8 мин.

В Бельгии системно готовятся к плавной смене поколений в сборной – для этого разработан так называемый «Проект 2026»

Бытует мнение, что этой сборной Бельгии больше ничего не светит, и, скорее всего, последним шансом был этот чемпионат Европы. Да, впереди чемпионат мира в Катаре, но до него еще полтора года – кажется, это слишком долгий срок для возрастных игроков. Впрочем, сухие факты этот пессимизм не оправдывают: из 26 футболистов, которых Мартинес взял на прошедший Евро, лишь семеро – старше 32 лет. Почему именно 32? В этом возрасте резко падает трансферная стоимость игроков. Считается, что они сохраняют свой уровень только до 32 лет. Верно ли это предположение, вопрос спорный. Если да, то из этого правила, безусловно, тоже есть исключения. Достаточно вспомнить Криштиану Роналду и Луку Модрича – недавних лауреатов «Золотого мяча».

Те самые семеро игроков – это Тоби Алдервейрелд, Томас Вермален, Ян Вертонген, Аксель Витсель, Симон Миньоле, Дрис Мертенс и Насер Шадли. Все – отличные футболисты, но не звезды нынешней сборной Бельгии. У Тибо Куртуа (29), Кевина де Брейне (30), Эдена Азара (30) и Ромелу Лукаку (28) главные достижения, вероятно, еще впереди. Тут, конечно, можно возразить: мол, если ключевые игроки находятся в оптимальной форме, то не так уж важно, кто выходит вместе с ними на поле. Из семи «старичков» четверо – игроки основы: защитники Алдервейрелд, Вермален и Вертонген, а также опорник Витсель. И срок их профпригодности можно продлить на несколько лет.

36-летний Джорджо Кьеллини остается одним из лучших защитников Италии, а Испании на Евро не хватало 35-летнего Серхио Рамоса. «На самом деле, возраст не проблема, – считает бывший защитник «красных дьяволов» Эрик ван Мейр, который провел последний матч за сборную в 33 года. – Видели нашу оборону в матче с Португалией? Разве кто-то подумал, что кому-то из защитников пора уходить? Нет, и это легко объяснить. Медицинское обеспечение значительно улучшилось. Каждый из возрастных футболистов досконально знает свой организм и следит за балансом между нагрузкой и восстановлением. Раньше 35-летнего игрока списывали со счетов, а теперь можно играть и до 40 лет». А раз так, то сборная Бельгии может сыграть с Вермаленом, Вертонгеном и Алдервейрелдом в обороне даже на чемпионате мира в 2026 году.

Но даже величайшим героям однажды придется уйти на покой. Что тогда? На этот случай у Королевской футбольной ассоциации Бельгии есть план. Он называется «Проект 2026» – это негласный список игроков, которые могут попасть в заявку на ЧМ-2026. Похоже, реализацией проекта активно занимается и Мартинес, хотя самого Роберто к тому времени в сборной может уже и не быть. За игроками «Проекта 2026» присматривают так, будто бы они уже играют за национальную команду: дают рекомендации по питанию, тактике и физической подготовке. Кто именно стоит за «Проектом 2026», ассоциация умалчивает, но можно предположить, какие игроки находятся в списке.

Несомненно, там должен быть Зиньо Ванхейсден. У 21-летнего футболиста есть все, чтобы стать защитником мирового класса – увидим, не помешают ли ему две тяжелых травмы колена. Вероятно, есть в списке и Орель Мангаля. На родине он не очень известен, потому что в раннем возрасте переехал в Германию. Уже в 19 лет Орель играл за «Штутгарт» в Бундеслиге. Сохраняет концентрацию, много бегает, технически одарен – похоже, это новый Витсель. Жаль, что к первой команде его пока не подпускают. Его основной конкурент – Альбер Самби Локонга, который близок к переходу в «Арсенал». На радаре, конечно, также находятся Шарль де Кетеларе и Яри Версхарен.

Игроки «Проекта 2026» иногда появляются в сборной Бельгии до 21 года, которая занимает 16-е место в европейском рейтинге (мирового не существует) молодежных сборных между Хорватией и Польшей. Бельгийцы не смогли квалифицироваться на чемпионат Европы U-21. У Бельгии – впечатляющая с технической точки зрения, но не очень стабильная команда. В отборочном турнире она разгромила сборную Германии (4:1), а через несколько недель проиграла сборной Молдовы (0:1).

Но есть оправдание: задача главного тренера Джеки Матейссена – приучать футболистов к игровой системе первой команды, даже если она не особо подходит им тактически. Плавная интеграция молодежи важнее результата. В других странах молодежный чемпионат Европы рассматривают как важную витрину, где можно присмотреть молодых талантов. Сборная Бельгии пробилась только на два из десяти последних розыгрышей, но это мало что значит. Например, Тибо Куртуа, Эден Азар и Кевин де Брейне никогда не участвовали в молодежном ЧЕ.

Реклама 18+

Надежды возлагаются на команду помоложе. Бельгийская сборная до 19 лет считается феноменальной. «Посмотрите на нашу команду и поймете, что расцвет бельгийского футбола продолжается, – говорит ассистент главного тренера ван Мейр. – В эту группу по-прежнему входят Яри Версхарен, Шарль де Кетеларе и Жереми Доку, которых уже взяли в первую команду. Николаса Раскина и Астера Вранкса еще не привлекли, но у них уже есть большой профессиональный опыт, а это важный фактор.

Мартен Вандевордт в 19 лет – первый вратарь «Генка». Дан Диркс в 17 лет дебютировал за «Парму» в Серии А. Ромео Лавия тоже считается, хоть он и младше остальных на год. Лавия стал чемпионом с молодежкой «Манчестер Сити» и регулярно тренируется с основой. Он может многому научиться в «Сити» за короткий срок, но ему придется конкурировать с де Брейне, Родри и Гюндогана, чтобы получить хоть немного игрового времени. Что ж, он знал, на что идет, когда покидал «Андерлехт».

«Андерлехт» был крайне разочарован уходом Лавии, но в академии есть игрок моложе и, кажется, даже сильнее: 15-летний плеймейкер Райан Бунида. Он настолько молод, что с ним может произойти что угодно, но, по крайней мере, его имя уже на слуху. Бунида пропустил дедлайн подписания первого профессионального контракта. В «Андерлехте» опасаются, что он уйдет в «Барселону».

Почти все футболисты молодежных сборных Бельгии играют за бельгийские клубы. Раньше было иначе. Особенное сожаление вызывает поколение-1996 с Чарли Мусондой и Закарией Баккали: его представители массово уехали в зарубежные чемпионаты и не добились больших успехов. Оно казалось особенным, а теперь считается потерянным. Сегодня игроки постарше советуют молодежи не торопиться. Два года назад Ромелу Лукаку звонил Жереми Доку и убедил его остаться в «Андерлехте» еще хотя бы на пару сезонов. Правда, неизвестно, просили ли его об этом люди из клуба или футбольной ассоциации.

«У Бельгии нет повода жаловаться: подрастает множество талантов, – уверяет ван Мейр. – Если сравнивать с другими странами, мы уступаем разве что Англии – там потрясающие молодежные команды. Они инвестируют огромные средства в развитие молодежи, и вложения окупаются. Период от 16 лет до 21 года – решающий в футбольной жизни, и я сомневаюсь, что англичане в этом плане оснащены лучше нас. Кроме того, шансов пробиться в АПЛ меньше, чем в Про-Лигу. При этом чемпионат Бельгии – лига достойного уровня и отличный этап на пути к вершине. В Бельгии игрок может дозреть. Путь Шарля де Кетеларе кажется мне идеальным: дорасти до основы бельгийского топ-клуба, постепенно стать там незаменимым, сыграть в Лиге чемпионов и подготовиться к переезду за границу. Даже если бы у Шарля неудачно сложился прошлый сезон, ничего страшного бы не произошло. Он бы просто оказался в запасе, но все бы понимали, что он получит еще один шанс».

Есть у Королевской футбольной ассоциации Бельгии еще один интересный проект, который выводит страну на передний план: созданы специальные команды для поздно созревающих игроков – так называемые Futures. Они существуют наряду с обычными национальными командами. Туда попадают футболисты с прекрасной техникой, но слабой физикой, и там им помогают устранить недостатки. Проект существует уже много лет. Янник Карраско – первый успешный пример. Леандро Троссар и Яри Версхарен тоже играли в такой команде. И даже Шарль де Кетеларе, а теперь его рост – 191 см.

«На самом деле, это чистая биология, – говорит ван Мейр. – Клубы слишком быстро отказываются от игроков с поздним развитием. Из-за этого Дрису Мертенсу пришлось уйти из «Андерлехта», а через несколько лет он поднялся на вершину. Futures дают таким игрокам, как он, время для развития. Скауты приходят посмотреть на игроков и делают вывод: «Ага, надо следить за этими ребятами, пусть пока они физически и не готовы к взрослому футболу».

Идея заключается в том, чтобы команды Futures из разных стран играли только друг против друга, потому что их игроки сильно уступают более крупным сверстникам из обычных молодежных сборных – это могло бы подорвать их уверенность в себе. Но найти соперников непросто. Представители Королевской футбольной ассоциации Бельгии связались с коллегами и убедили их тоже создать команды Futures. Другие страны последовали примеру, но вскоре отказались от затеи, поскольку немедленной отдачи не последовало.

Реклама 18+

Есть ли у «красных дьяволов» светлое будущее? Вроде да, но планка высока. С 2014 года бельгийцы доходили как минимум до четвертьфинала на всех крупных международных турнирах – это не удалось больше ни одной сборной. Продолжится ли успешная серия после прощания с «золотым поколением»? Ну, вообще-то его представители уже почти на пенсии, просто мы этого не заметили. Первоначально «золотым поколением» называли группу, где были Венсан Компани, Мартен Мартенс и Мусса Дембеле – футболисты с незаурядной техникой, которая тогда казалась «небельгийской». Но мы не знали, что их преемники пойдут еще дальше. По словам Роберто Мартинеса, следующий знаменосец уже на подходе. «Юри Тилемансу 24 года, и он – бриллиант. Именно он разрыв между нынешним поколением и грядущим. Он стремительно развивается и уже является ключевым звеном сборной. Дальше его ценность будет только возрастать», – сказал главный тренер.

На прошедшем Евро Тилеманс не всегда показывал свой лучший уровень, но кажется, что он действительно на пути к тому, чтобы стать чемпионом мира. «Лестер» – один из крупнейших клубов Премьер-Лиги, но Юри, похоже, уже его перерос. Этим летом он может переехать. Одним из претендентов на Тилеманса называют «Ливерпуль», который, кстати, интересуется и Жереми Доку.

Фото: Belga Image

Источник – Sport/Voetbalmagazine, перевод с нидерландского – Артем Прожога, заглавная иллюстрация – Serge Baeken