые враги - НХЛ и ВХА - заключили временное перемирие.

х

Бобби Кларк с Кубком Канады

Впрочем, иным отношение канадцев и быть не могло. "Наши просто не могли проиграть, ибо поражение для них было бы равносильно банкротству, - откровенничает торонтская "Сан". - Как в таком случае объяснишь стотысячные гонорары игрокам, утратившим даже формальное право называться лучшими в мире?". "Мы не имели права на проигрыш, поскольку на сей раз у нас не осталось и малейших поводов для оправданий", - добавляет "Глоб энд мейл". Мореальская "Пресс" поясняет: "Кубок Канады предоставлял нам последнюю возможность сохранить видимость нашего превосходства над остальными". И организаторы турнира - цитирую ту же газету - сделали все, чтобы такую возможность не упустить.

- Мы имели целый ряд весомых преимуществ, - признает директор ассоциации "Хоккей Канада" Д.Фишер. - Хотя бы то, что все матчи проводились на площадках привычного размера для нас и непривычного для европейцев. Это вовсе не пустяк, как может показаться. Не следует забывать, что такие площадки ограничивают возможность вести комбинационную игру. которую исповедуют европейцы. 

х

Глава профсоюза игроков НХЛ Алан Иглсон - организатор Кубка Канады 1976 года.

"Не будем кривить душой. Турнир был организован так, чтобы обеспечить нашей сборной преимущество даже в мелочах, - подхватывает монреальская "Газетт". - Иглсон (главный распорядитель соревнований - А.П.) так подтасовал расписание, что, пока русские, шведы и хоккеисты ЧССР проводили напряженные игры, канадцы набирали форму в разминочных матчах с аутсайдерами - финнами и американцами. Кроме того, шведы вполне обоснованно жаловались на то, что им пришлось через сутки мотаться между Торонто, Виннипегом и Квебеком, тогда как наши дальними переездами себя не утруждали. Но самые трудные испытания, несомненно, выпали на долю русских".

Еще накануне турнира здешние газеты намекали, что сборную СССР непроста заставили играть с канадцами в Торонто, а с американцами - в Филадельфии. Нравы филадельфийской публики наши хоккеисты познали еще зимой, со время "супер-серии". На торонтском же льду любые наши команды - даже юношеские - неизменно преследуют неудачи. И дело, пожалуй, не столько в суевериях, сколько в тамошних болельщиках. Своей предвзятостью, граничащей с шовинизмом, они возмущают даже многих канадцев. Во время выступлений в "Мейпл лиф гарден", например, оскорблениям и издевательствам подвергались игроки "Кленовых листьев" французского происхождения (Торонто - оплот англо-саксов).

Это о таких "болельщиках" с сарказмом пишет "Глоб энд мейл": "Похоже, кумирами нашего зрителя по-прежнему остаются хендерсоны, готовые класть на "алтарь западной демократии" голы в ворота восточноевропейских команд, и циники кларки, умышленно уродующие лучших игроков соперников". В другой торонтской газете - "Стар" - появилось еще более страстное обличение. Сборным ЧССР и СССР, отмечает его автор, пришлось столкнуться с необъективным судейством, запугиванием и непрерывными нарушениями правил со стороны канадцев, а кроме того, выдержать натиск оголтелой, кровожадной толпы и недружественно настроенной прессы.

х

Бобби Халл и Ги Лафлер.

"Поведение наших игроков и болельщиков еще поддается какому-то объяснению, - говорится далее в статье. - В конце концов иной хоккей им неведом. Труднее понять поведение арбитров, которые в матче Канада - СССР останавливали наших игроков только тогда, когда дело пахло убийством. И совершенно непостижима позиция нашей прессы. Закрывая глаза на словесные угрозы, подножки, удары клюшкой и локтем, которыми канадцы осыпали соперников, телекомментаторы и репортеры газет зато не упускали случая поиздеваться над русскими, всячески разжигая ненависть к ним. Между тем русские приехали играть в хоккей и именно этим здесь занимались. В общем, напрашиваются два невеселых вывода: если даже с такой молодой, необстрелянной командой мы не способны совладать иначе, как с помощью подобной "тактики", значит, мы окончательно растеряли преимущество в хоккее, и пусть счет на табло никого не обманывает. Во-вторых, мы вновь упустили возможность превратить наш хоккей в подлинный спорт".

Мнение это отнюдь не единично. "Победа в турнире разве что польстила нашему самолюбию, но никак не вызывает настоящего наслаждения, - утверждает "Оттава джорнэл". - К сожалению, наша сборная опустилась до запугивания и откровенной грубости, в свете чего жалобы чехословацких и других игроков вовсе не выглядят нытьем проигравших".

Доколе, вопрошает Дж.Робертсон, при каждом визите русских мы удем подвергать их оскорблениям и остракизму? Неужели и впрямь хоккейные площадки  - поле для идеологических битв? Особенно невыгодно, по мнению "Глоб энд мейл", это выглядит в сравнении с тем приемом, который всегда оказывается канадцам в Москве. "Остается только благодарить русских за их выдержку, - вставляет "Канадиан трибюн". - Нам же пора себе уяснить, что международные соревнования должны проводиться в духе интернационализма, которому чужды любые провокации".

Приведу еще фразу из письма одного местных читателей: "Когда наконец мы сумеем понять, что честный проигрыш по крайней мере позволяет сохранить репутацию в глазах внешнего мира?".

х

Канада - ЧССР. После финала канадцы Пит Маховлич, Серж Савар и Дени Потвен в свитерах чешской команды.

Относительный характер достигнутого успеха понятен и игрокам "Кленовых листьев":

- Еще неизвестно, добились бы мы победы, если бы турнир проводился в Праге, Стокгольме или Москве. - говорит отличившийся в финале Кубка Ситтлер.

Вовсе не затем. чтобы выгородить сборную СССР, привожу я столь обильные цитаты. И пусть читатель не пытается найти противоречий в том, что, несмотря на все, канадцы проявили к турниру огромный интерес. Повторяю: отчасти это следствие того, что они поддались посулам устроителей соревнований, которые "продавали" турнир, как заправские коммерсанты. Прежде же всего сказалось то, что предыдущие встречи профессионалов с сильнейшими любительскими коллективами разожгли у здешних поклонников хоккея неутолимый аппетит на матчи с европейцами. 

А.ПАЛЛАДИН 

(соб.корр. АПН - для "Советского спорта").

ОТТАВА.