9 мин.

«Красная машина» — не первый капитанский опыт Загитовой. Ради победы ТЩК она заставила японцев изменить правила

Когда появились первые сообщения о том, что в России планируется национальный командный турнир, у многих новость вызвала скепсис. Свои против своих? Как это противостояние высасывать из пальца? Об этом задумались и на «Первом канале». Где найти реальных принципиальных соперников, а не фейковых вроде Липински/Вейр. У кого внутри одной страны есть реальная история противостояния? Ягудин и Плющенко? Это было давно. Так родилась очевидная идея снова столкнуть между собой Загитову и Медведеву.

С момента возвращения Медведевой к Этери Тутберидзе она с Загитовой так ни разу нигде публично не пересекалась. На «Инстаграм» Загитова по-прежнему к Жене не подписалась, хотя до истории с накрученными ботами Женя числилась в подписках у Алины. Всё говорило о том, что как минимум прохладные отношения между девочками сохранились. И, как говорится, не было бы счастье, да несчастье помогло. Их игнорирование друг друга пришлось очень кстати.

На одну Валиеву сильнее

Для девочек придумали драфт, чтобы уравнять шансы их команд. Сообщили о нём непосредственно перед жеребьёвкой, чтобы они не успели просчитать свой выбор. Собственно, поэтому драфт в определённом смысле получился случайной жеребьёвкой. Вряд ли девочки знали рейтинг и форму пар, танцоров и мальчиков досконально, поэтому все ринулись выбирать своих друзей и тех фигуристов, которые были известны как очевидные фавориты. Выбор Жени в пользу Бойковой и Козловского вместо Тарасовой и Морозова можно объяснить только их дружбой. Командник сделал Медведеву заложницей собственной общительности — у неё оказалось слишком много друзей, которых нельзя обидеть. У Загитовой таким другом была всего одна — Тиффани Загорски (и Гурейро прицепом). У Алины, судя по всему, сработали флешбеки с Пхёнчхана, где Коляда своим выступлением фактически лишил её командного золота, иначе трудно объяснить выбор в пользу Алиева, находившегося не в лучшей форме по сравнению с Мишей.

На бумаге у Загитовой был явный перевес в дисциплине одиночниц по части сложности и стабильности. Не дав Ягудину договорить фразу «Напоминаю, что существуют две одиночницы, которые...», Алина без тени сомнений выбирает Щербакову и Валиеву. Тем не менее, у Медведевой в танцах и у мальчиков Букины и Коляда соответственно были на пике своей формы. В итоге всё решили бы ошибки фигуристов, которые неизбежно произошли бы, учитывая, что из-за права на ошибку все фигуристы шли ва-банк и показывали свой максимальный технический контент.

Итоговое распределение получилось настолько равномерным, что за два соревновательных дня лидеры сменялись по несколько раз. В произвольных программах Марк Кондратюк вдохновил остальных членов команды Медведевой на подвиги, и если бы не падения Трусовой и Хромых, синие победили бы.

Два капитана

К своим капитанским обязанностям Загитова и Медведева подошли по-разному. В первый соревновательный день обе команды заметно приноравливались друг к другу в кисс-энд-крае. Особенно всё грустно выглядело у мальчиков. Коляда до последнего не мог слиться с командой. Медведеву он игнорировал напрочь. У Жени организация поддержки получилась по большей части импровизированной. Синие то стояли строем, то держались друг от друга на расстоянии и сливались только в случае явного успеха сокомандников на льду. Медведева и Скопцова отодвинулись в отдельную галёрку и в основном держались друг друга. Какую-то атмосферу создавал Траньков, который, казалось, иногда брал на себя капитанские бразды правления.

Загитова пришла на командник как на войну. Она мобилизировала весь свой фанатский ресурс; организовала флешмобы; провела разведку, кого поддерживать громко, кого — тихо. Построила всех, даже Ягудина, который со своим микрофоном норовился разрушить создаваемую атмосферу в кисс-энд-крае красных. Ягудин и Траньков поняли свои задачи по-разному. Если Траньков играл роль полноценного члена команды, то Ягудин по большей части выполнял роль интервьюера. Он этим так увлёкся, что интервьюировал спортсменов даже во время объявления оценок.

Реклама 18+

Загитова, очевидно, была нацелена на победу своей команды. Вся организация поддержки в кисс-энд-крае была нацелена на это. Несмотря на то, что командный турнир ориентирован на зрителя, он был организован как замена чемпионату Европы. Федерации нужен был турнир, который поддержал бы мотивацию у фигуристов продолжать тренировки. Хотя они получают зарплату как члены сборной, эти деньги всё равно не сравнятся с призовыми на чемпионатах, поэтому спортсменов решили таким образом мотивировать. Пандемия не позволяет им зарабатывать даже на шоу. По сути, единственным действующим фигуристом, который может нормально заработать в пандемию, является Загитова. Понимая это, она хотела помочь заработать своей команде в непростое время.

Японский забег

Загитова ранее уже бывала в роли капитана. На шоу в Японии в апреле 2019 года на местном телеканале TBS TV вместе с Трусовой, Щербаковой и Косторной она выступила в нескольких околоспортивных конкурсах. Наиболее похожим на спорт был конкурс на эстафетное преодоление дистанции. Девочки соревновались с четырьмя японцами, в составе которых был один профессиональный бегун и три актёра. Один из них был с лишним весом, видимо, чтобы уравнять шансы девочек (но бегал достаточно быстро). Каждому из них нужно было добежать до точки и обратно. Кто быстрее, тот и победил. Японцы бегали по обычной дорожке, а девочкам предстояло преодолевать расстояние на льду.

В первом раунде участвовали Загитова и Трусова. Саша бегала немного медленно и «враскорячку». Загитова пробежала довольно быстро и технично, задним ходом притормаживая на подходе к точке возврата, чтобы не делать большой круг на повороте и не потерять на этом время, и добежала быстрее японца. Во втором раунде участвовали Косторная и Щербакова. Аня начала довольно медленно и Алёна не смогла наверстать отставание от японцев, несмотря на то, что бегала быстрее. Второй раунд был за японцами.

Счёт был 1:1 и дело шло к ничьей. Но Алина была бы не Алиной, если бы не целилась на победу. Камеры выхватили её разговор с Трусовой, где она обратила внимание на несправедливые правила, обязывающие фигуристов половину пути катать задним ходом, в то время как от японцев подобного не требовали. После поражения во втором раунде Косторная начала возмущаться, а Трусова обсуждала с Алиной технику бега. Заметив это, организаторы вывели их разговоры в свет и приняли решение сократить отрезок, в котором фигуристы должны повернуться спиной вперёд перед поворотом. После корректировки правил фигуристки приняли участие в забеге вчетвером. Загитова объяснила девочкам технику для более эффективного преодоления дистанции. Третий раунд и итоговая победа были за фигуристками.

Участие — не главное

Загитова, очевидно, некомфортно себя чувствует на публике, и, похоже, так будет всегда. Она попробовала выйти из зоны комфорта, поучаствовав в «Ледниковом периоде» в качестве ведущей, но «интровертные корни» постоянно тянут её назад. И дело не в слабом словарном запасе, как думают многие, а во внутренних установках, не позволяющих переступать определённые границы. Она убеждена, что отстаивает честь России и является примером для будущего поколения фигуристов, и из-за олимпийского статуса не может позволить себе делать и говорить на публике вещи, которые могут опорочить её страну или создать неверную модель поведения, на которую уже сейчас оглядываются дети. Так она воспитана — не родителями, а самой собой. Быть правильным — тяжёлая работа, слишком много искушений. Уже сейчас первой звездой, взявшей Загитову за ориентир, можно назвать Камилу Валиеву. В дальнейшем таких появится больше. Сама же Загитова смотрела на Алину Кабаеву и во многом повторяет её путь — максимум работы и минимум публичности.

Реклама 18+

Все эти самоограничения, тем не менее, не позволят Загитовой стать ни профессиональным журналистом, ни профессиональной ведущей. Но кто сказал, что успешным можно стать только с «рупором в руках»? На мастер-классе у Татьяны Навки она смотрелась с детьми органично. Хорошо было заметно, что именно каток является зоной комфорта для Алины. Она пришла туда не как олимпийская чемпионка, а как «маленькая Этери». Всё, что она видела у своего тренера, она в тот день туда принесла: этот сосредоточенный взгляд, это вовлечение в процесс, это соучастие в каждом движении учеников. Она ещё долго будет собирать дивиденды со своего олимпийского статуса и популярности, но после Олимпиады в Пекине, когда на смену придёт новый предмет обожания, неизбежно встанет вопрос «А что у меня получается лучше всего?».

Её жажда к победам не ограничивается личными медалями. Командник показал, что она стремится побеждать с кем угодно, достаточно её просто «пустить в клетку». Этим она напоминает Тутберидзе, которой мало одной-двух побеждающих учениц. Её аппетит непомерен. Всего три квоты России — для неё не помеха. Так и для Алины не помеха, что Кубок Первого канала — это по большей части шоу. Именно желание постоянно побеждать является причиной паузы в любительской карьере. Она могла бы отбывать номер в группе, занимая пятые-шестые места, но это не вариант для той, кто привык надкусывать только золото. Собственно, поражение команды Медведевой на Кубке Первого канала случилось не на катке, а на пресс-конференции. Эти две команды отличаются тем, что один из их капитанов не умеет проигрывать, а второй — умеет побеждать. И даже пресс-атташе самой Федерации этого у второго не отнимет.

Единственной, кого Алина пока не смогла победить, является она сама. Но... может и не надо? Побеждать других у неё получается лучше.