9 мин.

Один против всех и все против одного. Как Кен Бейтс руководил «Челси»

Кен Бейтс не имел с «Челси» ничего общего, а в детстве вообще болел за «КПР» – но у этого человека было тщеславие и амбиции. Он заработал своё состояние в строительном бизнесе; у него за плечами были победы в авантюрных тендерах и сомнительная деятельность в заморских колониях, а однажды он попытался выкупить для своих нужд целый остров в Атлантическом океане вместе со всеми его жителями. Островитянам этого совсем не хотелось, и произошёл большой скандал, который британцы припоминают до сих пор.

Согласитесь, на этом фоне любой футбольный клуб покажется семечками, и Кен Бейтс знал об этом не понаслышке. К 51 годам он уже успел попробовать себя в «Олдхэме» и «Уигане», но заштатные клубы не грели его самолюбие. Так и вышло, что он обратил свой взор на «Челси», который в своё время выигрывал чемпионат Англии.

В 1982 году в «Челси» были тяжёлые времена. За какие-то десять лет один из завсегдатаев английской лиги оказался на обочине футбола. Предыдущее руководство прогорело на реконструкции «Стэмфорд Бридж»: чтобы модернизировать стадион, пришлось передать его сторонней фирме, а та повела себя исключительно непорядочно. В результате с «Челси» был подписан договор на кабальных условиях, по сути грозивших банкротством. Клуб упал в Д2 и стремительно летел ещё ниже. И без того тяжёлую картину дополняли отмороженные фанаты.

Тонущие лондонцы обошлись Кену Бейтсу ровно в один фунт стерлингов.

Бейтс

Новый владелец был сосредоточен на возвращении «Стэмфорд Бридж» в собственность клуба, а дела команды для него отошли на второй план. Но ему повезло: игроки, купленные буквально за бесценок, неожиданно спелись, а новый тренер Джон Нил до сих пор остаётся любимцем фанатов. Команда вернулась в элиту, а тяжбы за стадион закончились  полной победой «Челси». К середине 80-х клуб был спасён.

Однако ощущение, что клуб попал в надёжные руки, продлилось недолго. У «Челси» была чуть ли не самая агрессивная банда хулиганов, которые любили устроить беспорядки прямо на поле. Получивший контроль над «Стэмфорд Бридж» Кен Бейтс предложил решить эту проблему самым радикальным образом: отгородить трибуны от поля колючей проволокой под напряжением. Через пару лет грянет трагедия на Хиллсборо, и вся Англия осознает, насколько катастрофические последствия могли быть у этого поступка. Но и до этого идея выглядела спорно: когда скандальная изгородь была готова, власти города официально запретили клубу пускать ток. В результате её убрали.

Эта красноречивая история была отнюдь не единственной. Клуб стал привычен к непомерным амбициям владельца, к его постоянным конфликтам с прессой, к мутным трансферам... Однажды Бейтс оскорбил одного из болельщиков собственного клуба, а тот подал в суд. А когда в 1992 году была создана АПЛ, Кен Бейтс не преминул вписать в её историю свой клуб: зимой 1993 года Стив Ливингстон был куплен за 350 тысяч, а после первого же матча выгнан. Таким был первый трансферный «флоп»в АПЛ.

Всё это время результаты шли по нисходящей, и в итоге «Челси» чуть не превратился в команду-лифт. Кроме того, было установлено странное достижение в Кубке Англии: 13 лет подряд путь лондонцев обрывали команды из низших лиг. Так что у Кена Бейтса могла получиться обычная судьба обычного самодура, каких в английском футболе хоть отбавляй. Но летом 1993 года начались чудеса.

Ходдл

На тот момент, уже традиционно для «Челси», состав был раздут до сорока человек, а тренера не было. Кен Бейтс никогда не церемонился с вакансиями, но сейчас превзошёл сам себя и совершил один из самых циничных поступков в АПЛ. С тех пор прошло больше 20 лет, но никто больше не убивал маленькую команду в зародыше - а Кен Бейтс это сделал. Потерпевшим стал «Суиндон». В сезоне 1992-93 этот клуб сотворил оглушительную сенсацию, выйдя в элиту из самых низов. Особенностью той команды было то, что ей руководил играющий тренер – Гленн Ходдл. Он был всемирно известным игроком, но никто не ожидал, что новый этап его карьеры начнётся с успехов. В самый разгар ажиотажа Кен Бейтс объявил, что переманил Ходдла в «Челси» в качестве играющего тренера. Обескровленный дебютант впоследствии занял последнее место и установил ряд вечных антирекордов – с тех пор «Суиндон» никогда не бывал в премьер-лиге. А вот лондонский клуб с Ходдлом заиграл: качество игры стало улучшаться, причём сам играющий тренер принял в этом деятельное участие, проведя на поле почти половину матчей сезона. В Кубке Англии клуб дошёл до финала.

Реклама 18+

Ходдл по-настоящему сдружился со своей командой; когда он играл, указания на бровке отдавал его лучший друг и помощник Грэм Рикс, но в конце сезона все настолько развеселились, что Рикс шутки ради сам вышел тряхнуть стариной, чтобы вместе с Ходдлом отметить его завершение карьеры. Впоследствии Грэм Рикс стал ключевой фигурой в раздевалке и остался в клубе даже после того, как год провёл в тюрьме.

Авантюра эксцентричного Бейтса оказалась успешной ещё и потому, что громкое имя Ходдла позволяло приглашать в клуб мировых звёзд, не разрушая дружеской атмосферы в клубе. Этот уникальный трансферный механизм привёл в команду Руда Гуллита. Даже после завершения карьеры Ходдл оставался скорее лидером среди друзей, чем менеджером, но главное, что это давало результат. Кен Бейтс не вмешивался в работающую систему – зато продолжал раздавать едкие интервью и атаковать владельцев других клубов. И тут Ходдл ушёл тренировать сборную Англии.

Перспектива нанимать тренера откровенно пугала Бейтса, и он просто повысил Руда Гуллита – как самого авторитетного в этой банде, да к тому же обладающего связями в Европе. В тот момент нигде в Европе не было играющих тренеров. Но в Лондоне и не думали сворачивать этот эксперимент.

Гуллит

Когда голландец возглавил «Челси», образовалась одна из самых странных команд в истории футбола. Владелец относился к своим собственным игрокам с плохо скрываемым отвращением, Гуллита недолюбливал за высокомерие и во всех интервью не скрывал саркастического тона. А парни в это время просто кайфовали от игры – впоследствии Гуллит говорил, что нигде не был так счастлив, как в Лондоне. Бейтс побаивался общаться с командой – вместо него этим занимался вице-президент клуба Мэтт Хардинг. Этого человека Бейтс и вовсе открыто ненавидел, допускал в интервью неприкрытые оскорбления в его адрес и даже добился его отлучения от раздевалки. История получила трагическую развязку: 22 октября 1996 года по пути из Болтона, где у дублёров был матч, вертолёт Мэттью Хардинга потерпел крушение. Вице-президент «Челси» погиб. Этот случай сплотил команду ещё сильнее, а Гуллит в ближайшем матче впервые выпустил себя с первых минут – и забил гол.

Осиротевшая команда окончательно отбилась от рук. В обход Кена Бейтса в клуб прибыли Дзола, Лебёф, Ди Маттео – та анархическая чудо-банда так и манила к себе звёзд. В итоге команде удалось без потерь пережить эпидемию травм и наконец-то завоевать Кубок Англии. Но стоило начаться малейшему спаду, как владелец не выдержал и отправил Гуллита в отставку, оборвав ему заодно и карьеру игрока. Из игроков был выбран новый лидер, у которого не было проблем с Кеном Бейтсом – так в команде появился третий играющий тренер, Джанлука Виалли. После этого у клуба начался расцвет, который, по сути, не завершился до сих пор: много трофеев, звёздные игроки, дебют и успехи в Лиге Чемпионов – короче говоря, «Челси» тихой сапой стал грандом английского футбола.

Виалли

Всё это время в «Челси» была уникальная команда личностей. В подготовке к матчам участвовали и Пойет, и Ди Маттео, и Лебёф – по сути, весь стартовый состав. Особенно выделялся Деннис Уайз – легендарная фигура для всех болельщиков «Челси». Впоследствии он уйдёт в «Миллуолл» и станет там играющим тренером. Показательно, не правда ли?

Но Кен Бейтс не давал о себе забыть. За огромную сумму в клуб был возвращён Грэм Ле Со, некогда  самим же Бейтсом отпущенный бесплатно. Также на совести владельца неприятная история с Брианом Лаудрупом, которого подписали без разрешения Виалли – в итоге датчанин ещё до дебюта за новый клуб стал проситься восвояси. Но апогеем стал Винстон Богард. До сих пор неизвестно, кто его купил: и Виалли, и Бейтс всё отрицают, но поскольку итальянец даже не пытался его использовать, круг подозреваемых несколько сужается. Богард оказался неважным игроком, но на редкость прагматичным человеком: долгие годы он тренировался с "Челси", вовремя заходил за зарплатой, желания играть не выказывал и не без гордости называл себя самым неудачным трансфером в АПЛ.

Богард
Реклама 18+

Все эти годы та чаша весов, на которой располагался Кен Бейтс, неумолимо опускалась вниз – и в 2000 году она перевесила. Возраст команды рос, а банда игроков плохо принимала новичков и затрудняла омоложение состава. Да и между старой гвардией росли противоречия. И вот наконец пала единственная опора, на которой держался клуб – его великолепная команда. И тогда Кен Бейтс понял, что впервые за 7 лет ему нужен нормальный тренер. Но за эти годы руководитель уже успел привыкнуть к автопилоту и разучился многим вещам.

Новым тренером был назначен Клаудио Раньери. Он сразу выставил Кену Бейтсу райдер, и владельцу клуба пришлось выходить на трансферный рынок. К тому времени уже молчало сарафанное радио, отключилась импровизация игроков в подтрибунке, и Раньери чуть ли не вывозил всё на своём горбу. А Бейтс пустился во все тяжкие: долги клуба подскочили как на дрожжах, и 2003 год уже на полном серьёзе предвещал бурю, банкротство и распродажу игроков… 20 лет назад Кен Бейтс спас «Челси», а теперь уже сменщику приходилось спасать клуб от результатов его деятельности.

Абрамович

Этим сменщиком оказался Роман Абрамович. Перекупив клуб у Бейтса, он поставил точку в одной из самых необычных историй современного футбола. Команда, игравшая вопреки всему и добившаяся невиданного прогресса, постепенно превратилась в обычный топ-клуб – мощный, организованный, но обычный.

И лишь иногда в новом «Челси» происходят события, напоминающие о прошлом. У топ-тренеров не получается привести команду к финалу Лиги Чемпионов, а Аврам Грант и Ди Маттео этого добиваются, во многом благодаря команде. Неманья Матич уходит бесплатно, а возвращается втридорога, да и операции по Давиду Луизу также не блещут логичностью. И наконец, конфликтность Жозе Моуринью взрывает клуб не хуже, чем Виалли в том самом 2000 году. И непонятно, что это такое: совпадение или наследственность, которая даёт о себе знать.