3 мин.

Аварийность

 Текст Михаила Калашникова «Великорусский» рисковал стать одним из последних прочитанных мною материалов не только на Sports.ru, но и в жизни. Выполнявший вечерний рейс автобус предательски качнуло, девайс чуть не вылетел из рук, что-то заскрежетало, все вокруг завертелось. Вскоре раздался визг. В кромешной тьме, выскочив из салона как ошпаренный, с ошалелым лицом верчусь на месте. Затем, со всех ног, вместе с попутчиками, мчусь к расположившейся неподалеку машине, съехавшей под откос. По-видимому, мы столкнулись, объезжая громадную колдобину на дороге с одной стороны. Так, немецкий «Ман» и «Лада Калина», вместе со своими пассажирами, могли пополнить и без того внушительный список автокатастроф в нашей стране.

Сейчас, уже немного успев осознать произошедшее, я вспоминаю эту внушительную яму посредине дороги федерального масштаба. Черт побери, эта годами заделываемая «заплатка» чуть было не стала причиной гибели множества людей. Я много слышал про аварии и видел их, но, как говорится, лучше один раз почувствовать, чем посмотреть со стороны. До сих пор пробирает холодом от мысли, что подобная «мелочевка» (в широком смысле) может в буквальном смысле вершить человеческие судьбы. Ну ладно, сегодня нам повезло, что уж тут скрывать. А завтра, а новые маршруты? Понятно, что в России две известные беды. Но если от дураков еще можно хоть как-то оградиться, то хороших дорог в нашей стране, скорее всего, не будет никогда.

На это суждение столько причин, что легче сразу не баловаться с загибанием пальцев. Ведь известно, что подобные «заплатки» – самый дешевый и начальный вид работ, чтобы по «местечковому» приказу привести дорогу в худо-бедно надлежащий вид. Строительство абсолютно новой трассы – целый процесс многораундовых терок между строительными компаниями и региональными структурами. Если вдуматься: хорошую дорогу строить подчас невыгодно, потому что в этом случае заказчик не обратится к той строительной фирме, которая её строила. Легче напортачить на одном участке, чтобы обращения поступали вновь, и контракт возобновлялся. Некоторые дороги и вовсе находятся в таком захолустье, что их обустройство давно сочли делом гиблым и жители добираются из пункта А в пункт Б чуть ли не на рельсовых тележках. Рабочая сила по ремонту дорог тоже хорошо известна – копаются и сверлят знакомые нарицательные образы, толк виден при рассматривании разве что через лупу. Просто прекрасно.

А еще, на мой взгляд, очень символично, что дорожное происшествие приключилось со мной во время чтения текста на тематику российского футбола. Уже гигабайты знаков были опубликованы по итогам завершившейся второй части сезона. Мне кажется, все-таки бесспорно главный его тренд – тесная интеграция футбола и политики. Футбол стал своеобразным полотнищем, на котором на протяжении всего этого года щедро рисовались малоприятные облики проблем современной России. Наш футбол, что уж скрывать, сам по себе не такое уж и живое явление. Поэтому, я бы сравнил процесс возникновения отпечатков на этом полотнище с поднесением влажной салфетки на лицо страдающего. Чтобы на ней отчетливее отобразились муки и боли, вырисовались мелочи и детали. Мне представляется, что это очень точная, тонкая, хотя и немного своеобразная метафора.

Метафора и рефрен – вообще очень эффективные и популярные литературные приемы. С их помощью куда проще понять некоторые вещи и, что главное, возможно, выработать определенный системный, максимально обширный взгляд на вещи. Что, допустим, объединяет проблему дорог и футбола? Ответ максимально прост: за частым повторение слов о создании оптимальной системы, чтобы почти все плохое можно было исключить в будущем, абсолютно забываются конкретные действия и шаги «на сейчас». Это совершенно ясно и понятно. Как можно не допустить произвола на матчах, не наказывая виновных? Как можно избавиться от договорняков, не проводя расследований схем, по которым они происходят? Как можно сделать идеальные дороги, не ремонтируя дыр на трассах федерального (!!!) значения, не говоря уже о том, чем же остальные трассы хуже.

Нельзя построить успешно функционирующую систему без доработки всех компонентов. Нельзя строить дом без основания. Нельзя говорить о прогрессе, ценою человеческих жизней. При всем при этом, я не могу однозначно заявить, что абсолютно никаких положительных сдвигов не происходит. Что-то, да и наверняка есть. Просто не слишком заметно, наверное, на фоне общего аварийного состояния самых разных устоев нашей жизни и всех, так или иначе обсуживающих её сфер. Аварийность доминирует. Но мы, конечно же, уже почти привыкли.     

 О чем пишут в микроблог ваши друзья?