Трибуна
9 мин.

Феттель – главный экоактивист «Ф-1»: отказался от пластика и бензина, построил с детьми гоночный улей для пчел, пошел в фермеры

Сделал побольше Хэмилтона.

На фоне непрекращающихся разговоров об экологических проблемах мира автоспорт экстренно подстраивается под новые стандарты защиты окружающей среды. Например, запущены уже две электросерии – «Формулу Е» и Extreme E (соревнование электрических внедорожников), да и «Формула-1» готовится к переходу на биотопливо.

Но не только чемпионаты целят в будущее: среди гонщиков также есть активисты. С призывами о защите окружающей среды не раз выступал семикратный чемпион Льюис Хэмилтон – пожалуй, он даже чаще всех критиковал «Ф-1» за использование бензина. Его главным единомышленником оказался второй по титулованности пилот пелотона Себастьян Феттель – причем гонщик «Астон Мартин» внезапно продвинулся по пути экоактивизма намного дальше старого гоночного соперника.

Правда, открыто о своей деятельности Себ рассказывает только чуть больше полгода – но четырехкратный чемпион занимается проблемами окружающей среды уже очень давно и весьма успешно.

Поддержал новое топливо, стал лицом кампании по очистке воды и полностью изменил свой образ жизни

По новому регламенту «Формулы-1», со следующего года топливо составят из биокомпонентов на 10% (сейчас – 5,75%) и займутся постепенным увеличением доли экологически чистых элементов – чтобы к 2030 году перейти на него полностью.

Эта идея очень понравилась Себастьяну.

«Самые интересные планы «Ф-1» – стремление перейти на биотопливо. У нас есть все необходимые ресурсы, ведь команды чемпионата тратят огромные деньги. Почему не использовать их для чего-то полезного, что также может получить применение в серийном автомобилестроении и на обычных дорогах», – восторгался немец.

Себ и правда не фанат бензина: даже в жизни за пределами трека он забросил неэкологичное топливо: «Когда я в последний раз заправлял машину? Уже давно. Дома в Швейцарии у меня и у жены электромобили. Если можно избежать перелетов, я пользуюсь поездом или машиной. К примеру, когда еду в Монцу, Имолу или Шпильберг».

Хотите пруфов? Буквально в феврале четырехкратный чемпион продал 5 суперкаров «Феррари» на $13 млн – и даже пару личных «Мерседесов». Вряд ли бензиновый автопарк Себа обнулился полностью – но заявленное стремление полностью совпадает с действиями.

Феттель за 72 часа продал пять коллекционных «Феррари» на $13 млн. И даже пару личных «Мерседесов» (на них Себ ездил чаще)

Вообще Феттель ведет довольно своеобразную жизнь: ест преимущественно сезонные продукты, не покупает мясо от животноводческих фабрик и поставил на крышу солнечные батареи.

«Мы сами можем генерировать электричество – по крайней мере в дневное время. Несколько лет назад я сменил поставщика энергии, и теперь она на 100 процентов поступает из возобновляемых источников», – говорит пилот «Астон Мартин».

Еще Себ – большой враг пластика: постоянно высказывается против него и сам старается быть примером для других. Например, в 2019 году после Гран-при Венгрии во время интервью Феттель увидел множество пустых пластиковых бутылок на земле, прервал общение с журналистами и предложил: «Возьмите свои бутылки, не оставляйте после себя мусор! Вчера я видел, как люди просто кидали их. Ненавижу тех, кто так делает». Репортеры действительно приступили к уборке, а гонщик им помог.

«Мы стараемся не использовать пластик, когда возможно, и пьем только фильтрованную воду из-под крана, – рассказывает о своей жизни Себастьян. – Когда я иду в магазин, то всегда беру с собой рюкзак или что-то такое. Я как-то прочитал высказывание: «Это всего лишь пластиковый пакет», – сказали восемь миллиардов людей». И на восемь миллиардов пластиковых пакетов в мире стало больше».

Кстати, еще с этого года четырехкратный чемпион – амбассадор компании BWT – производителя систем для очистки воды и спонсора «Астон Мартин». Теперь Себ гоняет в шлеме фирменного корпоративного розового оттенка (прямо как «Рейсинг Пойнт» в прошлые годы), а на его затылке красуется слоган BWT: «Меняй мир глоток за глотком». Они даже запустили совместную программу BWT Bottle Free Zones по поставкам питьевой воды в школы и детские сады.

Правда, вместо поддержки в комментариях часто обвиняли Себа в лицемерии: ведь болид вредит окружающей среде считанное количество раз за год, а переезд в Швейцарию связали с желанием сэкономить на налогах. Он и сам думал о возможных противоречиях:

«Несколько лет назад, когда я начал обращать внимание на экологические проблемы, то, конечно, спрашивал себя, не лицемер ли. С одной стороны, загрязняю окружающую среду на работе, с другой – распространяю разные вещи о защите природы. И сперва изменил свои привычки – к примеру, частые перелеты – а только потом заговорил.

Всегда есть несогласные. Слышать противоположное мнение невероятно важно. Ты всегда можешь научиться чему-то у тех, кто считает иначе и критикует тебя. Сейчас у нас есть возможность увидеть большую картину. Наш спорт меняется, чтобы стать лучше. Он должен соответствовать запросам общества и вносить свой вклад в улучшение мира. Думаю, над этим может работать как каждый из нас, так и вся «Формула-1». Именно в этом был смысл моих слов».

Еще Феттель – большой любитель пчел и фермерства. Он даже стал послом специальной организации

«Я обнаружил, как все грустно и удивительно, – признавался Себ в подкасте Beyond The Grid, – насколько сильно реальное фермерство отстает от того, как мы должны этим заниматься. Просто потому, что так эффективнее и прибыльнее. Не хочу звучать пессимистом, но мы относимся к вещам с недостаточным уважением. И речь не только о животных.

Мы потребляем все это (еду из супермаркетов) – причем даже не в смысле натягивания на себя, как ботинки или майку. Мы засовываем это внутрь, едим все это. А ведь мы – это то, что мы едим. И людям неинтересно! В моей жизни тоже был период, когда мне было неинтересно. Очевидно, я вошел в тему через спорт и выступления – однажды все равно пересекаешься с питанием, и тогда начинаешь разбираться, где же лучший способ запитать себя».

Редкое душевное интервью Себастьяна Феттеля: о провале в «Феррари», фермерстве и нелюбви к славе

По версии чемпиона, лучший способ – вырастить еду самому. В первые недели карантина немец пришел к важности и пользе фермерства.

Феттель на ферме в Австралии в 2011 году

«В прошлом году мы с дочками посадили целую поляну цветов, – рассказал пилот, – Я не хотел маленькую клумбу – мне нужна большая лужайка. Сначала девочки мне помогали, но в какой-то момент я остался один на один с лопатой. Кое-что взошло, надеюсь, этим летом цветов будет больше.

У каждого свой подход к проблемам экологии, но здорово, когда мы можем что-то сделать вместе. В прошлом году во время карантина у меня появилось много свободного времени, поэтому я задумался, что меня интересует больше всего. Тогда появилась тема земледелия и фермерского хозяйства.

Меня как спортсмена заинтересовал вопрос питания. Я хотел понять, как улучшить рацион и эффективнее использовать свои возможности. Когда начинаешь во всем разбираться, понимаешь, что не все овощи одинаково полезны, и не в каждом яблоке содержатся одинаковые питательные элементы. Я постарался побольше узнать об этом. Мне было очень интересно все попробовать на практике, поговорить с людьми, которые занимаются этим каждый день. В итоге я некоторое время поработал на органической ферме. Было очень интересно».

Себастьян настолько втянулся, что в апреле стал послом кампании BioBienenApfel от австрийского производителя овощей и фруктов Frutura. Теперь гонщик старается улучшить экологическую обстановку на родине: например, в перерыве между Гран-при на «Ред Булл Ринге» Себ задерживался на трассе и раздавал во время интервью семена. Вообще это одна из основных целей кампании – в будущем доходы от продажи семян пойдут на создание комфортных условий для пчел в Германии и Австрии.

Вообще лидер «Астон Мартин» – большой любитель полосатых насекомых.

«Да, я думаю о защите пчелок, – расскзаал немец в интервью F1-Insider. – Мне нравится заниматься домашним хозяйством. Мне нравится видеть, как растения вырастают, цветут и как их опыляют пчелы, принося всем пользу. Ваши собственные томаты будут на порядок вкуснее, чем купленные вами в супермаркете».

Для привлечения внимания немец даже устроил специальный конкурс среди учеников начальных школ Штирии – на креативный дизайн улья. Победил, пожалуй, лучший вариант – болид «Ф-1»: его Себ и построил вместе с авторами-второклассниками.

«Идея заключалась в том, чтобы обустроить место для этих полезных насекомых, в котором они могли бы жить. Надеюсь, там будет расти много цветов, и тысячи пчел поселятся в своем новом доме!», – сказал Феттель.

У пчелиных защитников получился самый экологически чистый болид в истории: полностью из дерева, а для большей яркости покрыт биологически чистыми клеевыми красками.

Конечно, до полной безвредности автоспорту еще далеко – его до сих пор называют одним из главных врагов природы. Сам Феттель видит в этом большой вызов:

«Для меня проблема заключается в безграничной любви к гонкам, ведь гонки – определенно не на первом месте в списке дружественных к окружающей среде вещей у многих людей. Это правда, но, по-моему, нужно больше сфокусироваться на том, что мы можем сделать, а не на том, что не можем. «Ф-1» может измениться и улучшиться, но я не мистер «Ф-1», не я определяю такие вещи. Зато я могу определить, что сам хочу делать, и перестроить свою жизнь. Растущее внимание означает рост осознанности в каждом из нас. И это большой вызов для будущего: получать от жизни такое же удовольствие, но с намного большей заботой об окружающей среде».

У Феттеля – супердотошные и странные требования к чистке визора шлема для «Ф-1». Механики в шоке от них и его памяти

«Кто дал вам мой номер?» Интервью из болида «Ф-1» сразу после финиша удивило даже Феттеля

Кажется, Феттель формально – №2 в «Астон Мартин». Выяснили по цвету камеры на болиде

Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI/Pool/Christian Bruna, Jens Buettner, via www.imago-images.de; Instagram/vettelofficial; Facebook/BioBienenApfelsebastianvettel.de