9 мин.

«Клуб» Часть IV: Корпорация «Премьер-лига». 18

Примечание автора/Пролог

Часть I: Отрыв

Часть II: Восстань вновь восстань

Часть III: Захватчики на берегу

Часть IV: Корпорация «Премьер-лига»

Часть V: Новая империя Британии

Эпилог/Благодарности

Избранная библиография/Состав участников/Об авторах

***

«Манчестер Сити», все еще получающий первоначальные инвестиции Абу-Даби, не испытывал такой потребности в лазеечных схемах финансирования для игроков. За первые четыре года в качестве эмиратской игрушки клуб потратил на трансферном рынке свыше $750 млн. «Я сижу перед игроками, и у меня нет шкафа, полного трофеев, — сказал бывший спортивный директор Брайан Марвуд о разорении клуба. — У меня буквально есть кое-какие финансы и ви́дение. И я говорю: "Ребята, приходите и творите историю вместе с нами"».

Для того чтобы создать эту историю — и любую историю вообще — «Сити» было недостаточно собрать все таланты, которые клуб только смог бы заполучить, чтобы стать сильнее. План также состоял в том, чтобы намеренно ослабить своих противников. Так что на раннем этапе «Сити» определил, какие клубы с наибольшей вероятностью бросят им вызов за одно из мест в Лиге чемпионов, и занялся переманиванием их лучших игроков. Из «Арсенала» за три года «Сити» увел четырех ключевых игроков, что вызвало шутки о том, что Канониры были всего лишь фарм-клубом «Сити». Из «Эвертона» Горожане забрали лучшего игрока клуба того года, защитника Джолеон Лескотт и полузащитника. А из «Астон Виллы» «Сити» увел двух самых надежных профессионалов команды: Гарета Бэрри и Джеймса Милнера. «Мы обескровили "Виллу"», — вспоминал бывший исполнительный директор Гарри Кук.

По мере того как культура постепенно развивалась, шоппинг начал приносить свои дивиденды в раздевалке. Старшие профессионалы, парни, которые выигрывали трофеи с другими командами, задавали тон — даже те, кто особо много не играл, например, бывший капитан «Арсенала» Патрик Виейра и его разрушенные колени. Первая выплата в виде трофея произошла в 2011 году, когда «Манчестер Сити» «из Абу-Даби» выиграл Кубок Англии, первый крупный трофей клуба за тридцать пять лет.

Однако настоящая кульминация наступила год спустя. Почти неприкасаемый в первой половине сезона 2011/12, «Сити» в конце января на три очка опережал «Манчестер Юнайтед». Впервые за десятилетия их теперь можно было считать претендентами на титул. Однако «ситишность» клуба вскоре их настигла. С места на вершине турнирной таблицы в течение следующих трех месяцев они упали вниз и на восемь очков отстали от «Манчестер Юнайтед» после апрельского поражения «Арсеналу». Вот и все, подумали игроки «Сити». Восемь очков позади и шесть матчей до конца сезона означали, что все кончено. «Юнайтед» не упустит такое преимущество.

Раздевалка «Сити» была напряженной, и главный тренер Роберто Манчини выходил из себя еще чаще, чем обычно. Ему не нравилась команда, которая у него была, и он не делал из этого секрета. Именно тогда председатель «Сити», загадочный Халдун аль-Мубарак, обратился с редким обращением к команде. Ни разу не повысив голос, он успокоил ситуацию после матча против «Арсенала». И напомнил им, что «Сити» еще не умер. Еще было время.

Игроки по-настоящему не поверили ему, пока с «Манчестер Юнайтед» не случился свой миниколлапс. К концу апреля разрыв между командами полностью сократился. Два манчестерских клуба снова вошли в финальный день сезона с равенством по очкам. У «Сити» было лишь небольшое преимущество благодаря разнице мячей, первому дополнительному показателю в турнирной таблице лиги.

«Юнайтед» должен был отправиться в Сандерленд, занимавший одиннадцатое место, к команде, которой в этом сезоне абсолютно нечего было ловить в болоте середины таблицы. Матч «Сити» против «Куинз Парк Рейнджерс» был не столь благоприятным. Хотя КПР занимал семнадцатое место — вне зоны вылета — вылететь во второй дивизион опасность все еще существовала, если они проиграют, и другие результаты будут против них. Никому не нравится сталкиваться с командой, играющей за выживание, даже с худшим выездным результатом в лиге.

То, что произошло в течение того воскресного дня, 13 мая 2012 года, снова и снова в течение двух безумных часов будет потрясать, радовать, мучить и травмировать каждого футбольного болельщика из Манчестера, красного-ли или синего. Даже в своих самых смелых мечтах Премьер-лига никогда не смогла бы придумать ничего даже отдаленно похожего. Это было немного чересчур.

Агония и безумие того дня прошли так:

15:00. В Восточном Манчестере и Сандерленде и во всей остальной Премьер-лиге заключительный день сезона начинается одновременно десятью матчами.

15:01. Уэйн Руни забивает за «Манчестер Юнайтед» практически со стартового свистка в Сандерленде, положив одну руку на трофей. Новости немедленно просачиваются на «Этихад», где последующее чувство экзистенциального страха было слишком знакомо.

15:39. На «Этихаде» Пабло Сабалета забивает за «Сити», делая счет 1:0. В нынешнем виде «Сити» выигрывает титул по разнице забитых и пропущенных мячей.

16:03 Типичный «Сити». Через несколько мгновений после начала второго тайма «Сити» пропускает гол, который сравнивает счет в матче и метафорически возвращает трофей в руки «Юнайтед». (На самом деле в тот день у Премьер-лиги было две копии трофея — один в Манчестере и второй в Сандерленде.)

16:21. «Сити» проигрывает со счетом 1:2 КПР, клубу, которому почти не за что играть. Все должно быть кончено сейчас.

16:37. В то время, как «Ман Сити» вступает в добавленное время, Эдин Джеко, брошенный Манчини в игру после второго гола КПР, сравнивая счет дает домашним болельщикам проблеск надежды — 2:2.

4:39. Раздается финальный свисток в Сандерленде, и «Юнайтед» выигрывает со счетом 1:0. Sky Sports показывает разделенный экран.

Справа улыбаются болельщики «Юнайтед». Они знают, что в Манчестере счет 2:2. Они думают, что находятся в нескольких шагах от двадцатого титула. Sky переводит камеру на прижимающего к уху мобильный телефон болельщика.

В левой части экрана «Сити» держит мяч в центре поля. «В Сандерленде все кончено, — говорит комментатор Мартин Тайлер, в его голосе нарастает напряжение. "Манчестер Юнайтед" сделал все, что мог. Этого гола Руни было достаточно для трех очков». «Сити» направляет мяч к краю штрафной площади КПР. Марио Балотелли контролирует его, и в то время как все 188 сантиметров его точеного тела отклоняются, он выдавливает пас вправо в сторону Серхио Агуэро — на часах девяносто три минуты, двадцать секунд. «"Манчестер Сити" все еще борется... Балотелли... Агуэрооооооо!»

Аргентинский нападающий бьет правой ногой. Мяч попадает в ворота. И «Сити» выигрывает 3:2. Агуэро срывает с себя футболку, в то время как 47 тыс. человек внутри чаши «Этихад» теряют рассудок.

«Клянусь, вы никогда больше не увидите ничего подобного! — ревет Тайлер. — Так что смотрите! Погружайтесь в это... Они только что услышали новости на "Стэдиум оф Лайт". Два гола в добавленное время в исполнении "Манчестер Сити", и команда вырывает титул у "Манчестер Юнайтед"».

Эти слова: «вырывает титул у "Манчестер Юнайтед"». Четыре года назад предложение «Сити» осуществить подобное было бы слишком безумным, чтобы даже задумываться об этом. Теперь шумные соседи «Юнайтед» владели самым необычным завершением сезона в эпоху Премьер-лиги — поистине замечательным футбольным моментом — чтобы поддержать и придать всему щедро финансируемому проекту видимость легитимизации.

В Персидском заливе шейх Мансур праздновал со своим братом, правителем Абу-Даби, и на тележке выкатили торт с белой глазурью. На нем были две версии логотипа «Ман Сити» и, прямо посередине, 30-сантиметровый выпеченный из теста трофей. Который совсем не походил на трофей Премьер-лиги.

Сквозь стиснутые зубы Фергюсону пришлось поздравить соперников «Юнайтед» по городу.

«Это очень, очень трудная для победы лига, — сказал он на "Стэдиум оф Лайт". — Мы знаем это, потому что, как мы испытали сегодня, мы проиграли по разнице мячей». Около тридцати секунд великодушия — это все, на что он был способен, прежде чем предложить напоминание о том, как он на самом деле видел мир.

«Они могут продолжать столько, сколько захотят, — добавил Фергюсон. — Это то, чего можно от них ожидать, но история нашего клуба оставляет нас впереди... Им потребуется столетие, чтобы достичь нашего исторического уровня».

Фергюсон ни за что не позволил бы «Сити» в следующем сезоне снова ограбить его. Он немедленно начал строить планы мести. Не задумываясь об этом слишком долго, он решил, что решение заключается в большей огневой мощи. А летом 2012 года самым опасным оружием в Англии был лучший бомбардир того сезона, голландский нападающий «Арсенала» Робин ван Перси. Тридцать голов в тридцати восьми матчах чемпионата? Для Фергюсона это очень даже хорошо.

С того момента, как «Манчестер Юнайтед» начал переговоры с «Арсеналом», Канониры оказались в невыгодном положении. У Ван Перси оставался всего один год по контракту, и он отказывался подписывать новый. «Арсенал» мог бы обеспечить его соблюдение чисто технически, оставив недовольного нападающего в клубе еще на один год, но следующим летом он мог уйти просто так, что обошлось бы Канонирам в потенциальную потерю более £20 млн. Не помогло и то, что Венгер все еще корпел над финансами «Арсенала» — он просто не мог справляться с огромными зарплатами, которые хотели такие игроки мирового класса в расцвете сил, как Ван Перси. Но, пожалуй, самым ужасным было то, что Ван Перси признался Венгеру, что хочет уйти. В этот момент главный тренер мало что может сделать, кроме как попытаться получить хорошую цену. Фергюсон тоже это знал. Он был готов закрутить гайки в отношении «Арсенала» точно так же, как «Реал Мадрид» закрутил ему гайки из-за Роналду.

Переговоры прошли не так быстро, как надеялся Фергюсон. «Манчестер Сити» и «Ювентус» тоже пронюхивали о Ван Перси, и Венгер предпочитал продать нападающего за границу, а не прямому конкуренту в Англии. На встрече за встречей с «Арсеналом», звонком за звонком, исполнительный директор «Юнайтед» Дэвид Гилл бился головой о то, что, по его мнению, было чрезмерной ценой, запрашиваемой руководителями Канониров. Наконец, когда с него было достаточно, он сказал Фергюсону, что этот трансфер должен быть совершен по старинке, от главного тренера к главному тренеру.

15 августа Фергюсон поднял трубку и набрал личный номер Венгера. Он застал Венгера в машине на автостраде А13 во Франции, мчащейся между Парижем и Бретанью на западе страны. Венгер направлялся в Гавр на выставочный матч между сборной Франции и Уругвая, на котором он должен был работать аналитиком в эфире телеканала TF1.

«Арсен, это Алекс...»

Так больше сделки не заключались. Венгер не мог припомнить, когда в последний раз он напрямую вел переговоры о крупном трансфере с другим главным тренером. Но, несмотря на все его передряги и стычки с Фергюсоном на протяжении многих лет, он уважал этого человека за то, что тот позвонил. Два старых генерала собирались разобраться с этим — но не раньше, чем Фергюсон сначала попытается снизить цену Венгера.

Звонок длился недолго. Из-за шума машины и проносящегося мимо шоссе A13 Венгер подталкивал предложение Фергюсона вверх, пока не достиг £24 млн. — £22,5 млн. сейчас и еще £1,5 млн., если «Юнайтед» и Ван Перси выиграют титул Премьер-лиги в ближайшие четыре года.

Хорошо. Все было улажено.

Венгер «мог бы открыть школу покера в Говане, — сказал Фергюсон позже. — Он получил отличную цену, но мы также рады, что дело закрыто». Теперь не было смысла держать это в секрете. Венгер прибыл в Гавр и подтвердил сделку прямо по французскому телевидению во время игры.

«Это всегда грустно, но есть экономическая реальность и воля игрока, — посетовал он. — Когда вы не можете продлить контракт игрока в последний год его контракта, у вас нет другого выбора, кроме как отпустить его».

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал