10 мин.

Андре Хан: «Нам не хватало денег даже на бензин, поэтому на тренировки мы ездили на одной машине вшестером»

Каких-то пять лет назад Андре Хан работал лакировщиком и полировщиком авто и вместо походов на футбол вечерами просиживал штаны в страховом агентстве своего  отца. На днях игрок с одной из самых интересных биографий в Бундеслиге вернулся туда, где когда-то стартовала его карьера – на берега Эльбы, в Гамбург. Сегодня мы знаем Андре как неплохого крайнего полузащитника, но совсем недавно его футбольный путь скорее напоминал американские горки, чем ровный и гладкий хайвэй.

ИЗ ПРОФЕССИОНАЛОВ В ЛЮБИТЕЛИ

Андре Хан родился в 1990 году в небольшом городке Оттендорфе, где и начал делать первые шаги в спорте, благо наследственность позволяла: дед играл в футбол на любительском уровне и был президентом местного спортивного союза, бабушка была известной наездницей, а отец профессионально занимался гандболом и даже играл за местный «Оттендорф». Именно в этом шпортферайне начался футбольный путь Андре – его отвели в футбольную секцию в семилетнем возрасте.

После пяти лет в клубах из полуподвальных лиг Хана пригласили на просмотр в «Гамбург», где из центрального нападающего его переделали в крайнего полузащитника. Тогда круг его задач сводился к простой формуле: «пробежал по флангу и навесил». Играл Андре в целом неплохо, но новоиспеченного крайка часто подводила реализация и точность передач, которые тот старался компенсировать хорошей стартовой и дистанционной скоростью. После года в молодежке его отправили набираться опыта во вторую команду «Гамбурга». Там Хан провел полтора сезона, сыграл около полусотни матчей и в целом дозрел до перехода на следующий уровень, но тут в дело вмешались закулисные игры.

В 2010 году в руководстве команды начались серьезные перестановки, поэтому продление контрактов молодых игроков в какой-то момент просто отошло на второй план: «Весь последний год в Гамбурге мне повторяли, что мой контракт непременно продлят в конце сезона». Не продлили. После ухода Дитмара Байерсдорфера вакантное место спортивного директора в итоге занял бывший защитник «динозавров» Бастиан Райнхардт, который решил не продлевать контракт с футболистом «с ограниченным набором сильных качеств».

В итоге Андре, что называется, психанул и поехал играть в четвертую лигу – поближе к дому и друзьям. «Вариантов продолжения карьеры у меня было немного. Я до последнего ждал предложения от «Гамбурга», поэтому очень поздно стал свободным агентом. Все клубы из высших лиг уже укомплектовали составы, так что я решил перейти в команду, которая будет базироваться ближе всего к родному городу». Выбор пал на «Обернойланд», где новичка очень радушно принял и тренер, и команда. Спало напряжение последних месяцев, уменьшилось давление со стороны публики, а главное – в новой команде играли три друга Хана, с которыми он вместе начинал в футбольной школе Оттендорфа.

Единственной проблемой стали деньги. Выплаты по зарплате происходили нерегулярно, но самое обидное было в том, что даже эти нечастые барыши выдавались в неполном объеме. Андре пришлось жить вместе с друзьями, но даже общий бюджет не всегда позволял вовремя оплачивать квартиру и покупать ту еду, которую они хотели: «Дошло до того, что нам не хватало денег даже на бензин, поэтому мы ездили на тренировки на одной машине вшестером». В итоге, несмотря на продуктивную игру (16 матчей, 8 голов, 2 передачи) Хан принял решение сменить клуб: «Когда каждый день открываешь кошелек и видишь там фигу, тяжело сохранять присутствие духа».

Последние месяцы в «Обернойланде» вышли горячими: игроки собрались и, посовещавшись, решили, что пора действовать: отказались от тренировок и угрожали не выходить на игры, а когда не помогло даже это, отправились к офису спортивного директора, устроив перед его окнами сидячую забастовку. Эта акция привлекла внимание к проблемам команды, долги были частично погашены, а те, кто хотел уйти – ушли абсолютно бесплатно. Ушел и Хан.

ИЗ ЛЮБИТЕЛЙ В ПРОФЕССИОНАЛЫ

После того, как Андре получил на руки документы, он вновь оказался в знакомой ситуации – ни одна команда не брала его даже на просмотр. Сам футболист подошел к этому куда более хладнокровно, чем в первый раз. «На момент расторжения контракта мне было уже за 20, и я понимал, что следующий клуб может стать для меня последним». Андре не хотел перебиваться на гроши и кататься по командам из низших лиг, поэтому не стал сразу закусывать удила и принялся терпеливо ждать предложений, подрабатывая разносчиком пиццы.

Одной из возможностей достойного заработка помимо футбола стала работа в фирме отца, которую Хан рассматривал как самый пожарный из всех пожарных вариантов: «Мой отец всегда меня поддерживал и вселял в меня уверенность, но мы оба знали, что в случае чего – в фирме папы для меня всегда найдется место». Поработав несколько недель стажером по вопросам страхования автомобилей, футболист получил приглашение на просмотр из «Кобленца», где выдал неплохие полгода и тут же был выкуплен «Оффенбахом». После полутора лет в новой команде прозорливые менеджеры с юга Германии забрали его в «Аугсбург».

Там, в Баварии, он оказался во второй половине сезона 2012/13 и быстро стал игроком основного состава, выступая справа в атаке. «Аугсбург» чередовал победы с поражениями, но все-таки смог сохранить прописку в Бундеслиге, а сам игрок честно выдал после одного из матчей удивительное признание: «Моя игра не соответствует уровню Бундеслиги, но я смог пробиться наверх благодаря упорству и работе над собой». И действительно, после первых полугода на высочайшем уровне многие отмечали, что Хан – не особо-то и хороший игрок. Да, есть скорость, да есть просто лошадиная выносливость, но на лицо были и позиционные ошибки, и неумение избегать оффсайдных ловушек, а также плохой контроль мяча.

Для того чтобы устранить или хотя бы несколько сгладить свои слабые стороны, Андре потребовался всего один сезон. Маркус Вайнцирль смог сплотить команду и зажечь ее одной общей догмой: порядок бьет класс. Благодаря этому самому порядку и четкому выполнению тренерских установок вперед поперли такие ноунеймы как Пауль Верхаг, Тобиас Вернер, Марвин Хитц, Рагнар Клаван и другие. Поперло и у Андре, который пропустил лишь два матча, забил 12 голов и отдал 9 голевых пасов, а «Аугсбург» остановился в шаге от еврокубков.

ПЕРЕХОД НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ

Естественно, уже в следующем году «Аугсбург» растащили буквально по косточкам. Всех мало-мальски перспективных игроков забрали либо клубы более серьезного пошиба, либо банально просто более богатые. То же самое произошло с Ханом. В день, когда на экране его телефона высветился номер спортивного директора «Боруссии» М Макса Эбреля, он валялся на диване и болтал со своей подругой, но сняв трубку буквально грохнулся на пол и тут же высказался в духе: «Да, мне очень интересен возможный переезд в Менхенгладбах». Переговоры не заняли много времени, благо в переезде Андре в «Боруссию» был лично заинтересован Люсьен Фавр, а Эбрель и вовсе покорил футболиста своей простотой: «Я ожидал увидеть серьезного воротилу, но вместо него на встречу приехал не типичный член совета правления, а простой парень, который шутил и травил байки о своем футбольном прошлом». После таких разговоров сомнений не было – Гладбах!

Тем не менее, переход на новый уровень оказался легким только в рамках решения бумажных вопросов. Уже на первых тренировках Андре понял, что «Боурссия» – это совсем другая планета во всех отношениях: «В Гладбахе все оказалось вдвое серьезнее и круче, чем было в Аугсбурге: давление, стадион, окружение и число зрителей». На первые тренировки Хан выходил с открытым ртом. На простую разминку «жеребцов» приходили по 200-300 человек. Все бы ничего, да только это было в другой стране на летних сборах команды: «Я просто не мог поверить, что люди берут отпуска, чтобы попасть на тренировку или контрольный матч! В Аугсбурге я такого никогда не видел».

Во время сборов Фавр много работал с его тактической и технической подготовкой: «Столько видеофрагментов я не смотрел никогда в жизни!», – признавался позже сам футболист, но, как оказалось, смотрел Андре их не напрасно. «Боруссия» попала в Лигу Чемпионов с третьего места, а сам полузащитник отыграл большую часть матчей, составив отличную фланговую связку с Ибраима Траоре. А еще он едва не поехал на Чемпионат мира в Бразилию.

Куда круче все могло получиться уже в следующем розыгрыше чемпионата Германии, но сначала была скомканная из-за повреждений предсезонка, а затем чудовищный старт, за которым последовал уход Фавра. Швейцарца сменил бывший тренер второй команды Андре Шуберт, решивший найти полузащитнику иное применение. Новый наставник перевел мощного и сильного в борьбе футболиста на острие атаки, где он не особо преуспевал. Обнажились старые проблемы с офсайдами, страдало качество паса и чутье подводило, зато в командном прессинге он был бойцом абсолютно незаменимым. В итоге Шуберт перевел в атаку Ларса Штиндля, поэтому Хан сначала присел на «банку», а потом и вовсе выпал из состава из-за разрыва мениска (привет Йоханнесу Гайсу!). Возвращение в строй Андре отметил 5 голами в четырех матчах, но сезон закончился как раз тогда, когда он вышел на пик формы.

В розыгрыше Бундеслиги 2016/17 полузащитник пережил очередную тренерскую перестановку – в команде долго терпели падение в чемпионате в пользу успешного выступления в Лиге Чемпионов, а потом и в Лиге Европы, но в итоге «переобулись». Шуберта сменил Дитер Хеккинг, который также как и его предшественник решил, что Хан будет полезнее в центре нападения. Форвард-Хан появился на поле в общей сложности 30 раз, но при Хеккинге выходил преимущественно на замену: «Мне и раньше приходилось играть в атаке, но наша игровая модель изменилась, а я не смог в нее встроиться». Более того, на флангах Хана тоже не жаловали: справа чаще всего выходили либо Траоре, либо Патрик Херманн, а слева бровку вспахивали Фабиан Джонсон и Оскар Вендт, поэтому по окончании сезона вопрос стал ребром: уходить или полировать лавку?

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Андре открыто заявил, что больше в своей жизни он полировать ничего не будет, и не важно, будь то лавка или машина, поэтому в прессе тут же замелькали слухи о переходе полузащитника в «Айнтрахт» или «Вердер». На него навесили ценник в 7 миллионов Евро, подогрели слухи потенциальным уходом из Франкфурта Анте Ребича, а затем все как-то враз стихло…

И вот на днях стало известно, что Хан перешел в «Гамбург» за 2,5 миллиона Евро: «Я очень рад вернуться сюда. Ко мне проявляли интерес команды из Англии, но я решил остаться на родине и доказать, что я могу добиться большего. Мне еще есть, что доказывать!», – заявил футболист пресс-службе динозавров. «Не каждому выпадает шанс доказать все заново».

Докажет?

Фотоbundesliga.de, transfermarkt.de, kicker.de, bild.de

Vielen Dank! Wir seh'n uns wieder beim Футбол auf Deutsch!