14 мин.

Сергей Скорович: «В полуфинале стараться придётся всем, фаворитов нет»

Главный тренер сборной России по мини-футболу Сергей Скорович поделился ожиданиями от полуфиналов плей-офф Суперлиги.

- Сергей Леонидович, напряжение  в плей-офф нарастает, решающая стадия всё ближе и ближе.

- Четверка полуфиналистов определилась, и там все, кто и должен быть. Дальнейшие продвижение будет зависеть от того, кто лучше подготовился, у кого останутся лидеры в строю, кто как будет играть.

Плей-офф – это тяжелая история, и в плане психологической, и физической нагрузки. В четвертьфинале КПРФ выиграл два матча, и «Газпром» полностью скованным играл третью игру, полтора тайма практически ничего не создавали. Ничего же не делали, пока счет не стал 0:3 и отступать стало некуда, вот тогда только встрепенулись, и удача улыбнулась им. Поэтому и в полуфинале важно, кто как стартанёт, и как будут развиваться серии.

- У «Газпрома» и КПРФ была непростая ситуация, могло ведь случиться и так, что после этой серии победитель был бы полностью измочален и не мог продолжать борьбу за чемпионство. У Вас есть опыт клубной работы, Вы, как тренер, сталкивались с такими ситуациями, когда встречаются равные соперники и ситуация патовая – можно даже победить сейчас, но проиграть потом, потому что все силы отданы на предваряющей стадии в плей-офф.

- Такое бывает. Можно вспомнить сезон 2010/2011, когда в полуфинале «Синара» играла с «Тюменью». Мы до этого были чемпионами два раза подряд, а в том плей-офф у нас было очень ограниченное количество футболистов. На тот момент «Тюмень» была тоже хороша, и мы серьезно затратились, но победили в серии  3:2. После этого сразу играли в финале с «Динамо», а они спокойненько прокатились по всем соперникам со счетом 3:0, и со своим мощным составом они никаких проблем не испытывали. И в первой игре мы уступили 2:9, потому что физически не были готовы играть. Потом во втором матче была ничья 3:3 и мы уступили по пенальти, и третий матч мы проиграли 5:6, оставшись с «серебром». А «Тюмень» в серии за «бронзу» 3:0 уступила «Сибиряку».

- Если бы можно было отказаться от игр и решить всё в сериях пенальти, серии до трёх побед – Вы бы выбрали такой вариант?

- (Смеется). Ну такого же не бывает, что рассуждать об этом.

Если взять четвертьфинал КПРФ-«Газпром», то «коммунисты» показывали, что они по игре сильнее, во всех матчах. Но в серии пенальти в третьем матче они уступили, так всё сложилось – и мастерство вратарей, и мастерство бьющих, их психологическая устойчивость. А в целом по матчам у КПРФ было больше возможностей, у них был выше атакующий потенциал – поэтому, зачем им соглашаться на такое? И, если бы это перестало быть фантастикой, то на такое решение соглашались бы те, кто слабее или у кого больше проблем. Возможно, «Газпрому» бы сейчас понравился такой вариант. Но потребовалось бы согласие двух участников, а не одного клуба.

- В 2011-м, в полуфинале с «Тюменью» Вы бы согласились на такое предложение?

- Лично я бы не согласился, нет. Играл бы, сколько надо, пять матчей – так пять, победа – так победа, поражение – так поражение, зато бились бы. И мы же победили тогда (смеется).

- Давайте вернемся в 2021-й. Сейчас «Тюмень» встретится в полуфинале с «Норильским никелем».

- «Норникель» дома всегда играет неплохо, эмоционально, показывают себя перед болельщиками и руководством, и выглядят гораздо лучше, чем на выездах.

Также у «Норникеля» по ходу регулярного чемпионата была заметна такая особенность, что они всегда хуже играли вторые матчи. С чем это связано – пусть они сами разбираются, но, на мой взгляд, это, прежде всего, физподготовка. Потому что двигательная активность их футболистов в первой игре достаточно хорошая, к этому добавляется мастерство определенных игроков и «Норникель» соответствуют любому сопернику, а результат прогнозируем. А вот вторые игры проходили с большими трудностями, тяжело, с маленьким движением  и команда зачастую уступала. Изменится ли это сейчас – посмотрим. Я, если честно, ни одного их четвертьфинального матча не посмотрел, следил за другими парами, а сейчас буду смотреть.

Пара интересная, я думаю, что здесь будет пять игр. Но, опять же, роль психологического состояния команд я не отменяю, поэтому, если кто-то выиграет первые два матча, то отыграться будет сложно.

«Тюмень», если она хорошо готова физически – это всегда большая сила и угроза. Команда атлетичная и подвижная, так что «Норникелю» придется постараться, чтобы что-то противопоставить.

Как «Тюмень» подойдет к этим играм, как подойдут их лидеры? Как сыграют их вратари? Это была большая проблема «Тюмени» в плей-офф прошлого сезона, что их вратари сыграли весьма посредственно. Вратарь важен всегда, а в плей-офф хорошая, надежная  игра в воротах – это сильный козырь, когда сочетаются и мастерство, и удача. За примером далеко ходить не надо – Купатадзе оставлял «Газпром» в игре, и третий, и четвертый матч. Так что посмотрим, как всё сложится у «Тюмени».

«Новая генерация» особых проблем «Норникелю» не доставила, серия была из трёх матчей,  и  времени на подготовку к полуфиналу было достаточно. Как они им распорядились – скоро увидим, если подготовятся максимально – это будет здорово.

- То есть все-таки претенденты равны, или всё же шанс у «Тюмени» 51% против  49% у «Норникеля»?

- «Тюмень» ограничена в составе, в отличие от «Никеля», и зависит от своих лидеров. Возможности команды сжаты, них есть в распоряжении порядка шести человек. Можно перечислить – Абрамович, Антошкин, Милованов, Упалёв, Бруно Таффи, Крыкун - вот все, на кого ляжет основная нагрузка и на ком всё держится. Дальше – провал, там молодежь, Герейханов, Емельяновы, Карпюк, те, кто может выйти ненадолго, на какой-то эпизод, отыграть сменку-другую. Но если, не дай Бог, что-то случится с лидерами, если выпадет даже один-два человека, то у «Тюмени» выплывут капитальные проблемы. И при этом у «Норникеля» нет трудностей с составом, они во всех играх задействуют 10-12 футболистов, и там не особо сказывается, если кого-то одного или двоих не будет, потому что скамейка длиннее и ровнее. Вопрос лишь в том, сумеют ли они распорядиться этим себе во благо.

- У «Тюмени» и у «Норильского никеля» дорога к финалу проще, чем у КПРФ.

- Да, у КПРФ сначала был «Газпром», сейчас – «Синара», это всё команды, которые претендуют на выход в финал. У «Тюмени» и «Норникеля» четвертьфиналы были гораздо спокойнее, и сейчас они встретятся между собой.

Если переходить ко второй полуфинальной паре, то хочу отметить, как КПРФ отыграл с «Газпромом».  Хотя людей и не хватало, они действовали дисциплинированно, с настроем, попробовали свою силу и почувствовали свой класс. Так что мы увидели «коммунистов» на ходу. По сравнению с окончанием регулярного чемпионата они выправились, работали,  демонстрировали содержательную игру и забивали хорошие мячи.

Плюс, нельзя исключать, что в полуфинале добавится Ромуло – когда он оперировался, ему давали срок реабилитации месяц и это время прошло. Поэтому, если он будет в хорошем состоянии, то это ещё усиление для КПРФ.

Третий и четвертый матч с «Газпромом» не играл Рауль Гомес, хотя он в Югорске был, я его видел. Видимо, было какое-то небольшое повреждение, и в полуфинале на него тоже команда будет рассчитывать.

- Во всех игровых видах спорта на ведущих игроков ложится большая нагрузка и в клубах, и в сборных. И, как бы ты ни любил свою игру, иногда бывает и психологический перебор. У КПРФ в этом сезоне было уже и чемпионство, и две Лиги чемпионов, плюс отборочные игры в Европе национальной команды. И, если оставить за скобками кадровые проблемы, то КПРФ доигрывать «регулярку» Суперлиги было просто откровенно скучно, они «наелись». А вот с «Газпромом» скучно быть перестало, КПРФ в плей-офф стало интересно и на них стало любо-дорого смотреть.

- Да, я согласен. Эмоции для спортсменов очень важны, так и ставятся мировые рекорды, когда ты не только готов физически, но и когда психология на уровне, готова к свершениям и подвигам. КПРФ в четвертьфинале выглядел совершенно по-другому, нежели в последних турах регулярного чемпионата. Вспомнить игры с той же «Синарой» - казалось, что екатеринбуржцы на голову сильнее «коммунистов», которые априори никак не слабее. И сейчас, думаю, с «Синарой» КПРФ не будет скучно играть.

«Синара» с «Торпедо» изначально были фаворитами, и они их прошли, хотя один матч и проиграли, хотя и находятся команды в разной весовой категории. «Синара» задала себе планку, они выиграли регулярный чемпионат с большим отрывом от всех конкурентов и сейчас в плей-офф для них наступает «час Ч», они встречаются с действующим чемпионом страны.

Как это всё пройдёт? Сумеет ли Абрамов с КПРФ показать то, что он демонстрировал с «Торпедо» или «коммунисты» его полностью закроют? Где будет Прудников – я не знаю, по каким причинам он не играл последние игры. Есть выраженные лидеры, все команды зависят от своих футболистов, а без Абрамова и Прудникова просядет атака.

«Синара» - команда быстрая, подвижная, сегодня играет дисциплинированно, на авантюры особо не поддается, мало пропускает, у них хороший вратарь.

Так что пара интереснейшая, если с двух сторон все будут в строю и будут играть, может серия и до пятого матча дойти.

- Вратарская дуэль Путилов-Цайдер – это тоже отдельный интерес, как отыграю два вратаря сборной.

- Свои четвертьфиналы они отыграли спокойно, уверенно и хорошо. Но там и никаких сверхзадач перед вратарями не стояло, ни «Торпедо», ни «Газпром» не заставили чужих голкиперов особо много трудиться. Путилов и Цайдер в тонусе, посмотрим, как они будут действовать в полуфинальной серии.

Здесь, действительно можно много параллелей провести и следить за разными нитями игры.

- Если смотреть по игрокам сборной, то КПРФ побеждает со счетом 4:2, потому что у «Синары» только Путилов и Абрамов.

- Путилов и Абрамов – это да, но есть ещё и Соколов, который стабильно и достаточно неплохо играет, и есть ещё Дёмин.

- Дёмин и Соколов – это не боевые единицы, это по 0,5. То есть получается, что у «Синары» - 3. Хотя, если учитывать травму Ромуло, то он тоже сейчас 0,5. И все равно КПРФ побеждает 3,5 на 3.

- У «Синары» есть костяк, который на себе несёт груз ответственности. К перечисленным полевым ещё надо добавить Прудникова и Фахрутдинова, и это основная ударная сила «Синары». Поэтому, если они будут играть много и практически без замен, как играет Абрамов, то в длинной серии это тоже может аукнуться. Второе звено, там, где Герасимов, Сорокин, Карпов – это такая группа, которая даёт передохнуть немножко, но они сами особо ничего не делают, их главная задача – не пропустить и ничего не испортить, если получится.

- Но с КПРФ им даже такие задачи решать будет сложно.

- Да, это уже не «Торпедо». Так что посмотрим, что «Синара» сможет показать с сильным соперником. И у КПРФ тоже всё на тоненького, потеря одного-двух игроков и по ним может сильно ударить. Так что шансы у команд 50 на 50.

- Я в КПРФ как в победителя этой пары верю больше, чем в «Синару».

- Возможно, вы и правы.

- Если вернуться к сборной – почему Абрамов там не забивает так много и так красиво, как в клубе? Сложно вспомнить, когда главный бомбардир Суперлиги забивал в форме сборной, это так редко бывает. Это Ваши установки, чтобы он держался дальше от ворот?

- Почему? Нет (смеется). Абрамов не так давно забил гол французам в отборочном матче Евро-2022, в марте.

В «Синаре» Абрамов играет в сыгранной четверке, там Прудников, Фахрутдинов и Соколов. Они вместе уже не один год, понимают все маневры друг друга, и Сергею проще себя проявить.

В сборной у Абрамова практически те же функции, что и в клубе, участвовать в атакующих действиях, забивать, отдавать. И моменты у него в играх сборной были, но он их не реализовывал – это раз. Второй момент – в сборной у нас россыпь игроков, и каждый что-то может сделать в атаке, и на этом фоне картинка отличается от клубной.

Третий фактор – это уровень соперников. Когда сборные играют между собой, то против нас выходят сильные исполнители, лучшие спортсмены каждой страны. И эти мастера, они же понимают, что когда они играют с Россией, то там есть Абрамов, и они всеми силами пытаются его нейтрализовать, и часто справляются с ним, не дают особо разгуляться. Такое повышенное внимание к персоне Абрамова для его индивидуальной статистики, может, и в минус, зато это даёт дополнительные шансы нашей сборной. Если, к примеру, в звене есть Абрамов, или Лима, или Робиньо, или Чишкала, или Ниязов, или Афанасьев, или ещё кто-то опасный и угрожающий воротам, то соперник вынужден против них в обороне задействовать дополнительные силы, а это открывает пространство для атак других наших футболистов. Постоянно уводить двух-трёх защитников от ворот – это дорогого стоит. Конечно, любой нападающий хочет забивать сам, и чтобы на нём не висели гроздьями, но на то у нас и командный вид спорта, что каждый вносит свою лепту, а побеждает команда.

- КПРФ тоже прекрасно знает, кто такой Абрамов.

- Вот и посмотрим, как они смогут с ним справиться, и посмотрим, как Абрамов будет выглядеть в игре с другим соперником.  КПРФ понимает, что атака идёт через Абрамова, к нему, безусловно, будет повышенное внимание. Вот мы и увидим, как «коммунисты» с ним справятся, как закроют, разменяют, удастся ли это сделать в первом же матче, или только во втором, или в третьем. И увидим, что Абрамов готов делать в такой ситуации.

- Проигранные серии – это и так морально тяжело, а если игрок винит в поражениях себя? Взять, к примеру,  Шистерова. В первой игре при игре в большинстве после его потери КПФР забил гол, во второй игре Николай не забил пенальти, в третьей – не забил штрафной. Если футболист считает, что из-за его неудачных действий команда проиграла в серии, то как поступать тренеру? Как Вы поступаете в таких ситуациях – разговариваете или оставляете игрока самого с собой?

- Все футболисты разные, и к каждому нужно найти подход. Тренер должен чувствовать ритм команды, чувствовать  каждого игрока, понимать их состояние и делать правильные выводы из происходящего. Причин у ошибок может быть множество – и усталость спортсмена, и потеря концентрации,  и микротравма, и превосходящий в мастерстве соперник, да мало ли что.

Тренер должен помогать игрокам восстанавливать психологическое равновесие, нельзя оставлять спортсмена наедине с неудачей, нельзя давать заниматься бесконечным бичеванием. Кого-то надо просто поддержать, а с кем-то провести анализ и объяснить причины случившегося. Даже в самых негативных по результату матчах можно найти положительные моменты, правильные действия игрока и уже на этом фоне объяснять, что футболист всё умеет, а право на ошибку есть у каждого.

Это особенно важно, когда впереди есть ещё игры и надо снова выходить и биться, принимать новые вызовы. Тренер должен показывать игроку, что доверие никуда не делось, что в футболисте уверены, и что у него будут возможности исправиться. Все ошибаются, но дело ведь в том, не сколько раз ты упал, а сколько раз ты смог подняться.

Мы все в команде, тренеры и игроки друг от друга зависим. Тренер обязательно должен найти подход к игроку и нужные слова, не пускать всё на самотёк. Может, игрок и самостоятельно восстановится, но через месяц, а тогда уже турнир, к примеру, закончится.  

- Вы когда смотрите футбольные матчи – это как происходит?

- Вы хотите услышать - как трафаретный болельщик, на диване, с воблой, с семечками и хмельными напитками? (Смеется).

- Не знаю, может, с чипсами или попкорном?

- Наш клубный мини-футбол я чаще всего смотрю на трибунах. Если смотрю трансляции, то без всякой еды, нет такой привычки. А чипсы и попкорн я вообще забыл, когда ел в последний раз.

Для меня просмотр матчей – это работа, а не зрелище. Сейчас в Суперлиге стало всё проще, в открытом доступе есть записи всех матчей, тренерам можно всё посмотреть и пересмотреть в любое время. Раньше видеоматериалы были только у тех клубов, кто сам снимал – и ты или видел вживую, или всеми правдами и неправдами пытался добыть записи.

Если я готовлюсь к своим матчам и смотрю на соперников, то делаю какие-то пометки, касающиеся и командных действий, и отдельных игроков, на что потом стоит обратить внимание и что просмотреть дополнительно. Так чаще всего бывает на турнирах, когда играют наши будущие соперники, чтобы качественно провести подготовку и донести всё важное до игроков.

- Ваш прогноз, что все четыре полуфиналиста Суперлиги имеют равные шансы на выход в финал. Тогда вопрос – когда в матче болельщикам можно переставать хвататься за сердце, сколько времени минимально нужно на исполнение стандарта, аута или углового, 2, 3, 4 секунды?

- Если у меня есть три секунды, и если я могу разыграть аут в непосредственной близости от ворот или угловой, то за это время можно забить гол. Можно и за две секунды забить, с углового, но тут должно всё сложиться, нужно вывести игрока, чтобы ему покатили и он пробил.

На скорость на тренировках можно отработать атаку, но в игре идеальных условий не бывает. Если мяч залетел напрямую, то хватит и двух секунд, но кто-то может перекрыть траекторию движения мяча, поставить корпус  на пути полёта мяча после удара и мяч отлетит на 6-10 метров, вратарь может отбить куда-то в сторону, или игрок сам может попасть в каркас ворот и потребуется добивание.

Я в концовках всегда говорю нашим футболистам, что не надо выносить мячи в ауты или в угловые, особенно если у соперника есть ещё 10-12 секунд в запасе. Есть возможность – выбивайте на чужую половину, еще лучше – за лицевую. Всё просчитано – сколько летит мяч, сколько времени уходит у вратаря на ввод или сколько потратит игрок соперника на ввод мяча в игру со своей половины, сколько секунд прессингом можно отъесть  - таймер работает, а на удар ещё надо кого-то вывести – это другая ситуация, а не подготовленный стандарт, для нас это хорошо. А если у соперника 10-12 секунд и мы даём ему разыгрывать стандарты на своей половине, так это три-четыре потенциально голевые ситуации дарим. Поэтому, чем надежнее мы играем, просчитывая все дальнейшие ходы, в том числе и с секундомером, тем у соперника шансов меньше, мы понижаем их условную вероятность гола, например, с  40 до 10%.

Поэтому гол за две секунды до сирены  – это если удача на твоей стороне, а вот за три-четыре секунды – это рабочая ситуация. Надеюсь, в полуфиналах Суперлиги все матчи будут держать нас в напряжении от начала и до конца!

 

Валерия Зык, СА «PRa-техника»

Фото АМФР