5 мин.

Россия – Италия. 5 вещей, которые не получились

Первый матч на Евробаскете завершился для сборной России поражением (69:76). Не получилось почти все, но Sports.ru выделяет самое значимое.

1. Не удалось выиграть подбор

Сборная России сейчас – ребенок, который учится ходить. Причем под руководством няни, квалификация которой оставляет сомнения. Есть ощущение, что не только у зрителей, но и у самого ребенка.

Пугающие товарищеские матчи имели с первой игрой совершенно четкую связь. Возможно, у тренеров есть понятный план, и возможно, он вполне сработает, и возможно, все просто чего-то не понимают. Мы можем допускать эту мысль, но пока нет ни одного веского довода поверить тренерам, никто не мешает нам сомневаться. Сам Василий Карасев признает, что и команда разделяет эти сомнения: со стороны кажется, что с классическим центровым все выглядит солиднее, при этом тренер явно предпочитает маленькую пятерку и призывает все ускорять темп.

Опять же, возможно, это разумный план, более того, обусловленный современными тенденциями в баскетболе и сильными сторонами этой конкретной команды. Но не видно, чтобы в него верили даже сами игроки. На Евробаскете считанное количество мощных высоких «больших», и, наверное, легкая пятерка может стать ответом на какие-то проблемы (например, если ваш стартовый центровой два раза в одиночестве не может попасть из-под кольца), но в отсутствие четкой системы и участия всей пятерки она сама превращается в главную проблему. Без игрока, защищающего «краску» и отрезающего «больших» соперников, команда выглядит обреченной. Усиливает же впечатление проигранный подбор: в первой проваленной половине итальянцы превратили трехсекундную россиян в проходной двор, а очки второго шанса стали первым отличием между командами. И суть не в том, что с Соколовым/Саврасенко на своей половине команда смотрится лучше, а в том, что маленькая пятерка – это для всех по определению «пожарный вариант». Так все привыкли считать, и перестроиться действительно сложновато.

2. Не вышло сыграть спокойно

Вторая часть генерального плана – это игра широкой ротацией. Но при этом ротацией нестабильной. На протяжении товарищеских матчей так и не прояснилась стартовая пятерка, так и не показался костяк (вроде бы очевидный) – пока его коллеги максимально сужают боевой состав, полагаясь на семь-восемь проверенных игроков, Василий Карасев задействует всю команду.

Само по себе это не плохо и логически обусловлено: частыми заменами тренер намекает на максимальное повышение темпа. Проблема в том, что хаотичная ротация, как кажется, немного выбивает из колеи команду. В старте выходит Сергей Карасев, признавшийся, что нервничает перед стартом турнира – опытный Фридзон остается в запасе. Соколов теряет место в ротации после ошибок. Саврасенко вроде бы и не ожидает своего появления и не сразу вливается в игру. Понкрашов, Хвостов, Кулагин, Воронов принимают эпизодические и вроде бы не всегда свойственные им роли.

Команда играет в самых разных сочетаниях: с двумя номинальными разыгрывающими, с изменением позиций игроков, с центровыми и без них. Наверное, все эти передвижения тоже оправданы, но есть ощущение, что дополнительная нервозность исходит и от них. Отсутствие стабильности в ротации, в позициях, в защите и нападении еще больше сбивает с толку. К странным решениям – пасам на трибуны, глупым фолам, попытке протаранить щит вместо просто паса – добавляется откровенный мандраж. Отсюда ненужные промахи снайперов, промазанные штрафные, беготня с сомнительными решениями – понятно, что при том стиле, который пытается показывать команда, большое количество всяческих ошибок закономерно, пока как кажется, они все же связаны с нервозностью и не совсем четким пониманием системы.

3. Не удалось навязать темп

«Быстрая атака – хорошая атака», – говорит Василий Карасев. Перед матчем с быстрыми итальянцами план состоял в том, чтобы их перебегать. К сожалению, это не удалось: во-первых, шустрая синяя команда особенно не давала разбежаться, во-вторых, проигранный подбор лишил возможностей для спуртов, да и вообще, взаимодействие Италии в быстром нападении смотрелось гораздо органичнее.

Во время и после матча тренер указывал на то, что его указания играть агрессивнее и бежать не были выполнены, а значит, команда не добрала большой части очков, которые должны приносить отрывы. Но проблема в том, что пока не было ни одной встречи, где такой план был бы претворен в жизнь.

4. Не сложилось командное нападение

К сожалению, игра с не особенно серьезной Италией получилась весьма показательной. Похожие проблемы там если не находят элегантного решения, то хотя бы не выглядят такими опасными: четкая ротация, распределение ролей, понятно расставленные акценты – приводить эту сборную в пример даже как-то неприлично, но можно. Пьяниджани увлекся просмотром резервистов и упустил в третьей четверти момент, когда Россия вернулась в игру за счет трехочковых и Алексея Шведа. Вот только возможностей у его команды все равно хватило, чтобы отстоять заработанное.

Даже на итальянском фоне похвастаться особенно нечем. Редкие пик-н-роллы (которые, как оказалось, игрались вопреки установкам тренера), неуловимый для соперников и подчас самого себя Швед и всплески индивидуальной агрессии – собственно, это все. В этом Карасев точно прав: удачнее всего команда играет, когда спонтанно бежит и спонтанно бросает. Примерно так, как было в последней четверти, когда удалось получить кое-какую свободу после ошибок итальянцев и продолжительного отдыха лидера Шведа.

5. Не получилось отбиться

Нормальной защиты в нынешнем виде, особенно при игре маленькой пятеркой, сборная пока не показала. И опять же матч с Италией выявил все дефекты еще более ярко: соперники отметились почти 50 процентами попадания с игры, разгромили Россию по очкам второго темпа, бодро бежали и разыгрывали мяч так, что неизменно находили хорошие варианты. Не удалось прикрыть ни Белинелли (16 очков, 5 из 11) и Арадори (13, 3 из 7), которые плохо бросали с дистанции, зато находили тропинки к кольцу, ни тем более Датоме (25, 9 из 13), пользовавшегося свободой на дуге и не встречавшего сопротивления внутри. Единственный явный плюс обороны – это 10 перехватов, отчасти благодаря которым удалось перехватить инициативу.

Хотя, если учесть, что о проблемах сзади Карасев практически не говорит, то, возможно, так и нужно: возможно его сборная просто стремится забросить больше, чем соперники, но пока не получается.