2 мин.

Новичок «Лацио» Хюсай спел партизанскую песню времен Второй мировой. Ультраправые фанаты разозлились

Не учел детали.

Эльсеид Хюсай перешел из «Наполи» в «Лацио» – албанский спортивный директор Игли Таре часто подписывает соотечественников. На посвящении Хюсай спел песню Bella Ciao («Прощай, красавица»), видео появилось в соцсетях игроков.

Казалось бы, ничего необычного, но есть загвоздка. Bella Ciao – песня времен Второй мировой, ее придумали в лагере партизан, которые боролись в Альпах с Бенито Муссолини и фашистским режимом. 

Мелодия появилась еще раньше как народная песня «Рано утром, едва проснувшись» в XIX веке – ее пели сезонные рабочие на рисовых полях в Паданской долине. В 1943-м она пришла в партизанское движение Сопротивления, но автор доподлинно неизвестен.

Песня стала гимном антифашистов, а затем ушла в народ – и превратилась в гимн свободы. Ее исполняли по всему миру: как перепевали на итальянском, так и переводили на другие языки. Вот, например, она в исполнении Муслима Магомаева.

Версия Bella Ciao даже появилась в испанском сериале «Бумажный дом» – герои поют ее перед ограблением банка. Но изначальный посыл у песни, конечно, немного другой. И болельщикам «Лацио» это очень не понравилось. По крайней мере, группе ультраправых фанатов. В твиттере и других соцсетях Хюсая атакуют: «Лучше бы ты спел гимн «Ромы», «Ты в курсе, что ты не в «Ливорно»?». Правда, многие Хюсая и поддержали.

«Лацио» часто отождествляют с фашизмом (чего стоит только их история с закрашиванием рисунка Анны Франк), а многие ошибочно считают, что Муссолини болел именно за римский клуб. 

«Бенито Муссолини не был «лациале», – рассказывал журналист и писатель Стефано Греко. – Он никогда не был ни «лациале», ни «романистой». Его крайне редко видели на стадионах, а если он и приходил, то почти всегда на матчи «Ромы», о чем свидетельствует множество фотографий. С другой стороны, правда, у дуче было удостоверение клуба «Лацио».

Случилось это во второй половине 1920-х, во времена Рено Дзеноби – «президентища», как его называли тифози – не столько за комплекцию, сколько за щедрые покупки, а также за то, что он был настоящим отцом, хозяином и даже диктатором клуба.

Муссолини не был тифозо, но хорошо понимал, что футбол, кроме всего прочего, явление социальное, которое прекрасно подходит для пропаганды, особенно за рубежом, помогая продемонстрировать победоносность фашизма».

Отголоски тех времен провоцируют конфликты даже сейчас.  

Самый доступный гид по фашизму в итальянском футболе

Фото: globallookpress.com/Maule/Fotogramma; twitter.com/LucaNacchio