6 мин.

Окон выстрадал первую победу в «Ф-1». Но помогли аварии и мастер Алонсо, возивший Хэмилтона 10 кругов

Ключевые эпизоды в успехе.

Внезапная победа гонщика «Альпин» Эстебана Окона на Гран-при Венгрии напомнила болельщикам со стажем первый выигранный Гран-при нынешнего напарника француза, Фернандо Алонсо – в 2003-м тот тоже на не самой быстрой машине из Энстоуна (тогда она называлась «Рено») провел безупречный заезд, не позволив никому из конкурентов вырваться вперед. 

Динозавры «Ф-1» вспомнили другую похожую историю: в 1990-м крепкий середнячок Тьерри Бутсен на не самом быстром «Уильямсе» сдержал всех – в том числе Айртона Сенну на быстрейшем «Макларене». 

Каждый случай порожден характером венгерского «Хунгароринга» – на треке с короткими прямыми и узкими поворотами практически невозможно обгонять: нужно или дождаться ошибки, или обеспечить преимущество в пару секунд на круге. 

Окон не ошибался. А провисевший почти 70 кругов на его заднем антикрыле Себастьян Феттель не обладал никаким преимуществом в скорости даже с включенной DRS. 

Единственный шанс у Себа за весь Гран-при выпал во время обгона круговой «Альфа Ромео»: тогда лидер потерял доли секунды, чем четырехкратный чемпион мира и попытался воспользоваться – с двойным слипстримом Феттель набрал приличную скорость, практически достал «Альпин» и попытался вылезти вперед на позднем торможении по внутренней траектории. Но все равно «Астон Мартин» не хватило скорости, чтобы обогнать будущего победителя. 

Других моментов француз не предоставил – и потому в заслуженности его успеха ни у кого не может быть сомнений. И все же без нескольких важных эпизодов счастье Окона бы не случилось.

Ужасы на старте помогли Окону выйти на второе место

Как и многие другие парни, стартовавшие с четной стороны, Окон не очень удачно начал заезд: сцепление накануне смыло дождем, конкуренты легко уехали вперед, и догнать их удалось только на торможении.

Перед самым поворотом Эстебан интуитивно освободил внутреннюю траекторию и сместился чуть ближе к центру трека, чтобы попытаться что-нибудь выгадать в борьбе с притормозившим Леклером.

Боттас провалил дождевой старт – и вынес оба «Ред Булл» в первом же повороте. Прихватив еще и «Макларен»

Старт оказался по-настоящему счастливым: впереди кучу машин вынес Боттас, а избежавших встречи с финном добил влетевший в освобожденное пилотом «Альпин» место Ланс Стролл. 

Подсохшая трасса сыграла не в пользу Хэмилтона

Из-за особенностей регламента на прогревочном круге пилоты «Ф-1» не должны получать подсказок от командного мостика – из-за чего Льюис Хэмилтон так и не решился поменять промежуточные шины на слики. Ошибка «Мерседеса» состояла в том, что команда эту ситуацию с лидером заранее не обсудила (потому что ждала усиление дождя) – в отличие от всех остальных.

Странный старт в «Ф-1»: Хэмилтон выехал один – и улетел в хвост. Из-за правил команда не могла звать его в боксы

Вот почему на рестарте Льюис остался перед светофором в одиночестве – и через круг именно Окон возглавил пелотон, поскольку семикратный чемпион мира ожидаемо поехал на медленных покрышках за свежим «медиумом». 

«Астон Мартин» плохо провел пит-стоп Феттеля

Если не считать «Ред Булл», который меняет колеса быстрее двух секунд, все команды «Ф-1» обычно укладываются на пит-стопах в 2 – 2,5 секунды. Никаких тактических хитростей в этом Гран-при в «Альпин» не изобрели – команда избрала консервативную стратегию с максимально поздней остановкой, чтобы не выпустить Окона в трафик. 

Зато у конкурентов из «Астон Мартин» была возможность провести подрезку и отыграть важное время за счет более свежих шин – команда попыталась реализовать этот план, но неожиданно накосячила на пит-стопе: из-за заминки Феттеля обслужили за долгие 3,3 секунды. Через круг Окону поменяли шины на секунду быстрее –  и Себу не хватило буквально половины корпуса машины, чтобы вырваться вперед. 

Латифи и Алонсо сдерживали быстрых соперников

Первую победу Алонсо многие болельщики вспомнили не просто так: в 2003-м на «Хунгароринге» Фернандо сильно помог его друг Марк Уэббер, который в течение 13 стартовых кругов сдерживал быстрого Кими Райкконена на «Макларене». Заработанного преимущества Нандо хватило для уверенного лидерства в оставшейся гонке после волны пит-стопов. 

Похожим образом в пользу Окона (и Феттеля) в 2021-м сыграл Николас Латифи – канадец рванул на третье место, а затем постепенно отставал от пары лидеров, попутно сдерживая потенциально быстрого Карлоса Сайнса (и Алонсо, кстати). По ходу заезда пилот «Уильямса» ожидаемо отвалился почти в самый конец топ-10, но созданного с его помощью задела Окону в итоге хватило, чтобы доехать до клетчатого флага без лишних нервов. 

Еще более важную роль в победе Эстебана сыграл как раз Алонсо – в заключительной фазе заезда он показал настоящий мастер-класс по обороне от Льюиса Хэмилтона, преимущество которого над соперниками на (относительно) свежих более мягких шинах достигало 2-3 секунд на круге. Испанец возил англичанина почти тридцать километров и выпустил вперед его только за шесть кругов до финиша – после чего Льюис быстро расправился с Сайнсом и едва не настиг на финише Феттеля и Окона. Если бы Фернандо сдался раньше – все бы закончилось как две недели назад на «Сильверстоуне». 

*** 

Да, Окон провел безупречную гонку и полностью заслужил этот успех. Однако прислать по бутылочке какого-нибудь бодрящего напитка Боттасу, Строллу, Латифи и Алонсо ему все же не помешает. Все эти парни внесли весомый вклад в грандиозный успех.

«Я три года жил с семьей в автоприцепе». Сложный путь пилота в «Ф-1» – теперь он укатал Алонсо и получил контракт лидера

Огненная гонка «Ф-1» в Венгрии: стартовый завал с Боттасом, мегаборьба Алонсо и Хэмилтона, первая победа Окона

Фото: REUTERS/Florion Goga