7 мин.

Китай делает вид, что Шуай Пэн в порядке, но от этого за нее только страшнее. Теннис сплотился как никогда, Пекин требуют лишить Олимпиады

Продолжение триллера.

История вокруг исчезновения теннисистки Шуай Пэн к середине третьей недели разрослась до серьезного международного вопроса. Чемпионка «Шлемов», напомним, перестала выходить на связь сразу после соцсетевого поста 2 ноября, в котором обвинила бывшего вице-премьера Китая в принуждении к сексу.

После того, как за информацией о местонахождении Пэн к китайским властям обратились WTA, ATP, теннисный профсоюз PTPA и куча действующих и бывших игроков, англоязычный аккаунт государственного телевидения КНР опубликовал текст письма, которое якобы она отправила главе Женской теннисной ассоциации Стиву Саймону. В нем в частности говорится:

«Обвинения в сексуальном насилии – ложные. Я не пропала и не нахожусь в опасности. Просто отдыхаю дома, все в порядке. Спасибо за заботу».

Даже если в эту часть письма кто-то поверил, то его финал даже у самых наивных развеял сомнения в том, что Пэн его или не писала, или писала под давлением:

«Надеюсь вместе с вами продвигать китайский теннис, если в будущем будет такая возможность. Надеюсь, китайский теннис будет становиться лучше и лучше».

Имэйл, якобы отправленный Пэн в WTA, с текстовым курсором на второй строке

Для совсем уж непонятливых лондонская The Times даже выкатила аналитику, объясняющую, почему этому имэйлу верить нельзя:

• его эксклюзивно распространило CGTN – полностью прогосударственное медиа (обвинения против партийного деятеля, выдвинутые Пэн, оно проигнорировало);

• на скриншоте, расшеренном CGTN, виден текстовый курсор. Само по себе это, конечно, ничего не доказывает, но, очевидно, снимок экрана был сделан с только что набранного текста. Трудно представить, что человек таким образом делится отправленным им письмом;

• формулировки из письма – в частности, «если WTA будет публиковать новости обо мне, пожалуйста, заверяйте их и выпускайте с моего согласия» – по словам экспертов, воспроизводят «риторику Пекина в его стремлении контролировать информационные потоки». Формальный стиль изложения имэйла не совпадает с разговорным и образным из оригинального поста Пэн;

• ну и самое очевидное: человек, спокойно «отдыхающий дома», не будет по собственной воле игнорировать сразу все каналы коммуникации, по которым с ним пытаются связаться много разных людей, чтобы две недели спустя выпустить резкое и черствое заявление через рупор госпропаганды. Проще говоря, ты не пишешь сначала «Мне плевать, если я швыряю в скалу яйца и мотыльком лечу прямо в огонь», а потом – «Что касается последних новостей на официальном сайте WTA, они не были заверены мною».

Мировая общественность в лице главы WTA Саймона так и ответила:

«Это заявление только увеличивает обеспокоенность по поводу ее безопасности и местоположения. Мне трудно поверить, что она на самом деле написала письмо, которое мы получили, или верит в слова, которые ей приписывают».

Эту позицию поддержали примерно все уважающие себя люди из тенниса и околотенниса: от Серены Уильямс до организатора Кубка Дэвиса футболиста Жерара Пике – так что в четверг ко хэштегу #гдеПэнШуай было больше 120к твитов. Под китайские интернет-санкции попали титулованная японка Наоми Осака, выразившая поддержку Пэн в твиттере, и WTA – функционал их аккаунтов Weibo ограничили.

Технологичность китайской цензуры вообще впечатляет, особенно на фоне топорности их попыток показать, что с Пэн все в порядке. Еще на позапрошлой неделе скриншоты удаленного поста Пэн начали исчезать в закрытых групповых и личных чатах местного мессенджера WeChat, где даже не было текстового упоминания имени теннисистки (а аккаунты, пытавшиеся их отправить, – блокироваться). В твиттере есть скрин переписки, где изображение – не текст – поста Пэн было заблокировано в реальном времени: один участник разговора его отправил, но собеседник – не получил.

WTA тем временем продолжает вызывать уважение решительностью: Саймон в пятницу в разговоре с CNN повторил, что ассоциация разорвет отношения с Китаем (проводящим больше десятка турниров WTA), если он не продемонстрирует добрую волю по отношению к Пэн и ее обвинениям, – даже несмотря на огромные финансовые потери, которыми уход из страны будет чреват для женского тенниса.

Глава WTA Стив Саймон

«Слишком часто возникают подобные ситуации, и мы ставим бизнес и политику выше того, что было бы правильно. Но это важнее бизнеса. Мы готовы уйти из Китая и справляться со всеми осложнениями, к которым это приведет. Потому что это важнее. Женщин должны уважать, а не подвергать цензуре». Позицию WTA поддержали многие игроки, включая Новака Джоковича.

На данный момент объяснений от Китая потребовали уже ООН, администрация президента США, а также теннисные и общеспортивные организации разных стран. Вчера про Пэн говорил Тревор Ной в The Daily Show, а движение Feminist China завтра в Нью-Йорке проведет марш в поддержку Пэн.

Единственной прямой реакцией китайских властей стали слова представителя МИДа Чжао Лицзяня: «Я ничего об этом не слышал, и это не дипломатический вопрос». Журналист CGTN Шэнь Шивей написал в твиттере, что Пэн якобы выложила в своем аккаунте WeChat несколько фотографий с пожеланием хорошего уикенда. Шивей якобы получил их от друга Пэн в виде скриншотов. Эту версию подтвердил главный редактор китайской государственной газеты Global Times Ху Сицзинь.

 

Скрин одной из фотографий, якобы опубликованных Пэн на этой неделе в WeChat

Негодование в адрес китайского режима уже перекинулось и на Международный олимпийский комитет, готовящийся к Олимпиаде-2022 в Пекине, до которой осталось меньше трех месяцев. МОК оказался, кажется, единственной большой организацией, готовой принять заверения источников в Китае, что с Пэн все в порядке: «Мы рады заверениям, что она в безопасности», – говорилось в заявлении МОК в четверг. Оно вызвало такую резкую критику, что олимпийскому движению пришлось дополнительно объясниться – намекнув, что они все же ведут переговоры с китайцами:

«Опыт показывает, что в таких делах лучше работает тихая дипломатия. Поэтому МОК пока не будет давать дальнейших комментариев».

Некоторые уже призывают к бойкоту Игр, учитывая весь объем претензий к Китаю по части прав человека и гражданских свобод – от регулярных исчезновений людей до репрессий в Гонконге, Тибете и по отношению к уйгурам. В The New York Times вчера вышла колонка о том, что позиция МОК по делу Пэн вызывающе слабая:

«[Президент МОК] Томас Бах и все высокие чины МОК постоянно говорят о том, что олимпийское движение – оплот борьбы за высшие гуманистические идеалы. Все олимпийцы, говорят они, одна семья. Пэн участвовала в Играх в 2008-м, 2012-м и 2016-м. Однажды олимпиец – всегда олимпиец, говорят они.

Только эта прекрасная идея ничего не значит, когда ставки слишком высоки.

Глава МОК Томас Бах

На носу зимняя Олимпиада в Пекине, а значит – огромные деньги от продажи прав на трансляции и спонсорских контрактов, а также миллиарды, которые китайское правительство потратит, чтобы завоевать уважение на международной арене.

Есть ли у Баха и МОК характер, чтобы заступиться за одну из своих и пойти на конфликт с хозяевами Игр из-за их очередного нарушения прав человека?

На данный момент ответ – нет».

Впрочем, даже те члены МОК, кто готов поддержать более жесткую позицию по отношению к Китаю, не уверены в ее целесообразности. Как признал один из членов комитета, «Китай может сказать: «Да, потерять Олимпиаду будет обидно, но остальному миру будет еще обиднее».

Подписывайтесь на наши инстаграм и телеграм о теннисе

Фото: twitter.com/CGTNOfficial, shen_shiwei; Gettyimages.ru/Matthew Stockman, Milos Bicanski; globallookpress.com/Bai Xue