14 мин.

Лучшие молодые гонщики

Кого растят команды «Формулы-1».

В последние годы в «Формуле-1» наблюдается тенденция заметного омоложения состава участников – Гран-при покинули такие ветераны как Марк Уэббер и Дженсон Баттон, внезапно завершил карьеру Нико Росберг, готовится уйти Фелипе Масса, а на замену им явились совсем юные Макс Ферстаппен и Лэнс Стролл. Самое время узнать, кто еще в скором времени может войти в группу элитных спортсменов – кого в командах готовят к дебюту в главной гоночной серии мира? 

«Макларен»

Ник де Врис

Этот мальчик выиграл самую престижную картинговую серию KF во всех трех возрастных категориях, чем тут же заинтересовал «Макларен», который увидел в де Врисе нового Льюиса Хэмилтона. Во взрослых сериях голландец подтвердил скорость, но его прогресс уже впечатлял не столь сильно: лишь с третьей попытки он выиграл еврокубок «Формулы-Рено» 2.0, стал лучшим новичком сезона, поднявшись в «Формулу-Рено» 3.5, но в серии GP3 проиграл более молодому напарнику по команде — Шарлю Леклеру. 

«Форс-Индия»

Альфонсо Селис

«Форс-Индия» всегда отличалась серьезным подходом к выбору основных гонщиков, но на тест-пилотов это правило не распространяется. Альфонсо Селис ни своими результатами в молодежных сериях (внутрикомандное поражение от Эстебана Окона 24:253 в GP3), ни результатами в тренировочных сессиях за рулем болида «Ф-1» не смог убедить, что заслуживает повышения. Однако поддержка состоятельного отца с гоночным прошлым не позволяет исключить мексиканца из числа претендентов на место в одной из команд «Формулы-1». 

Никита Мазепин

Еще одна инвестиция в будущее команды. Никита уже в 16 лет оказался под опекой «Форс-Индии», имея в активе неплохие результаты в картинге и огромную поддержку отца-миллиардера. Насколько быстрый из него получится гонщик, пока сказать сложно, но у конюшни при лучшем раскладе появится шанс заполучить не только агрохимические миллионы Дмитрия Мазепина, но и вырастить качественного спортсмена. 

Джехан Дарувала 

В 2011 году команда Виджая Мальи проводила конкурс «Один на миллиард» с целью поиска талантливых пилотов в Индии. Одним из счастливчиков как раз стал Джехан, чьей карьерой плотно занялись в «Форс-Индии». К 18 годам пилот дорос до европейской «Формулы-3», показав в младших сериях достаточно крепкие результаты, чтобы руководители команды оставались  довольными. 

«Феррари»

Шарль Леклер

Монегаск Шарль Леклер – главная надежда «Феррари». В детстве бодался с Ферстаппеном в картинге, а с 16 лет шумит в формульных сериях. Он был лучшим новичком в альпийской «Формуле-Рено» 2.0 и «Формуле-3» и с первой попытки выиграл GP3. Леклер избегает прыжков через серии как Ферстаппен или Стролл, поэтому следующим шагом для него станет сезон в GP2 в составе сильнейшей команды серии. 

Не стоит переживать, что в «Феррари» тянут с переводом Леклера в «Формулу-1». Скудерия договорилась с «Хаасом», так что у монегаска было достаточно практики за рулем болида «Ф-1» уже в 2016 году. И со временем уровень вовлечения Леклера в паддок будет только расти. 

Антонио Фуоко

Напарником Леклера в GP2 станет Антонио Фуоко. Возможно, это последний шанс 19-летнего итальянца убедить руководство Скудерии отдать предпочтение именно ему. Пока Фуоко слегка отстает от Леклера в результатах. За два сезона в GP3 он добрался только до третьего места в общем зачете и хуже провел свой сезон в «Формуле-3». Однако «Феррари» продолжает приглашать Антонио на молодежные тесты – национальность обязывает. 

Джулиано Алези

Сын бывшего пилота «Ф-1» Жана Алези стал студентом академии «Феррари» весной 2016 года. О перспективах говорить пока рано, к 17 годам он провел всего два полных сезона во взрослых сериях, и пока не был замечен за уникальными результатами. 

Антонио Джовинацци

Из-за того, что Джовинацци непривычно долго гонялся в картинге, а потом еще и задержался на три сезона в «Формуле-3», кандидатом на место в «Формуле-1» он стал только к 23 годам. В свой первый сезон в GP2 итальянец доставил кучу проблем сверхперспективному Пьеру Гасли и до последней гонки сохранял шансы на чемпионский титул. Такой успешный год сразу сделал Антонио одной из главных надежд гоночной Италии, которая не имеет пилота «Формулы-1» со времен Ярно Трулли, и принес уже достаточно гонщику место третьего пилота «Феррари». 

Чжоу Гуаньюй

Хорошего китайского гонщика хотят вырастить все команды – «Феррари» не исключение. И, в отличии от других пилотов из самой населенной страны мира, которых подпускали к «Формуле-1», 17-летний Чжоу пока достойно выполняет свою программу. Например, в первом сезоне в «Формуле-3» он оказался в одной команде с членами юниорского подразделения «Ред Булл» Нико Кари и Сержиу Сетте Камарой, и уступил им совсем немного. 

Энцо Фиттипальди

Внук двукратного чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди был принят в академию только в конце прошлого года. Пока о скорости 15-летнего парня громче говорит его фамилия, чем результаты. Тем не менее, после тестов в Фьорано «Феррари» предпочла его трем другим молодым пилотам. 

Маркус Армстронг 

О приглашении Армстронга в академию было объявлено одновременно с Фиттипальди, поэтому на новозеландца обратили не так много внимания. А зря. Решив переехать в Европу, гонщик добился больших успехов в картинге и был назван одним главных героев сезона-2016. Следующий сезон Армстронг уже проведет в гоночной серии «Тойоты». 

«Хаас»

Сантино Ферруччи 

Хотя Джин Хаас и помогает «Феррари» готовить Леклера к «Формуле-1», он не забывает и о воспитании американцев. Первым проспектом «Хааса» стал 17-летний Сантино Ферруччи, которого команда уже приглашала выступить в молодежных тестах. Прошедший сезон в GP3 он закончил на 12 месте, что можно назвать успехом для первого сезона. В команде подтверждают, что довольны прогрессом гонщика. 

«Ред Булл»

Пьер Гасли

Самый перспективный и готовый к «Формуле-1» на данный момент гонщик в системе «тауриновых». Не зря весь сезон ходили слухи о том, что он может вытеснить Квята уже из «Торо Россо» – Пьер выиграл последнюю фактическую ступень перед «Формулой-1», а по правилам GP2 ее чемпионы уже не имеют права там гоняться. При этом француз не смог убедить боссов «Ред Булл», что готов стартовать в сезоне с новым регламентом. Все в главной молодежной серии парень выступал за лучшую команду, «Према», и позволял противникам слишком многое. Наверное, по степени таланта его не сравнить ни с одним из нынешних пилотов «быков», а значит, можно и не ждать его появления в «Больших призах» до возвращения Гран-при Франции в 2018-м. Пока что Гасли отправляется на смену Вандорну в японскую «Супер-Формулу». 

Нико Кари

Талантливый финн, порвавший русско-эстонско-финское ответвление «Формулы-4» в первый же сезон. О нем скажут цифры: 19 подиумов из 21 возможного, из которых семь раз он поднимался на первую строчку. 449 итоговых очков против 296 у ближайшего преследователя — умопомрачительно. Неудивительно, что паренек получил место в системе «Ред Булл», пост тестера в «Торо Россо», попробовал на вкус болиды GP3 и «Формулы-Рено», и со старта сезона примет полноценное участие в этой самой GP3. За ним уж точно нужно следить повнимательнее, мы ведь все знаем, как финны выступают в автоспорте. 

Рихард Версхор

Его победа на прибалтийских треках получилась не настолько впечатляющей, как у Кари. Однако «новому Ферстаппену» есть чем похвастаться. Он буквально уничтожил всех противников в испанской «Формуле-4» (в которой, кстати говоря, больше всего ездит именно финнов), причем сделал это одновременно с победой и в параллельной балтийской серии. 17 побед в 20 гонках, при 16 быстрейших кругах — разве какие-то комментарии еще необходимы? Притом все это он проделал в свой первый сезон на открытых колесах. До этого Версхор выигрывал немецкий чемпионат по картингу. Похоже, мы наблюдаем за восхождением чрезвычайно талантливого молодого человека.

Начнет сезон-2017 в европейской «Формуле-Рено» 2.0. 

Нил Верхаген 

Американец с голландской фамилией, может, и не разносил всех подряд в домашней молодежной серии «Формула-1600», но победил уверенно, привезя 100 очков отрыва второму месту (пусть вас не пугает эта цифра, 700-800 очков — вполне нормальный результат для первой пятерки в этой серии). Заинтересованность «Ред Булл» в американце понятна: коммерческий потенциал такого союза может быть безграничным. Особенно когда у гонщика есть несомненный талант (в отличии от бразильцы Камары, которого Нил заменил в системе поддержки). А уж насколько Верхаген одарен — он сам и сможет доказать в нынешнем году плечом к плечу с предыдущим самородком, Версхором, в «Формуле-Рено». 

Дэниел Тиктум 

Не снискавший особых наград, однако считающийся молодой звездой британец. Если рассматривать его успехи в сравнении с более юными товарищами по молодежной программе, то Дэн совершенно не впечатляет — четвертое и шестое места в совсем уж младших сериях. Пусть при этом на осеннем Кубке британской «Формулы-3» он и победил в одной гонке из трех, а его темп назвали «блестящим». Думается, это подписание тоже случилось больше ради пиара среди британцев. Грядущий сезон станет определяющим для Тиктума, ведь он будет выступать в той же «Формуле-Рено» с Верхагеном и Версхором. 

«Рено»

Джек Эйткен 

Британокореец провел свой первый полноценный сезон в GP3 после триумфа в «Формуле-Рено». Не сказать, чтобы в этих сериях он порвал пелотон — вовсе нет, каждый раз для победы ему хватало небольшого преимущества. И в GP3 он начал за упокой, чередуя последние места с границей десятки. Но под конец Джек выдал очень неплохой финиш, почти вмешавшись в борьбу за третье место. В «Евроформуле» он показал себя лучше, выиграв две гонки из четырех и заняв второе место еще в одной. Но эта серия уже не такая сложная. Тем временем ему 21 год, и пока неясно, как скоро он выберется даже из GP3. Похоже, не стоит особо рассчитывать на его появление в «Формуле-1». 

Сергей Сироткин

Сироткин грозился попасть в «Формулу-1» еще три года назад, когда почти договорился с «Заубером», но в итоге дело ограничилось несколькими тренировочными сессиями. Тем не менее, проект по интеграции Сироткина в «Формулу-1» не был свернут, и на пресс-конференции в рамках Гран-при России Сергей объявил о начале сотрудничества с «Рено». 

Пилот готов представить в качестве аргументов не только поддержку Бориса Ротенберга, но и неплохой гоночный темп. Сироткин уверенно дебютировал в GP2 в 2015 году, cходу закончив чемпионат на третьем месте. И если бы ему удалось улучшить свой результат во втором сезоне, Сергея можно было бы рассматривать как реального кандидата на место в «Рено» уже в 2017 году. 

Луи Делетраз 

Неудивительно, что в системе подготовки «Рено» так много пилотов, успешно выступавших в их моносерии. А Луи ярко показал себя, выиграв больше половины гонок в победной серии, а также заняв вторые места еще в двух. Причем проиграл в одной из них как раз Эйткену. В нынешнем сезоне, заняв второе место в «Формуле-V8 3.5», получил шанс протестировать машину GP2. В грядущем сезоне он стартует именно в главной молодежной серии, причем во второй по скорости машине. Тогда-то мы и поймем, на что способен этот швейцарец. 

Оливер Роулэнд 

Удивительно, но этот уже достаточно великовозрастный британец провел только лишь первый полноценный сезон в GP2. Причем далеко не так уж успешно: девятое место и ни единой победы, пусть и не за самую быструю команду. Только лишь относительная стабильность помогла ему попасть в десятку. Вот только это смотрится весьма логичным, с учетом возраста и более молодых противников. Пока неизвестно, где Оливер стартует в следующем сезоне, но ясно одно: если не произойдет качественного прорыва, то даже места в «Формуле-Е» Роулэнд не получит — первая попытка там уже провалена. 

Кевин Йорг 

Он уже не так уж и молод для GP3, но при этом в команде «ДАМС», которая позволяет бороться даже за победы, если пилотировать хорошо, не всегда попадал и в десятку. В турнирах «Формулы-Рено» он тоже проигрывал описанным выше товарищам. Похвастаться парню особо и нечем. Непонятно, чем именно он сильнее более молодого Делетраза, который и опережал Йорга почти во всех сериях, так что перспективы остаться в системе «Рено» у Кевина не очень хорошие. 

Сунь Юэян 

Ни в каких «Формулах» или гонках на открытых или закрытых колесах этот парень не появлялся, но уже имеет поддержку «Рено». Ни единого титула или близких к этому результату — но интервью и новости о нем намекают на грядущую в отдаленном будущем «Формулу-1». Видимо, «Рено» уж очень верит в китайский рынок. 

«Мерседес»

Джордж Расселл

А вот и настоящий талант, уже два года пытающийся сражаться за высокие места в «Формуле-3» (да, ему и сейчас только 18). Он ярко заявил о себе на Гран-при Макао в прошлом году, взяв поул. Именно после этого и поползли слухи о возможном присоединении к немцам, а также после того, как он сменил команду с двигателем «Фольскваген» на болид с «Мерседесом» под капотом. Чтобы вы поняли, насколько он крут, упомянем один факт: на одинаковых машинах он сделал Мазепина 264:10.

Следующий сезон англичанин планирует начать в GP3, и выиграть ее. И в начале года «Мерседес», наконец, объявил официально о желании помогать и развивать британца. 

«Уильямс»

Алекс Линн

Алекс эффективно отвечает на вопрос «куда деваются пилоты, которые перестают устраивать систему «Ред Булл». Линн так и не смог сделать шаг вперед в своем развитии и хотя бы обозначить борьбу за победу, выступая за сильную команду «ДАМС». Наверное, «быки» предвидели такое, потому и предпочли Карлоса Сайнса. Но после перехода в систему «Уильямса» и получения статуса пилота развития ничего ровным счетом не изменилось. GP2 ему так и не покорилась, после чего Алекс завершил выступления в этой серии, в британскую команду взяли юного миллиардера Лэнса Стролла... Так что будущее все еще молодого англичанина туманно как никогда, ведь у него нет мощной поддержки спонсоров, а какой-никакой талант он демонстрировал в последний раз больше двух лет назад. 

Без поддержки команд «Формулы-1»

Мик Шумахер

Ходят слухи, что сын прославленного чемпиона станет новичком системы «Мерседеса» или «Феррари», и это неудивительно. Одно его имя весит в маркетинговом плане для мира «Формулы-1» больше, чем некоторые страны, и при этом он достаточно талантлив, чтобы бороться за победы в младших сериях.

В грядущем сезоне знаменитая фамилия украсит «Формулу-3». По словам Тото Вольффа, удачное выступление Мика «обратит на него внимание многих команд, в том числе и «Мерседеса». И, принимая во внимание новую аэродинамику «Королевы автоспорта», его пришествие в «Формулу-1» как минимум тест-пилотом практически неизбежно.

Хотя, с таким-то именем, нужна ли ему вообще чья-то поддержка?

Фото: twitter.com/nyckdevries; Global Look Press/imago sportfotodienst, Xavier Bonilla/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Lars Baron; instagram.com/marcusarmstrong_; facebook.com/pg/danticktumdriver; renaultsport.com