15 мин.

Почему английские футболисты неохотно переезжают в другие европейские лиги?

Вот эти эти имена: Эшли Коул, Рэйвел Моррисон, Джоуи Бартон, Джо Коул, Майка Ричардс и Джермейн Пеннант. На первый взгляд, это может показаться списком футболистов, часто называемых в новостях о дисциплинарных слушаниях FA. Тем не менее, это наиболее заметные имена из удивительно небольшой группы футболистов, которые оставили родной дом ради других крупных европейских лиг. Но мы должны задаться вопросом: почему это происходит?

Почему именно эта разношерстная команда примадонн и «бэд боев» решили перебраться в другую европейскую страну – с другим климатом, языком и культурой? Может быть более здравые и добропорядочные английские футболисты довольны своей участью? Может они уже находятся в лучшей лиге мира? Или они просто не хотят сталкиваться с неизвестностью?

Летом 2014 года в интернете появилась фотография игроков Ромы, вместе позирующих для предсезонной командной фотографии. В то время, как вся команда совместно сгруппировалась, улыбалась и светила своим загаром, один человек встал незаметно в стороне, хотя он позировал для той же фотографии.

Это был Эшли Коул, который присоединился к вице-чемпионам Италии неделей ранее в поисках нового испытания после 15 лет на высшем уровне в английском футболе, в течение которых он сделал себе бесспорную репутацию одного из лучших английских фулбэков современной эпохи.

«Прятаться» было излюбленным словом, чтобы описать положение Коула на фотографии, тогда как пользователям интернета доставляло удовольствие подшучивать над тяжелой адаптацией англичанина в Италии. Более злобные читатели предположили, что он так и ни с кем не подружился.

15 месяцев прошли и Римское путешествие Коула закончилось совершенно непримечательно. Это позабавило его недоброжелателей, которые самодовольно заявляли о том, что пребывание Коула за границей стало, в конечном счете, провалом. Он попробовал себя в Италии и понял, что она не для него. Теперь, при сотрудничестве римского клуба, он расторг свой контракт и присоединился к Стивену Джеррарду в «Лос-Анджелес Гэлакси». Там ему будет хорошо. Даже если он ничего не выиграет или будет играть не слишком солидно, там ему будет хорошо.

Теперь позвольте мне сказать следующее: уважение Эшли Коулу. Уважение потому, что после ухода из «Челси», он мог сразу отправиться в США, Ближний Восток, Австралию или Азию, где имеется обилие денег и интерес к футболу кажется ненасытным. Потому, что в отличии от многих, кто только нахваливает технические качества испанского футбола, итальянскую страсть и необычайный темп немецкой Бундеслиги, Коул является частью очень маленькой группы английских игроков, отправившихся в континентальную Европу, чтобы испытать на себе европейских футбол, отличающийся от такой знакомой старушки Англии. Перебравшись в Серию А, Коул чувствовал, что он все еще способен что-то предложить на высшем уровне перед тем, как отправиться на спокойные заработки, что так любят делать его английские коллеги во время заката своей карьеры. 

Конечно, по-прежнему будет приманка в виде мадридского «Реала», который – пока там будет Флорентино Перес – будет продолжать заманивать лучшие таланты Премьер-Лиги, обещая богатства и славу. Майкл Оуэн, Стив Макманаман, Джонатан Вудгейт и, наиболее очевидный «галактикос» среди всех, Дэвид Бекхэм, называли Бернабеу своим домом в определенный момент своей карьеры, выступая там с различной долей успеха. Валлиец Гарет Бейл реализовал одну из своих детских мечтаний, подписав контракт с одним из крупнейших клубов Испании в 2013 году. Сейчас же, когда он не критикуется испанской прессой, он наводит полный беспорядок с защитные линии беспомощных команд Ла Лиги. Так что, кроме «Реала» и «Барселоны», в континентальной Европе нет особых направлений, куда бы стремились английские футболисты.

Макманаман, которого в Испании ласково называли «Эль Макка», полностью адаптировался к жизни в Мадриде, и его успехи – восемь трофеев, включая два кубка Лиги Чемпионов – делают его наиболее успешным англичанином, выступавшим за границей, со времен Гари Линекера. Хотя он получил лишь незначительное признание в Англии за его выдающиеся достижения в Мадриде, его отношение к новой культуре, безусловно, должно стать примером для всех тех английских футболистов, которые собираются отправиться выступать за пределы туманного Альбиона.

В отличие от него, Оуэн признал, что ему было трудно перестроиться к жизни в Мадриде со своей молодой семьей и долгая жизнь в отелях доставляла сильное разочарование. Он даже признал, что после игры в гольф со своими одноклубниками он чувствовал себя виноватым, зная, что его жене и дочке в отеле «совсем нечем заняться». Он чувствовал, что отсутствие должной поддержки со стороны клуба к его семье делало трудным процесс адаптации к столичной жизни. После лишь одного сезона, его жена захотела вернуться в Англию, а сам Оуэн потерял тот азарт и страсть от игры, которую получал в Премьер-Лиге. Тем не менее, Оуэн никак не сожалеет о переезде в испанскую столицу. 

Возможно, именно вопрос адаптации семьи останавливает английских футболистов перед переездом в другие европейские лиги. Возможно, женатые игроки с детьми просто не видят смысла в переезде в другую страну, в то время как неженатые и бездетные футболисты, которых особо ничего не держит в Англии, могут решить попробовать новую жизнь за границей на вкус. Учитывая молодой возраст, в котором многие футболисты, как правило, женятся, они предпочитают большую стабильность в жизни, нежели резкие изменения в карьере. Даже один из наиболее культивированных английских футболистов, Джек Уилшир, выставляет любовь к своей стране на всеобщее обозрение, и было бы даже трудно представить его, возможно, наиболее заточенного под испанский футбол англичанина, покидающим лондонские удобства ради нового вызова за границей.

Возможно дело в том, что английские игроки просто не видят столь же качественного футбола где-то еще, кроме Англии. Несмотря на не самые успешные выступления нашей национальной сборной, очень часто мы гордо называем нашу лигу лучшей в Европе и учитывая это, затем заявляем о превосходстве во всем мире. Как мы знаем, футбол был изобретен в Англии. Как выразился Сесил Родс: «Помни, что ты англичанин и, следовательно, уже выиграл приз в лотерее жизни». Если английская лига – лучшая в мире, то зачем ехать куда-то еще?

Том Инс, несмотря на все разговоры о его огромном таланте, покинул «Ливерпуль». Однако, после ухода из клуба в 19 лет, он вновь привлек к себе внимание во время успешного выступления к «Блэкпуле». Это должно было стать его дорогой на вершину, но летом 2014 он многих привел в замешательство решением отклонить предложение миланского «Интера» в пользу перехода в скромный «Халл».

Несмотря на то, что он был чрезвычайно польщен и считал «невероятной» возможность играть на Сан-Сиро, он отметил, что постоянную игровую практику в первой команде «Халла» ценит больше, чем переход в более статусный «Интер». Это довольно грамотное обоснование столь необычного решения, однако Ингс был отправлен в аренду в «Ноттингем Форест» через несколько недель после начала сезона, когда стояло ясно, что он не будет регулярно выступать в стартовом составе «тигров». После перехода в «Дерби Каунти», Ингс снова получил регулярную игровую практику и набрал хорошую форму, но даже тогда было трудно не задаться вопросом, а что же произошло бы, согласись он переехать в Италию. После того, как он вежливо отклонил это предложение, он сказал: «Я все еще надеюсь в один день отправиться играть в Европу». Но довольно трудно представить, что ему вновь поступит столь заманчивое предложение.

Рэйвел Моррисон, про которого сэр Алекс Фергюсон однажды высказался, как о лучшем молодом таланте в академии «Юнайтед», сейчас выступает в Италии за «Лацио». В то время, как Моррисон сейчас выступает за свой шестой клуб в карьере, его бывший одноклубник по академии «красных дьяволов», Поль Погба, является выдающимся талантом Серии А. Тогда как Погба накопил более 100 выступлений за «Ювентус» и 27 матчей за национальную сборную Франции, Моррисон запутался в череде ссор за пределами поля, с огромным разнообразием дел, включающих запугивание свидетелей судебного дела, нападение на людей, гомофобные угрозы и преступное причинение ущерба.

Настолько разительный контраст удивляет, учитывая то, что именно Моррисон, а не Погба, считался наиболее талантливым футболистом академии «Юнайтед». Моррисон покинул «Манчестер Юнайтед» и отправился в «Вест Хэм» в январе 2012 года, всего за два дня до своего 20-летия. Погба, которому сейчас 22, покинул Манчестер последующим летом того же года, когда ему было лишь 19. Их карьеры не должны были так разительно отличаться. Может, такое стечение карьеры Моррисона и объясняется тем, что он англичанин, и, следовательно, «уже выиграл приз в лотерее жизни»?

Моррисон провел лишь три матча за «Лацио», в каждой появившись на замену. Тренерский штаб жалуется, что он не прикладывает усилий, чтобы выучить итальянский, не нашел общего языка с командой и все свое время тратит лишь в окружении своей личной свиты. Теперь «Лацио» думает как-бы от него избавиться, выставив ценник лишь в 750 000 фунтов. «Манчестер Юнайтед» будет жалеть лишь о том, что отпустил одного из самых талантливых игроков современности в лице Погба. Но о потере Моррисона они даже вспоминать не станут.

Когда другой представитель группы эмигрантов из английского футбола, Джоуи Бартон, покинул Англию, переезд казался добровольным желанием игрока, более известного своими похождениями вне поля, нежели талантом на нем. В пользу Бартона говорит тот факт, что он сумел принять свое новое окружение на южном побережье Франции, где он провел год в аренде в «Марселе». В течение этого времени, он умудрился сказать бразильскому капитану «ПСЖ» Тиаго Сильве, что он похож на «толстого трансвестита», а также, что наименее спорно, проинформировал Златана Ибрагимовича о том, что у него большой нос. 

Однако, его вклад в футбольные дела своего клуба был довольно большим. Бартон провел 25 матчей, включая 5 в Лиге Европы. Вот как он сам оценил свое пребывание в «Марселе»: «Я провел целый год во Франции в фантастическом клубе и практически выиграл чемпионат. Также у меня сохранились невероятные отношения с болельщиками». Он не был настолько успешен в «Марселе», как его соотечественник, Крис Уодлл, 20 годами ранее, но полузащитнику настолько понравилось пребывание во Франции, что он хотел заключить постоянный контракт с клубом. Однако, «Марсель» был не в состоянии платить ту зарплату, которая была у Бартона в Англии, так что англичанин вновь собрал вещи и вернулся домой.

Джермейн Пеннант, в то же время, футболист, который своим выступлением довольно редко отрабатывает то время и средства, которые его клубы потратили на него. Пеннант, который, как у Эшли Коул, объяснялся перед сотрудниками полиции за вождение в нетрезвом виде, в конечном итоге стал более известен постоянными выходками на своих дорогих автомобилях. Трудно определить, что наиболее озадачивает: то, что он был продуктом школы Арсена Венгера в «Арсенале» или то, что в 24 года он был одним из лучших игроков в финале Лиги Чемпионов 2007 года, в котором «Ливерпуль» уступил «Милану». Тем не менее, когда подошло время покинуть Мерсисайд, Пеннант склонился к переезду в Испанию, став самым высокооплачиваемым игроком «Реал Сарагосы». Как и ожидалось, этот переход не оправдался. 

Первый в истории футболист, игравший с системой электронного слежения на ноге после тюремного заключения за вышеуказанное преступление, был отправлен домой после непрекращающихся опозданий на тренировки. В одном случае, как утверждал Пеннант, он опоздал из-за того, что его остановила полиция за превышение скорости по дороге на тренировку. Спустя некоторое время после этого, местная газета El Periódico de Aragón выпустила статью с подзаголовком: «Пеннант таков, какой он есть, и никто его не изменит».

К большому неудовольствию своих одноклубников, местных СМИ и болельщиков, англичанин не прилагал никаких усилий в изучении испанского, и, несмотря на его неплохие игровые качества, он редко вносил какой-либо вклад в результаты команды за те 25 матчей, что он провел за «арагонцев». Отрицательные комментарии в СМИ продолжились: «Пеннант, так и не адаптировавшийся к городу и клубу, абсолютно непродуктивен, несмотря на все свои качества». Клуб, наконец, отделался от него, когда «Сток Сити» решил вернуть вингера на родину. Несколько месяцев спустя, после лишь одного выразительного матча за «гончаров», с Пеннантом вновь связались из Испании. На этот раз по поводу автомобиля Порше с номерами P33NNT, который был оставлен за пределами железнодорожного вокзала Сарагосы пятью месяцами ранее. Сам футболист утверждал, что он якобы «забыл о том, что это вообще его машина». Теперь, в возрасте 33 лет, недавно он был подписан клубом «Тампинс Роверс». Не спрашивайте, мы сами не знаем, что это за клуб.

А теперь Джо Коул. Один из наиболее одаренных английских футболистов современной эпохи, который явно выделяется из этой группы англичан. Его футбольный талант, вкупе с приятным характером, принесли ему почти всеобщее восхищение. Однако в сборной по-прежнему не знали, куда поставить Коула. Все понимали, что Коулу больше подходит испанская или итальянская лиги, где умение обращаться с мячом более важно, чем физические данные. Тем не менее, свои лучшие годы он провел в лондонском «Челси», изо всех сил стараясь вписаться в высоко дисциплинированную схему 4-3-3, которой пользовался Жозе Моуринью. Несомненно, это был наиболее успешный период его карьеры, но в нем он пожертвовал своими творческими качествами.

В действительности, переезд Коула из Англии произошел довольно поздно, чтобы дать нам возможность полностью оценить его возможности. Аренда во Франции помогла ему на некоторое время забыть о давлении, которое на него оказывалось в Англии. Медленный и размеренный темп игры и жизни в «Лилле» подошел Коулу больше, чем жизнь на острове, где у него были постоянные проблемы с отсутствием физики/формы/везения во время пребывания в «Ливерпуле». Тем не менее, лучше поздно, чем никогда, и пребывание Коула в «Лилле» принесло болельщикам «догов» много положительных моментов. Но, как и с большинством других английских футболистов, переход состоялся лишь на правах аренды. Несмотря на все разговоры о надежде заключить постоянную сделку, очень немногие из них, в конечном итоге, завершились именно так.

Возможно, главным объяснением дефицита английских игроков за рубежом является банальный страх или нежелание учить иностранный язык. Это то, что укоренилось в психике англичан с раннего возраста, когда лишь немногие изучали иностранные языки, а затем, в последующие годы, рассматривали это как бесполезную практику, объясняя это всеобщим убеждением в том, что большинство людей на планете и так говорят по-английски.

Поэтому англичане боятся выставить себя дураками на чужой земле, так зачем им рисковать и ехать туда, где не все говорят по-английски? Это объясняет то, почему Пеннант чувствует себя более комфортно в Сингапуре, где английский является официальным языком, нежели в Сарагосе. Кажется, что для английских футболистов теплые европейские страны являются идеальным местом для различных вещей: отдыха и оздоровления, дорогих вечеринок и посещения лучших физиотерапевтов. Однако, все они не подходят им для полноценного переезда.

Тем не менее, все еще есть основания для радости.

Каждый раз видя недовольных и озлобленных фанатов «Астон Виллы» в холодном Бирмингеме, Майка Ричардс, должно быть, мечтал вновь оказаться во Флоренции, наслаждаясь видом с Понте Веккьо после утренней тренировки под тосканским солнцем. Летом 2014 года, разочаровавшись отсутствием игрового времени в «Манчестер Сити», крайний защитник покинул Англию и отправился в сезонную аренду в «Фиорентину». Ричардс гордился своим переездом в Италию в 26 лет, когда игроки обычно достигают пика карьеры.

Однако, по ходу сезона Ричардс так и не смог найти свое место в линии из трех защитников, которую использовал Винченцо Монтелла. «Это действительно печально, потому что я действительно обосновался здесь» - говорит Ричардс. «Я снимаю эту великолепную квартиру на берегу реки у Лука Тони. Мне нравятся мои одноклубники. Мне нравятся тренировки. Сам город просто невероятный». Таким образом, хоть он и вернулся в Англию после годичной аренды, Мика Ричардс заслуживает уважения за то, что хотя бы попытался сделать то, чего другие английские футболисты так боятся сделать. 

Натаниэл Чалоба, воспитанник академии «Челси», сейчас находится в аренде в «Наполи». 21-летний полузащитник, который родился в Сьерра-Леоне и переехал в Лондон еще ребенком, провел последние сезоны в постоянных арендах в различных чемпионатах, прежде чем в начале этого сезона перейти в «Наполи». Хотя он не так часто появляется в первой команде, он имеет возможность тренироваться с невероятным составом игроков, который ведет борьбу за скудетто и борется за победу в Лиге Европы. Именно в этом турнире Чалоба отметился невероятным голом в победном матче против варшавской «Легии» в декабре.

Как сообщалось на сайте FA, он полностью освоился к жизни в Неаполе, интенсивно изучая итальянский, и даже попросил своих одноклубников разговаривать с ним только на нем. Вот как он сам оценивает свой новый опыт: «Изучение языков – это нечто, что в любом случае пригодится в жизни, а проживание в стране, чей язык ты учишь, в этом только помогает. Это замечательный опыт, и для меня очень интересно видеть, как они играют в футбол, изучать их культуру, образ жизни и все остальное».

Несомненно, наличие игрового времени во второй части сезона станет ключом к его развитию. Чалоба, по крайней мере, является примером перспективного английского игрока с положительным и здравым отношением к делу, который рассматривает европейский футбол как возможность для собственного роста, а не как способ сохранить высокую зарплату или избежать неприятностей дома.

Другой бывший футболист «Челси», Майкл Мэнсьен, играл за «Гамбург» с 2011 по 2014 годы, появившись на поле 49 раз в рамках Бундеслиги. Он не был настолько успешен, чтобы стать таким же обожаемым, как Кевин Киган в течение трех лет в «Гамбурге», но, в любом случае, это был плодотворный опыт. И, как в случае с большинством молодых воспитанников «Челси», Мэнсьен так и не получил своего шанса в первой команде «синих». Однако, он сумел сделать вполне неплохую карьеру, во многом благодаря тому, что отправился за опытом в Бундеслигу.

Так с чем же связано нежеланием английских футболистов играть в Европе? Язык? Погода? Качество футбола? Деньги? Чувство юмора? Возможно, что мы сами не хотим отправлять наших ребят куда-то еще. Или же, мы, может даже и несознательно, отправляем туда только тех, кого сами больше не хотим видеть в Англии или от которых мы просто устали. Было бы интересно посмотреть, как бы Тео Уолкотт выступал в мадридском «Атлетико», а, скажем, Том Хаддлстоун покорял леверкузенский «Байер». Однако в конечном итоге, мы живем в эпоху огромного пузыря английского футбола: Премьер-Лига, Sky Sports, огромные деньги от спонсорских контрактов, иностранные владельцы и все их богатства. И по вашему телевизору постоянно кто-то повторяет, что именно Премьер-Лига лучшая в мире. Может быть, английские футболисты действительно «выиграли приз в лотерее жизни»? Зачем же им тогда ехать куда-то еще?

Перевод статьи Имона Фостера - In Bed With Maradona (The Guardian)

Фото: Twitter/AS Roma, Matteo Ciambelli/Sipa/Rex, Marcelo Del Pozo/Reuters, Katherine Anne Rose for the Observer, Roslan Rahman/AFP/Getty Images, Tom Jenkins for the Guardian, Michele Borzoni/TerraProject.