9 мин.

Инсайды про Руя в «Спартаке»: мечтал развивать молодежь, после ухода Попова никому не доверял, ни разу не психанул

Все-таки уезжает.

Руй Витория с первых до последних дней работы в «Спартаке» оставался загадкой, работая в тени и тишине: дал только одно относительно большое интервью, да и вообще не приветствовал медиаактивности ни с собой, ни с командой. 

В основном мы видели Виторию на пресс-конференциях и флэш-интервью. В день ухода Руя из «Спартака» Sports.ru рассказывает неизвестные детали о работе и жизни португальца в России.

Руй готовил «Спартак» к бешеному движению. На сборах требовал выходить из-под прессинга только через пас и запрещал задействовать вратарей

За полгода Руя в «Спартаке», кажется, никто не понял, какой он ставил футбол, но есть одна деталь, приоткрывающая его план. 

Оборона, во-первых, должна была быть высокой, а во-вторых, очень подвижной. Например, Руй отдельным упражнением тренировал выход из-под прессинга. И добавлял интересное усложнение. 

Нельзя было не только выбивать вперед, но и отдавать назад вратарю. Так Руй хотел добиться бешеного движения и активности флангов – в этом он и видел стиль своего «Спартака». Что-то такое мы заметили на Кубке Париматч Премьер и в стартовом туре с «Рубином», но в целом механизм не заработал. Все пришло к тому, что под конец Витория рекомендовал защитникам играть попроще и выбивать на Соболева.

Правда, нельзя говорить, что Руй разочаровался и просто забил на игру. Он переживал и искал выходы. Например, часто собирал лидеров команды и спрашивал, что делается не так, что еще нужно исправить.

Переход на трех центральных защитников, который в целом в философию Витории не встраивается, – тоже попытка исправить ситуацию. Руй так не играл нигде и никогда, у него было мало опыта выстраивания такой обороны. Есть две версии, как появилась такая идея перестройки. По одним данным, это была инициатива команды, по другим – предложение руководства. 

Впрочем, ничего особенного не вышло, Витория вернулся к привычным двум центральным, и «Спартак» пробивался в плей-офф Лиги Европы именно с четырьмя защитниками.

Перед матчами Витория стремился впихнуть в игроков как можно больше информации. Например, предыгровые установки могли длиться 35 минут (так было перед «Наполи»). Неудивительно: в прошлом Руй несколько лет читал лекции в университете. На контрасте с очень конкретным и четким Тедеско развернутые речи Витории игрокам казались очень затянутыми.

Еще одна фишка Руя – длинные предыгровые тренировки. Обычно они длятся не больше 40 минут, а у португальца могли идти до двух часов. Причем в конце полчаса просто отрабатывали угловые. Не зря – «Спартак» забил пять голов со стандартов (3-й результат в РПЛ).

Витория не наблюдал со стороны, а все тренировки проводил лично. Мог подкидывать мячи, мог отдавать короткие пасы. Возможно, участвовал бы даже больше, но здесь уже не позволяло здоровье – ему делали операцию на тазобедренном суставе, после такой в футбол особенно не поиграешь.

Руй – шикарный актер. Однажды на пресс-конференции показушно психанул, а за дверью с улыбкой сказал: «Я спокоен, это специально»

Со стороны Руй может показаться очень простым и даже наивным мужиком, но на самом деле он гораздо хитрее. Источник Sports.ru так охарактеризовал Виторию: «Очень закрытый, тщательно подбирает каждое слово. Вокруг него выстроено три линии обороны, которые надо взламывать, чтобы хоть что-то понять». 

Особенно Руй закрылся после ухода Дмитрия Попова – только с ним у него сложились доверительные отношения. После отставки спортивного директора Руй никому не открывался, доверял только собственному штабу. Что в целом логично и понятно.

Руй, возможно, самый пуленепробиваемый и толстокожий тренер в истории «Спартака» – его невозможно расшатать и вывести из себя. Кажется, только это и помогло ему спокойно работать после увольнения Попова.

Сильные эмоции Витория проявил несколько раз:

Отрицательные:

• когда перед «Бенфикой» вышло видео, где орла ловят и сажают в клетку. Руй был уверен, что португальцам показали ролик, и он их дополнительно разозлил.

• когда проиграли «Краснодару» (1:2). Тогда выстояли в Лестере, в меньшинстве вырвали ничью с «Локомотивом», в паузе на игры сборных команда мощно поработала – Витория говорил, что сейчас должна начаться белая полоса. То поражение от «Краснодара» расстроило его сильно больше, чем от «Зенита» (1:7) и от «Легии» на 90-й. 

Положительные:

• после домашней победы над «Наполи». Особенно Руй гордился своим перформансом со Спаллетти.

• после решающей победы над «Легией». Тогда он прыгал и обнимал всех, что ему несвойственно. 

Иногда Витория специально включал режим актера. Например, когда его попросили прокомментировать инсайд Сослана Гатагова: якобы игроки «Спартака» говорили, что летом у них были самые легкие сборы в карьере.

Тогда Витория очень эмоционально ответил про 11 титулов в карьере и выход в 1/4 финала Лиги Европы. А уже за пределами пресс-конференции мгновенно поменялся и с улыбкой сказал, что это было продуманное шоу – чтобы чуть приструнить журналистов.

Помните истории, как Тедеско поднимал над головой мусорный бак и бросал его на пол? Или как Каррера разбивал макет (а вместе с ним часы) в перерыве одной из игр? 

Руй так вообще не делает, но однажды на установке швырнул на пол какой-то предмет – тоже пытался зарядить команду.

Руй бывал очень жестким. Незадолго до «Легии» почти вывел Бакаева из состава, но за него поручился Джикия

Впрочем, жесткость иногда была и ненаигранной. Например, перед «Уфой» Руй был крайне недоволен Зелимханом Бакаевым и практически вывел его из состава. За полузащитника поручился Георгий Джикия, пообещавший решить проблему. 

Из-за гнева Руя Бакаев быстро поменял настрой, включился на тренировках, отлично вышел с «Ахматом» и выдал топовый первый тайм с «Легией». 

Рую вообще очень нравится работать с молодежью. Он сразу тащил в состав и Литвинова, и Игнатова, и Денисова, и Мельникова, и теперь Шитова. Для Португалии 20-летние в основной команде – норма, то же самое Витория видел и в «Спартаке».

Руй был в восторге от Литвинова, ему очень нравилось, как Руслан двигает мяч вперед. По словам португальца, из него можно слепить полузащитника, который максимально старается играть вертикально и обострять. И приводил в сравнение того же Зобнина – по мнению Руя, 27-летних игроков уже не изменить и не переучить.

Больше всего Рую нравилась способность молодых игроков быстро восстанавливаться. Он вспоминал защитника Луизао, который в «Бенфике» всегда просил дополнительный выходной. С молодыми Витории проще – их можно гонять, они спокойно переносят нагрузки и частые матчи.

За все время в «Спартаке» Руй так и не открылся. Никто особенно не в курсе, чем он живет и что его окружает за пределами работы. Чтобы как-то познакомить его с Россией, ему даже дарили «Анну Каренину» на португальском.

Как-то в самом начале Руй играл на барабане там-там. И вообще он музыкальный человек: как только слышит музыку, пальцами отбивает ритм. 

И, конечно же, Витория очень суеверный. В автобус заходит последним, сидит только на своем месте, рассадка всегда должна быть определенной. После побед старается надевать все то же, тренировки проводит по той же схеме. Здесь никаких отличий от советского тренера. 

Кстати, насчет переводчика. Витория был в курсе, что его плохо переводят, но не отказался от Крылова – его он изначально выбрал из троих кандидатов. Неожиданная деталь: Руй очень звучный и говорит по-португальски громче, чем по-английски. Из-за этого синхронный перевод был невозможен: переводчики просто не могли его перекричать, приходилось говорить с паузами.

Руй так и не добился химии с командой. Общее мнение игроков о Витории нейтральное, его считают просто «хорошим мужиком»

Одна из главных проблем Руя в «Спартаке» – он так и не стал кем-то вроде Тедеско, к которому все бежали с криками «папа» через 30 минут после победы над «Наполи».

Нет-нет, никакого негатива (Кутепова не считаем) игроки не испытывают, но и не сблизились с Виторией за полгода так, чтобы устраивать какие-то акции и требовать его оставить.

Руй никак не встраивал себя в жизнь футболистов, не пытался говорить с ними на одном языке, не искал особого подхода, держался чуть в стороне. Это нормально, это его стиль, но с этой командой, видимо, стиль не работал.

Например, в самолете Руй всегда сидел на месте и никогда не прогуливался по салону. У того же Карпина, например, есть привычка ходить по футболистам и подкалывать их в духе: «Че, кривоногий, сидишь, ###?» 

Или, например, Тедеско реально доводил Соболева на тренировках – критиковал, пихал, злил. Доходило чуть ли не до драк, а заканчивалось примирением. Соболев потом говорил, что его такое очень подстегивало и заряжало.

До последнего времени в «Спартаке» не было ни одного тимбилдинг-мероприятия, пока Витория на тренировке не рассказал историю. Как-то его команда пришла на тренировку, и все сказали: «Коуч, давай сегодня не будем тренироваться, а устроим барбекю». Руй согласился – и все поехали тусить.

Тогда его спросили: «А почему ты в «Спартаке» так ни разу не делал?» Витория удивился: «А что, так можно было?» Вскоре организовали командную игру в падель (разновидность тенниса), после этого обыграли «Наполи» и «Ахмат» (если что, это вряд ли связано, просто совпадение).

Несмотря на все победы в Лиге Европы, отношение команды к Рую осталось нейтральным. Для игроков он просто «хороший мужик, о котором ничего плохого и ничего восторженного не сказать». 

Зато Витория точно показал команде пример, как нужно достойно вести себя в любой ситуации. Он все знал о Ваноли и неизбежной отставке, но ни на секунду не расслабился и продолжал биться до конца.

Фото: globallookpress.com/Stupnikov Alexander/spartak.com; East News/AP Photo, LaPresse/Sipa USA; РИА Новости/Алексей Филиппов, Александр Ступников, Владимир Астапкович

Больше инсайдов о «Спартаке» в телеграме Глеба Чернявского. Подписывайтесь!

Все, Руй официально ушел. Вспоминаем полгода его страданий в «Спартаке»