«Он мог побороться за подиум». Дебют Шумахера поразил «Формулу-1»
23 августа 1991 года на бельгийской трассе «Спа-Франкоршам» состоялось на первый взгляд ничем не примечательное событие, которое, однако, в будущем будет расценено как один из ключевых эпизодов в истории спорта: за руль зеленого болида частной команды Эдди Джордана сел молодой немец Михаэль Шумахер.
Гашо попадает в тюрьму
Дебют 22-летнего Михаэля состоялся благодаря нескольким историям, и одна из них оказалась криминальной: за восемь месяцев до Гран-при Бельгии основной гонщик команды «Формулы-1» «Джордан» Бертран Гашо, находясь за рулем «Альфа Ромео» своей подруги, столкнулся с лондонским такси. Препирательства закончились тем, что Гашо вытащил баллончик с газом и брызнул им в лицо таксисту, после чего предстал перед судом – за незаконное ношение газового баллона он получил 6 месяцев лишения свободы, и одновременно 18 месяцев – за нападение. Вердикт был вынесен всего за неделю до этапа в Спа, и владелец гоночной команды Эдди Джордан оказался в непростой ситуации: ему предстояло срочно найти толкового пилота на замену.
Деньги «Мерседеса»
В 1991 году «Джордан» проводил первый сезон в «Формуле-1», и поскольку сильных спонсоров у конюшни не было, руководство решило найти спортсмена с деньгами. Поначалу в список претендентов входили такие парни как Дерек Уорик, Кеке Росберг и Стефан Йохансон, но вскоре на Джордана вышли люди из «Мерседеса», которые предлагали за своего протеже 150 000 фунтов стерлингов. В то время немецкий концерн не был представлен в «Формуле-1», зато участвовал в гонках спортпрототипов группы «Ц» – именно в этой серии выступали лучшие молодые пилоты компании: Хайнц-Харальд Френтцен, Карл Вендлингер и Михаэль Шумахер.
Быстрейшим в тройке считался Френтцен, и в «Мерседесе», вероятно, рассчитывали на скорый дебют этого талантливого пилота за рулем собственной машины, поэтому шанс проявить себя в «Джордане» выпал Шумахеру.
За четыре дня до Гран-при Бельгии Михаэль провел краткие тесты с новой командой в Сильверстоуне.
«Он проехал всего около 20 кругов, но при этом повторил наше лучшее время на этой трассе», – рассказывает конструктор Гэри Андерсон. – «Его контроль над машиной невероятно впечатлил. Он очень старался и ехал на абсолютном пределе».
Исключительный талант
К первому повороту гонки в Бельгии Шумахер добрался на пятой позиции (болид под номером 32)
В «Джордане» быстро осознали, что им достался очень хороший гонщик, а уверенности в неплохом выступлении Шумахера в Спа инженерам команды добавлял тот факт, что трасса находилась недалеко от родного города немца, Керпена.
«Я сказал ему, что поскольку он выступал в гонках спортпрототипов, то должен хорошо знать «Спа-Франкоршам», – смеется Андерсон. – «Однако Михаэль ответил, что на самом деле ни разу не выступал на этой трассе, и для нас это стало сюрпризом».
В четверг перед Гран-при Михаэль все-таки познакомился с треком – на велосипеде. А уже в пятницу начались невероятные вещи.
Сначала на «Джордане» Шумахера произошла утечка воды, и тогда команда решила предоставить немцу болид первого номера команды, Андреа де Чезариса – чтобы у молодого парня была хоть какая-то практика. Впрочем, машина итальянца тоже не была идеальной – де Чезарис отмечал, что в повороте «Бланшимон» задняя часть автомобиля становилась слишком нервной, а кочка в вираже мешала проезжать поворот на полном газу.
Шумахер сел за руль машины, в которой даже не подстроили педали и другие вещи, и тут же побил время напарника. Оказалось, что «Бланшимон» немец смог проехать на полной скорости – на кочке он резко вдавливал педаль газа, болид стабилизировался, и в итоге удавалось поддерживать в повороте высокую скорость. На поиск подхода к сложному виражу ушло всего три круга.
Прощание с «Джорданом»
В квалификации Михаэль показал отличный седьмой результат (де Чезарис был 11-м), а в разминке стал четвертым, и в команде даже задумались о подиуме. Однако на старте на машине Шумахера сгорело сцепление (из-за того, что пилот ни разу не выступал на полностью заправленном болиде «Формулы-1»), и уже после первого поворота гонка для парня закончилась. Де Чезарис провел отличный заезд и был близок ко второму месту, но сошел из-за отказа мотора за три круга до финиша.
«В тот день де Чезарис выступил просто здорово, и я думаю, что так случилось отчасти из-за Михаэля, который подтолкнул напарника», – считает бывший гоночный инженер «Джордана» Тревор Фостер. – «Уверен, что если бы не проблемы со сцеплением, Михаэль поборолся бы за подиум, хотя и не знаю, на какой ступени он бы оказался».
Де Чезарис действительно взбодрился после появления Шумахера. После Гран-при итальянец написал своему другу Бертрану Гашо письмо в тюрьму: «Что касается того нового мальчика – не переживай! В следующей гонке я до него доберусь!»
Однако добраться не удалось – спустя полторы недели мир перевернулся: команда «Бенеттон» положила глаз на Шумахера, а промоутер «Ф-1» Берни Экклстоун понял, что юный немец – это шанс получить золото всей Германии. Экклстоун и Бриаторе сумели увести Михаэля у Джордана благодаря тому, что между спортсменом и ирландской конюшней была лишь устная, а не письменная договоренность. Единственным по-настоящему спорным моментом стал контракт действующего пилота «Бенеттона» Роберто Морено, но в конце концов этот вопрос удалось решить с помощью денег.
Незадолго до Гран-при Италии Джордан получил факс из Энстоуна:
«Дорогой Эдди. Сожалею, но я не смогу принять ваше предложение о дальнейших выступлениях. С уважением, Михаэль».
Через год в Спа Шумахер на «Бенеттоне» одержал первую победу в карьере, а в 1994-м с англо-итальянской конюшней добрался до первого чемпионского титула.
По материалам ESPN, Telegraph и Guardian
Фото: Picture-Alliance.com/DPA/Vostock Photo/Hoch Zwei/Ronco; globallookpress.com/Grand Prix Photo/AFLO; Gettyimages.ru/Bongarts
Текст впервые опубликован 23 августа 2016 года
Что бы ни говорили про Сенну, а для меня Шуми всегда останется номер 1.
С детства за Шуми! (с) точнее, с 92-го, когда он ещё не боролся за чемпионство ;)
И вот однажды переключая кнопки на ТВ (тогда на моем телевизоре пульт не предусматривался) я остановился на Формуле-1 - это был 92 год. Я сел в кресло, взял в руки суповую тарелку с пельменями и начал смотреть. Но я ничего не понимал и на мой взгляд все болиды были одинаковы - я в первые минуты не мог привыкнуть к расскраске болидов. Но желтый Бенеттон сильно отличался от остальных, и хотя на тот момент я уже знал кто такой Прост и Сенна я решил болеть за андердога - коим был Михаэль Шумахер. и так я втянулся, что не пропускал ни одного Гранд- При с его участием.
Выздоравливай Михаэль!
В 2000 году у Макларена также был отличный, быстрый болид, в целом по быстрее Феррари. Хаккинен опять шел к новому титулу, но все переломилось в Монце. А гонку в Японии я помню до сих пор.
Только глупые хейтеры будут назвать Шумахера средним гонщиком, а Хаккинна великим. Хаккинен гонщик отличный, но никак не великий. В классе Шумахеру он проигрывал.
Все эти разговоры о том, что одному помогали все, а другой сам себя сделал... бла-бла-бла... Особенно это касается дел давно минувших дней. Давайте пообсуждаем какой был Лауда в годы чемпионств? Может Прост был золотым и всем нравился? К чему это? Это история уже и Шумахер 90х-00х тоже история, ничего уже не изменится в головах тех кто это видел, а кто не видел им этого и не нужно.
92 Карл!!!
До этого показателя никто не дотянет.
Вы про какой год с Вильямсом?91 или 92й?В 91м спасибо рукожопу Мэнселу который даже когда машину допилили не смог до титула дотянутся ибо рукожоп и крашер.А про 92й за меня таблица чемпионата лучше скажет.
В общем более чем лиричны такие рассуждения,Сенна как бы тоже напарников выживал если не знаете,Элио Де Анджелис бы подтвердил.А уж про их столкновения с Сенной написано до меня тоже немало
Михаэлю здоровья!
Титулы Хаккинена. 1999-й - только травма Шумахера позволила Мике выиграть в том году.
1998-й - В Австралии Макларен вёз секунды три Феррари, потом конечно было меньше, но все равно болид серебнянных был много быстрее, чем у красных, но Мика чуть не профукал титул, дотянув все до последней гонки. В Австралии-98 произошло ещё одно событие, а именно задвигание напарника Мики -Дэвида Култхарда, то, в чем ты не раз обвинял Шумахера... Так что слабовато..
За годы карьеры в Формуле 1 Пэт Симондс работал со многими пилотами, в числе которых не только Михаэль Шумахер, но и Айртон Сенна, и Фернандо Алонсо. Отвечая на вопрос, кого он считает лучшим, Симондс заявил: "Михаэль, без сомнений. Мне выпала честь работать со многими первоклассными пилотами, с некоторыми мы вместе становились чемпионами мира, но за сорок с лишним лет в гонках не было никого лучше Михаэля."