9 мин.

В «Остенде» – сразу три молодых британца. Они не понаслышке знают, каково это – пробиваться в футболе с самых низов

Из Остенде можно за три часа доехать на автомобиле до Лондона или всего за час долететь до Глазго. Тем не менее, у британских футболистов «Остенде» – шотландца Джека Хендри, англичанина Тоби Сиббика и североирландца Кэмерона Макгиэна (на фото – слева направо) – нет возможности рвануть домой из-за коронавирусных ограничений.

21-летний Сиббик еще не дебютировал в чемпионате Бельгии, а вот 25-летние Макгиэн и Хендри уже проявили себя в высшей лиге и даже забили. Но кое-что объединяет всех троих: до переезда в Бельгию они поиграли в низших английских дивизионах.

Кэмерон Макгиэн: «Бельгийской молодежи, как и британской, очень трудно пробиться в основной состав большого клуба – именно поэтому «Норвич» отправил меня в аренду в «Лутон Таун» в пятый дивизион. Когда мы добились повышения в классе, я подписал полноценный контракт. Перемены были разительными. Я в комфортных условиях тренировался с ровесниками и вдруг оказался в одной команде с мужиками, которые еле сводят концы с концами и все время обсуждают ипотеку.

Кроме того, в низших лигах совершенно другой футбол – силовой, с постоянными единоборствами и дальними забросами. Зато атмосфера на стадионе была что надо, иногда на наши матчи приходили 10 тысяч человек. Я поиграл за «традиционные» клубы: после «Лутона», например, побывал в «Портсмуте», который славится своей фан-базой. Болельщики помогали пережить непростые моменты».

Джек Хендри: «Во взрослом футболе требования намного выше – я понял это, когда перешел из «Партик Тисла» в «Уиган». Потом у меня был выбор между тем, чтобы пробиваться в основу «Уигана», и выступлением за команду «Эвертона» до 23 лет. Я сознательно выбрал «Уиган». Оглядываясь назад, понимаю, что переоценивал свои возможности, физически не был готов. Но пока не попробуешь – не поймешь. Я хотел попасть в АПЛ через Англию. Двум величайшим клубам Шотландии – «Селтику» и «Рейнджерс» – я был неинтересен. «Уиган» взял меня, отправил в аренду в «Шрусбери Таун», а потом – в «Милтон Кинс Донс». Это был хороший опыт. Мне как центральному защитнику приходилось бороться с очень мощными ребятами».

– А как реагировать, если клуб решил отправить тебя в аренду?

– Если ты морально силен, ты видишь в этом возможность набраться опыта и извлечь пользу. Нельзя позволять этому подорвать уверенность в себе. Кроме того, футбол –множество мнений. Один тренер ничего в тебе не видит, а другой – замечает сильные стороны. Надо искать своих людей. Кстати, позже я оказался в «Селтике» и играл в высшей шотландской лиге, но самые трудные матчи все равно были в английской Лиге 1. В «Уигане» я был еще слишком юн и недостаточно силен, поэтому часто проигрывал единоборства, но это все равно был хороший этап карьеры.

– Такой футбол ведь больше подходит защитникам, нежели полузащитникам? Что хорошего в том, что мяч все время пролетает у тебя над головой?

Кэмерон Макгиэн: «Да я бы так не сказал. В низших лигах я встречал команды, которые не использовали лонгболлы, а старались комбинировать внизу. Я побывал в разных дивизионах и могу сказать: чем выше поднимаешься, тем больше у тебя времени и пространства для настоящей игры в футбол».

Джек Хендри: «Кстати, молодым защитникам приходится нелегко даже в низших дивизионах. Им много шансов не дают – или держишься на плаву, или тонешь. В Чемпионшипе или Лиге 1 предпочтут опытного защитника. Именно поэтому молодому полузащитнику проще пробиться, потому что в обороне «старички» прикроют. Если же ошибается молодой защитник, начинаются разговоры про возраст. Ключ к успеху – оставаться сильным психологически».

Кэмерон Макгиэн: «Несомненно, давление огромное. Вроде находишься в хорошем клубе, но места для тебя в нем нет. Тебя отдают в аренду клубу из низшей лиги. Все думают, что там-то у тебя точно будет игровая практика. Но что, если и там ты потерпишь неудачу? Причин куча: неопытность, высокая конкуренция, резкая смена тренера... Что дальше? Тогда начнут говорить: «Вот, даже там он не справился». Спускаться еще на лигу ниже? Это тяжелая ноша для молодого игрока».

Джек Хендри: «Энди Таунсенд, который выступал за сборную Ирландии на двух чемпионатах мира, однажды сказал, что самые трудные матчи в его карьере были именно в низших дивизионах. Да, чем выше находится клуб, тем лучше выстроена структура. Футбол в низших лигах бывает очень грубым, но это делает тебя сильнее».

– Тоби, ты с этим согласен?

Тоби Сиббик: «Да. У меня странно складывалась карьера – в том смысле, что до 16 лет я официально не занимался ни в одной академии. Часто ездил на просмотры, но нигде не числился, а потом попал в «Уимблдон», где спустя год состоялся мой дебют. Было тяжело. Я защитник и чувствовал, что тренер всегда отдает предпочтение игрокам постарше, даже если молодые, как мне казалось, им не уступают. Но я в итоге пробился в первую команду и с конца января до лета играл в каждом матче – тогда меня заметили и пригласили в «Барнсли».

Я начал следующий сезон в Чемпионшипе, но потом впал в немилость к менеджеру и отправился в аренду в «Хартс». Через несколько недель я заболел, а потом и вовсе началась пандемия коронавируса. И вот я здесь. Я никогда еще не проводил полный сезон в одном клубе – видимо, еще не набрал ритм, необходимый для большого футбола».

– В Бельгии те, кто уходят в аренду, редко возвращаются.

Кэмерон Макгиэн: «Правда? Ну в Англии любой игрок до 18 лет, который не попадает в состав, хочет, чтобы его отпустили в аренду. Игра за дубль – жизнь в пузыре, из которого необходимо вырваться».

Джек Хендри: «А для бельгийцев не проблема, что здесь нет большой футбольной пирамиды? У вас после первого дивизиона уже начинается любительский футбол. Англия хороша тем, что у нас много альтернатив».

– Судя по фотографиям, стадионы в Лиге 1 и Лиге 2 очень даже ничего.

Кэмерон Макгиэн: «Это правда. Достаточно взглянуть на «Стэдиум оф Лайт» в Сандерленде или «Фраттон Парк» в Портсмуте». Даже у тех команд, про которые многие не слышали, приличные стадионы на десять тысяч человек. Но в то же время есть поля, как у «Аккрингтон Стэнли». Вы на них тоже посмотрите!»

Джек Хендри: «Разве что в Германии сопоставимая инфраструктура».

Кэмерон Макгиэн: «Самое приятное в нетоповых дивизионах – это атмосфера. Маленькие стадионы, трибуны расположены близко к полю, а на них – море страстных фанатов».

– Мы видели это в сериале «Сандерленд до гроба».

– Да, это фантастическая обстановка.

– А как добирались на выездные матчи?

Тоби Сиббик: «Моим бывшим клубом «Уимблдоном» управляют болельщики, и они не хотят никому его продавать. Это клуб с большой историей, но маленьким бюджетом. Мы часто ездили на матчи на автобусе. Если путь длинный, выезжали пораньше, останавливались в отеле, а ночью, сразу после матча, возвращались».

Кэмерон Макгиэн: «Когда я играл за «Портсмут», мы много ездили на поездах, иногда летали. Порой поездки были долгими: например, пять часов на автобусе до Карлайла».

– А в Шотландии? Мы как-то раз были в Питерхеде на матче против «Рейнджерс», и нам понравилось.

Джек Хендри: «Ух ты, серьезно? В Шотландии расстояния поменьше, если это, конечно, не выезд в Абердин или в Дингуолл к «Росс Каунти». И разнообразия меньше: четыре раза за сезон играешь с одной командой, а то и пять, если встречаетесь еще и в кубке. В общем, все виды хорошо знакомы».

– В низших английских лигах нормальные зарплаты? Футбола хватает или надо подрабатывать?

Тоби Сиббик: «На самом деле, зарплаты нормальные, но у игроков постарше. Даже на уровне Конференции. Там, если пересчитать на евро, можно получать даже 2200 в неделю».

Джек Хендри: «Когда «Уиган» получил парашютные выплаты после вылета, некоторые ребята зарабатывали несколько десятков тысяч фунтов неделю – огромные деньги для такого уровня. В низших дивизионах есть клубы, которые мы называем спящими гигантами. В них можно получать очень хорошие деньги. Например, «Сандерленд» или «Ипсвич». Правда, недавно ввели потолок зарплат, поэтому не знаю точно, как сейчас обстоят дела».

Кэмерон Макгиэн: «В Национальной лиге можно в неделю получать где-то 1100 евро грязными, в Лиге 2 – от 1600 до 2200 евро, в Лиге 1 – от 2200 до 5500 евро за редкими исключениями. Естественно, это не сравнить с зарплатами в АПЛ, но для рабочего класса это большие суммы».

Джек Хендри: «Возможно, в долгосрочной перспективе можно заработать во втором английском дивизионе даже больше, чем в первом дивизионе в других странах».

– Это затрудняет выезд из Англии?

Кэмерон Макгиэн: «В некоторой степени. Если бы владельцы «Барнсли» не приобрели «Остенде», меня бы здесь не было. Думаю, что многие молодые английские футболисты реально хотели бы поиграть в Бельгии – это не так уж далеко. Но, возможно, бельгийские клубы не потянут такие зарплаты».

Джек Хендри: «Думаю, что Бельгия действительно может обогатить меня как спортсмена и как человека. Здесь играют в футбол, который мне подходит. Это может открыть передо мной новые двери. В Англии, как сказал Кэмерон, я чувствовал себя словно в пузыре. Кроме того, меня как шотландца не очень-то уважали. Я решил рискнуть и перебрался в Бельгию. Один раз живем – надо действовать».

Тоби Сиббик: «У меня были предложения из Англии, но в Бельгии у меня есть шанс поиграть против команд, выступающих в Лиге чемпионов и Лиге Европы. Я все еще жду своего часа и усердно работаю, чтобы до конца сезона отыграть хотя бы несколько матчей. Джейдон Санчо показал, что можно построить карьеру и за пределами Англии».

– Но в Бельгии ведь тоже приходится бороться за место в составе.

Тоби Сиббик: «Конечно, никто нигде ничего тебе не гарантирует, даже если ты из Англии».

Джек Хендри: «А так везде. Жизнь – борьба, надо искать и пробиваться самому».

– Ты, например, и вовсе полетел в Австралию, чтобы попытать счастья в «Мельбурн Сити».

– Дело в том, что в «Селтике» я находился под огромным давлением. Нужно было выигрывать в каждом матче, меня стали узнавать на улице. Ни минуты покоя. Переезд на другой конец света был большим шагом назад, но он был мне необходим. Взять паузу, очистить разум, сконцентрироваться на футболе, сбросить груз с плеч. К сожалению, вскоре после подписания контракта с «Мельбурн Сити» я травмировал колено, а потом грянул коронавирус и остановил все соревнования. В итоге я толком не увидел Австралию, но это все равно был хороший опыт».

Кэмерон Макгиэн: «В Бельгии неплохой футбол. В нем меньше взлетов и падений, чем в Англии. Жаль только, что стадионы теперь пустуют. Я, например, наслышан о том, как страстно в Льеже поддерживают любимую команду. И арена там прекрасная».

Джек Хендри: «Да уж, из-за коронавируса наша жизнь в Бельгии стала довольно странной».

Кэмерон Макгиэн: «Но плюс в том, что не так сильно тоскуешь по родине, потому что знаешь: там тоже ничего не происходит».

Источник – Sport / Voetbalmagazine, перевод с нидерлансдкого – Артем Прожога. Фото – Nick Decombel.