15 мин.

Послушали рассудительного Авербуха: доступно объяснил, за что ценит Тутберидзе, сколько стоят фигурные шоу и в чем сила номера Липницкой

Илья Авербух – вице-чемпион Олимпиады, чемпион мира, большой хореограф и продюсер «Ледникового периода» дал большое интервью Василию Конову.

Мы выбрали главное из беседы: про Загитову и Медведеву в шоу на Первом канале, уважение к Тутберидзе (так образно и точно про Этери говорят нечасто), контрактную систему в фигурном катании и тот самый номер Липницкой.

Мировая Черная Пятница в М.Видео! Скидки до 50% на все топовые бренды!

Кто главная звезда «Ледникового периода»?

– Было непросто войти в эту реку, и я очень рад, что проект получился резонансный. Виден качественный скачок с точки зрения всех составляющих шоу. Не только выступления, не только хореография в номерах – она, в общем, всегда была на достаточно высоком уровне. Но и то качество съемки, как это сейчас все происходит, подача…

Правда, идет определенный перекос: люди выхватывают фигуру Оли Бузовой. Она стала неким флагом, собирающим вокруг себя полярные мнения, человек экстравагантный, девушка яркая.

Когда я собирал участников, старался, чтобы все было очень многополярно, чтобы каждый из телезрителей видел любимца, находил энергетику, получал удовольствие от пары. В принципе, так и произошло. 

Ольга Бузова проникла в фигурное катание ради «Ледникового периода». Мы поговорили с главной звездой шоу

Я по-прежнему хочу приглашать в проект людей противоположных взглядов. То, что мы здесь все вместе, не значит, что мы все одного круга. Кстати, в проекте начинала подготовку Ксения Собчак, мы уже тренировались, но потом Ксюша сказала: «Дайте мне еще паузу, если будет следующий год, я обязательно». Но сейчас я уже думаю, что это хорошо, потому что я бы этого уже не вынес.

Медведева и Загитова: могли ли они быть на проекте вместе?

– Я очень хотел, чтобы Женя Медведева была в проекте именно как участник. Женя блестяще себя показала как ведущая «Ледниковый период. Дети». На мой взгляд, она очень хорошо справилась. Этот проект получил ТЭФИ, и это одна из заслуг в том числе и Жени. 

Еще в августе, когда Женя тренировалась в ЦСКА, я делал предложение. Женя тогда категорически отказалась, потому что она приняла решение выступать в сезоне.

Что же касается ведущих, то здесь однозначно решение принимается каналом, потому что это телевизионная составляющая. Велись переговоры не мной, я не вел вообще ни одного разговора ни с Алиной, ни с Женей. Пришли к тому, что может быть двое, потом – что один. В общем, договорились, что есть Алина Загитова. Мне кажется, в итоге все сложилось нормально. 

Я очень хочу увидеть Женю и Алину вместе. Мне кажется, за этим будущее, потому что вот в этом их соединении возможно и соединение болельщиков, потому что никому эти футбольные страсти, как я называю, в фигурном катании не нужны.

При этом мы с такой опаской все говорим имя того или иного спортсмена, потому что сразу вылетает история, что кто-то за кого-то топит, он быстро переобулся – господи, какой ужас! Две великие фигуристки, каждая перезаслуженная, каждую любим и каждую уважаем. 

Загитова переживала критику за первый эфир?

– Думаю, внутри да, но виду никогда не показывала. Она большая умница, молодец. Я как могу ее поддерживаю и делаю все возможное, чтобы она чувствовала себя защищенной. Она отчасти закаленная ко всему, но мне кажется, что огромная часть критики – она не от того.

Премьера Загитовой в роли ведущей «Ледникового периода»: запиналась, волновалась и растерялась после шутки про пиццу

«Ледниковый период» – изначально проект во многом для фигуристов, чтобы они делали шаг в следующую жизнь. Я, наверное, такую задачу внутри заложил и так произошло.

Я не говорю, что все должны бесконечно восхвалять. Но не надо самоутверждаться желчью и разрушением. Но Алина показала характер, и так же происходит ее становление, как и становление участников. И в этом магия проекта – от эпизода к эпизоду мы видим рост.

Как компания Авербуха переживает коронакризис?

– Конечно, все остановилось, я не провожу ни одного мероприятия уже в течение восьми месяцев. У меня компания так называемого круглогодичного цикла, то есть это не только новогодние представления.

Это не просто остановилось только то, что мы не можем зарабатывать. Ну, не можем зарабатывать и не можем – это не так страшно. Страшно то, что есть же очень много людей, которые работают, которые должны получать зарплату. А с чего мне ее брать, если ничего не происходит, компания не ведет действий?

С другой стороны, мы профессиональная команда, у людей тоже семьи, я не могу отправлять их на улицу. Конечно, мы идем друг другу навстречу, где-то понижение… Я стараюсь до последнего сохранить коллектив в ожидании, что мы начнем дальше работать. Да, я взял кредиты, ими рассчитываюсь. 

Налоги мы все равно должны платить, офисные помещения оплачиваем. Были несколько месяцев каникул, но люди должны работать. Все стоит денег. Склады забиты декорациями, они не бесплатны, это тоже аренда, плюс надо поправлять, там что-то гниет, костюмы. Мы говорим о творчестве, о ручках, о ножках, о взгляде, но в принципе это завод по развлечениям. Он остановлен, фабрика закрыта, но она при этом все равно поедает деньги. 

Каков бюджет хорошего ледового спектакля?

– Раньше, когда доллар был 60, миллион долларов. Где-то порядка 60-70 миллионов – это те инвестиции, которые ты должен вложить, чтобы создать спектакль сейчас. Если мы говорим о высококачественном спектакле, с декорацией, с костюмами, с музыкальной партитурой.

То есть это большой круг людей, которые, конечно, не работают бесплатно, плюс когда идет запуск спектакля, то, соответственно, это рекламная кампания, арендные платежи и так далее. Чтобы запустить проект и открыть дверь, нужно для первого шоу примерно 80 миллионов, я думаю, проинвестировать. И потом ждать.

А какие гонорары у фигуристов за спектакли?

– Примерно от 100 до 200 тысяч. Причем есть же еще градация: катается пара или катается одиночник – это, в общем, один номер. Это номер, который занимает внимание зрителя четыре минуты. Одиночник весь гонорар забирает себе, а пара должна его поделить. Для меня это одна ставка.

И когда я говорю, допустим – ставка 150 тысяч за выход для пары, что внутри для каждого из них это 75, но для меня это все равно 150 тысяч. И одиночник получает 120 тысяч, к примеру, но он получает это один. Так принято всегда – даже в призовых, в спортивных тоже такая же история. Ну вот, катайтесь в одиночном тогда.

И, конечно, градация гонорара всегда идет от успешности спортсмена, не надо тут быть семи пядей во лбу. То есть если зрители хотят видеть его и покупают на него билеты, то, соответственно, он и стоит дороже, и тут цифры могут быть абсолютно баснословными, любыми. 

Если Юдзуру Ханю собирает один 10-тысячный зал, и все остальные только на гарнир, люди идут именно на Юдзуру, то он может исходя из того, что он просто понимает, сколько… Понятно, что он не может просить миллиарды, но он может диктовать условия любые, и тут уже ты понимаешь, что это все равно тебе принесет, потому что, имея Юдзуру, ты в дамках. Главное – его уговорить. 

Конечно, планка спадает, как только проходят годы, как только появляется новый чемпион, все хотят постоянного обновления. И этим, в принципе, я продлил жизнь ребятам, создавая спектакли, потому что в спектакле все тоже хотят видеть чемпионов, но еще и атмосфера спектакля, люди ждут другое действо. И поэтому такое долголетие.

Что писал Спилберг в письме Юлии Липницкой после номера под «Список Шиндлера» (постановка Авербуха)?

– Письмо видел не только я, видела его Этери Георгиевна.

Оно не было длинным. Было написано, что он благодарен, что само воплощение было именно таким. В принципе, это и является для меня главной похвалой, потому что все есть в этой музыке, и я бы не перетягивал на себя, что я вношу какое-то уникальное решение. Там получилось все, было все в абсолютном совпадении. Совпала и прекрасная работа художника по костюмам, это замечательное платье, очень образное. Совпала кропотливая работа Этери Георгиевны, и в том числе, что она как мантру не позволила менять ни одного шага. 

 Юлия Липницкая на Играх в Сочи: тогда ей было всего 15

И, конечно, главное – это потрясающая Юля Липницкая, которая и своим выступлением, и своим, может быть, слегка отсутствующим небесным взглядом была очень точна в этом образе. Это то, что единственное я могу себе зачесть в актив – что я просил Юлю все время не наигрывать и не «настрадывать». Я говорил, что главное – чтобы танец не превратился в страдание, в страдальческий.

В нем был внутренний свет, все было и так сказано в музыке, не надо было доделывать, довымучивать, договаривать, докрикивать. Наверное, в этом есть и моя заслуга, что этого не случилось и был вот этот оборотный взгляд – взгляд, когда Юля обернулась и посмотрела на всех нас, уходя. В принципе, наверное, этот взгляд – главное, что поставлено в этой программе, а все остальное – совпадение с музыкой.

Откуда такая тесная связь с Тутберидзе?

– Мы действительно какое-то время катались в надежде, что я вырасту, но надежда не оправдалась. Почему я за Этери Георгиевной – я за труд. Потому что объективно, когда я вернулся в Россию после завершения карьеры... Да, у нас были титулы с Ириной Лобачевой, и, в принципе, это немножко помогало открывать двери, но все, что создано, создано без помощи кого-либо.

Это как лягушонок, который масло взбил. Я считаю, что Этери Георгиевна именно так же взбивала масло, только в своей, тренерской стезе.

Видели молодую Тутберидзе на льду? За три месяца вытянулась на 22 см, каталась с Авербухом, закончила после работы с Тарасовой

Мировая Черная Пятница в М.Видео! Скидки до 50% на все топовые бренды!

Я знаком, я вижу, насколько это великий труженик именно за счет целеустремленности. Я вижу в этом родство души. Она так же где-то вовлечена, и так же я чувствую такую же незащищенность в социальных сетях – она не любит это все, и я. Нам бы вот – дайте нам работать внутри катка и не трогайте нас, не обсуждайте. Просто дайте нам делать свое дело.

Я с ней это чувствую, какое-то понимание и при этом огромное уважение, потому что она революционер в своем направлении, она открыла этот ящик Пандоры этих сумасшедших прыжков, и то, что сейчас происходит, это все равно все пожинают плоды работы Этери Георгиевны. Она стала ледоколом, который прорубил, вывел на другой уровень женское одиночное катание. Не только в России – в мире. А дальше уже, естественно, как всегда, все бегут и все рассыпается.

Контрактная система в фигурном катании – почему с ней станет лучше?

– Я, по-моему, единственный пока, громко говорящий о контрактной системе. Все как-то или немного соглашаются и все время ищут различные подводные камни…

Контрактная система, за которую я ратую, не для того, чтобы закабалить спортсмена или привязать его. Не для того, чтобы тренер чувствовал свою безнаказанность, если нельзя от него уйти – не знаю, какое слово правильное. Она для того, чтобы все стало цивилизованным и урегулированным процессом, как происходит в других видах спорта. Но при этом она является защищенностью для тренеров, потому что сейчас в данной ситуации все не защищены – и спортсмен, потому что тренер может взять и переключить внимание на другого. 

Вот был бы контракт у спортсмена, он приходит и говорит – у нас с вами в контракте написано. Да, нельзя в контрактах, конечно, все оговорить, ну невозможно. Но мы можем оговорить: ребят, я хочу получать возможность работать, чтобы внимание мое персональное было 10 часов в неделю, к примеру. Я же могу такое прописать в контракте? Могу. Вы на меня посмотрели на этой неделе 5 часов, я имею право расторгнуть контракт. Мы можем договориться, я 15 часов на следующую неделю перенесу, но, допустим, у спортсмена законные требования. Или тренер прописывает – не пропускать тренировки без уважительной причины.

Спортсмен может сказать, что через три года я хотел бы, чтобы вы вывели меня в топ-3, и я потом говорю, по нашим условиям не случилось. Спортсмен может и продолжать ждать, как с футбольным тренером – могут продолжить, могут расторгнуть. Нет результата – это тоже все прописывается, но тогда есть понимание того, что происходит.

Сейчас что происходит – тренер воспитывает ученика, возможно, для своего конкурента. И дальше спортсмен спокойно может перейти в роль такого шантажа. Тренер не знает, он, может быть, нагружает чрезмерно. Любой спортсмен не хочет, чтобы его чрезмерно нагружали. Ему кажется, что вот там будет по-другому, с улыбками. Тренер, чтобы он только у него остался, перестает его нагружать или начинает выдавать какую-то нагрузку.

И все время не знает – а завтра он мне придет подарит букетик или напишет смску «Спасибо вам большое за труд, но я ушел к другому». И что ты сделаешь? Понимаете, я вот об этой защищенности говорю.

Плющенко растерзал фабрику Тутберидзе: сбежали 7 фигуристов (включая Трусову и Косторную) и топ-тренер

Есть контрактная история, и я понимаю, что да, я вкладываю, но у меня будет финансовая компенсация так или иначе. Во-первых, за это. Самое главное, что тот, кто взял готового, должен за это заплатить, заплатить мне за то, что я подготовил тебе чемпиона. Дальше – хочешь, его доразвивай. Это, по-моему, абсолютно прямая и понятная история. Я сейчас начну, понесутся на меня, что я платить-не платить. Но какое-то регулирование должно происходить. Не может происходить такой бардак. 

Да, раньше было очень много построено на человеческих отношениях. Уходили спортсмены, всегда уходили, было. Но так, чтобы полгруппы, включая половину тренеров, просто взяли и переезжали – я в истории фигурного катания такого не помню. Ну а завтра они же так же переедут в третью сторону, в четвертую. У нас какая-то будет миграция? Ну в этом же должен быть порядок. Я только за порядок, это защитит всех.

Правда, что Глейхенгауза для Этери посоветовал именно Авербух?

– Да, так получилось, что ее помощник, с кем она сотрудничала, они расстались, и Этери позвонила мне. Говорит: «Нет ли у тебя кого-нибудь с головой, кто бы мог встать?» Я уже знал, кто нужен Этери, потому что мы уже до этого сотрудничали. А Даня катался у меня в ледовом балете.

Я вообще всегда ребятам в ледовом коллективе говорил: «Ребята, это для вас ступень. Понятно, что вы не можете всю жизнь кататься в ледовом балете, вы должны думать о том, что будет дальше, как ваша карьера будет развиваться. Я даю вам сейчас возможность получать удовольствие от выступлений. Все счастливы, но надо думать, что будет дальше».

Даня всегда показывал, и я видел, что у него большой творческий потенциал, и где-то даже давал ему возможность тоже ставить, понимал, что он может, и видел, что ему тесно в ледовом коллективе, ему хочется развиваться. Поэтому сразу позвонил и говорю: «Дань, мне кажется, это твой шанс, и тебе надо поехать к Этери Георгиевне. Надеюсь, что у вас все срастется».

И, конечно, Этери Георгиевне тоже сказал, что есть у меня хороший парень, который и с головой, и без лишнего гонора.

🎧 4 падения Трусовой и поражение Косторной на Гран-при: во всем виноват Плющенко? Новый подкаст «Чистый хвост»!

Мировая Черная Пятница в М.Видео! Скидки до 50% на все топовые бренды!

Фото: globallookpress.com/Dmitry Golubovich/Global Look Press; РИА Новости/Александр Вильф, Владимир Песня