5 мин.

Прощай, клетка, прощай

 

Фрэнк Мир, с полутора метров, размашисто мажет мимо бразильца, тот хватает его под подмышку (эдакий обратный клинч) и тащит к стенке клетки. Там, Мир пытается вырваться, а противник его крепко держит, при случае поколачивая по голове. Миру такое положение тела не нравится, он хитро маневрирует и выскользает из цепких объятий. Оба бойца уже измотаны, сильно мажут джебами, обнимаются вновь и стремятся к борьбе. Валятся на дно пол. Там начинается действо, именуемое в среде ММА «борьба в партере». Следует отметить мастерство Фрэнка, который изловчился, вытянул руку бразильца, сломал её и одержал вверх в этом жестоком бою. Родриго терпел до конца, ему за это отдельный респект.

Чемпионский мегафайт Джонса (не Роя, тот уже давно не чемпион, и вообще не торт) и Мачиды, избиение Ортиса другим Ногейрой я не смотрел. Судя по записям и фото, (Лиото с пустым взглядом) они ничего себе, но с меня хватило и Мирового боя.

И ММА вообще.

Я смотрел большую часть боев Федора и искренне радовался за его, тогда ещё малоизвестные победы. Качал по торренту бои его брата и помню победу другого нашего бойца, Сергея Харитонова, над авторитетным нынче стероидным бычарой Оверимом. Шлеменко, Яковлев, Волков, Сиверс, Олейник – за выступлениями их в Bellator, М-1,  и т.п. я внимательно следил, им сопереживал. Сколько малоизвестных бойцов (из Грузии, Дагестана, Польши, Казахстана, Чечни, Уэльса и проч.) по трансляции «России 2» дрались на моих глазах не счесть. Кроме вездесущей UFC я освоил версию (или что это?) Venom, где, видимо, любители соревнуются, что-то вроде АХЛ в США/Канаде. Сборники боев на DVD Кейна Веласкеса, Вердума и Тахтарова до сих пылятся на моих полках, также как «Лучшие нокауты за 2010 год» и пара древних «Восьмиугольников».

Я видел, как миксфайт за последние десять лет проделал путь от «боёв без правил» до красочных, пронумерованных шоу UFC. Фриков здесь «отбирают» ещё на ранних этапах, арсенал приемов со временем только растет, а нокауты (с учетом самбишенов), случаются в 70% всех поединков. Бойцы подтянули физику, стали быстрее, атлетичнее, жестче. На фоне любого Сильвы, или агрессивного Хэндо, сейчас смешно смотрится такой герой прошлого как Танк «Эббот», или дзюдоист клана Грейси. В клетке я не видел (может, хорошо прятали) договорняков, или моментов подкупа судей (польская история Пудзяновски – редкое исключение). Дана Уайт качественно изменил картину клеточного боя, значительно увеличил аудиторию любителей боев без правил. Татуировки, бешенная ненависть, тестостерон и кровавые добивания с множеством тяжелейших травм – смотрится круто, отличная еда для people. Гладиаторы снова в моде. Даже ледовые «витязи», в пятерках которых два бойца октагона, собирают наибольшую аудиторию КХЛ, а про Яблонски вообще говорят как о новом рыле символе хоккея в России.

На волне такой популярности, микс-файт стали противопоставлять боксу, часто не в пользу последнего. При том, что бокс – олимпийский вид спорта, (даже в нынешнем ужасном формате), а ММА – искусство боя, как фехтование на настоящих мечах (полезный, кстати, иногда навык).

Как их можно сравнивать?!

Всё равно, что рэп и классическую музыку, стритрейсинг и Формулу -1. В их основе лежит единоборство, но они совершенно разные по содержанию и, похоже, смыслу. «Бои без правил» – это драка и жестокость, бокс – техника и характер. Я не поддерживаю уничижительную позицию Майорги и БиХопа в отношении микс-файта, ибо ММА требует немалого напряжения сил и воли в борьбе за высокий результат. Те парни, что выходят в клетку - сильные и отважные бойцы, готовые к боли. Тот же Джонс, талантливый мастер своего дела, по уровню ничем не уступающий нынешнему Мейвезеру в боксе, а про харизму и свет Емельяненко-старшего написаны гигабайты текстов.

Если копнуть поглубже, посмотреть бои уровнем пониже, то и в мире смешанного боя найдутся свои, оригинальные Гатти и Уорды, Ханы и Джуды. Будут там и впечатляющие истории. Хорошие (как один морпех победил в 18 боях, но выбрал Ирак, а не клетку) и плохие (про маньяка-мексиканца выходившего к клетке с крестом на плечах). Но для меня выглядят дико и странно все эти «танцы» и взмахи, жуткого вида рваные раны и выпирающие сломанные кости.

Мортал комбат, а не спорт.

В то время как боксерский ринг место отличное. Довольно зрелищный бой Хендерсон -  и любая схватка трилогии Маркес – Баррера чем-то (ожесточенными разменами) схожи, но воспринимаются совершенно по-разному. Как бы это парадоксально не звучало – бокс выглядит красивее, но мужественнее, без объятий на полу и сидении на партнере сверху. Когда в финале 10 раунда Уорду подняли руку, а Гатти с лицом-отбивной подошел его поздравить - это была победа духа, а когда Веласкез жестоко «потушил свет» Броку - победа ярости.

Ярости и без этого достаточно. Я рос в провинции с правилами «раёнов», «нормальных пацанов», «дискачей», фраз «а че?» и жестоких поединков в темных переулках и дворах. Именно такую жестокую драку в напоминает мне нынешний, стремительно развивающийся и уже такой популярный микс-файт. И вот по этому «зрелищу» я совершенно не скучаю.

И пока я насмотрелся. Надо отдохнуть.

Да, мне будет не доставать оригинальных акробатических ударов через себя, раннего Федора, иногда боксирующего Диаза, бодрого Сен-Пьера, и резвого Джонса. На фоне защит титулов братьями Кличко они смотрятся как MTV после РБК.

Я постараюсь, как-нибудь пока справится без ММА, как и микс-файт легко обойдется без меня.

Прощай, клетка, давай не будем скучать.

П.С.: У меня, кстати, уже была любимая песня о микс-файте музыканта Дельфина - «Последний собачий бой» называется с такими словами:

Он победил, такое случается,

Стал первым в кровавом месиве,

А другая собака, наверное, скончается,

Зато хозяин провел время весело (с).

 

Очень, по-моему, ммашная.