7 мин.

Гран При Европы: Ответ Росберга

Гран При Европы впервые с 2012 года состоялся. И состоялся он на абсолютно новом «тилькодроме» в Баку. Городская трасса в столице Азербайджана стала уже шестым автодромом под вывеской Старой части Света, сменив почившие в бозе две пары британских и испанских трасс, а также Нюрбург. Азербайджан, в свою очередь, стал второй союзной республикой после России, принявшей Королеву автоспорта.

Предыдущая трасса, олицетворявшая Гран При Европы, в Валенсии, просуществовала в Формуле 1 лишь пять сезонов и исчезла из мира гонок так же быстро, как и появилась, запомнвшись душещипательным полетом Уэббера над Ковалайненом и громко хлопнув дверью последним подиумом Михаэля Шумахера. Автодром в Баку, равно как и испанский, также городской, однако в нем удалось сочетать невероятную узость кольца Монако со сверхскоростными прямыми Монцы, что на выходе дало невероятно интересную трассу, напоминаемую  Минато Сити. В Формуле 1 подобным шармом обладала разве что трасса в Аделаиде.

После двух подряд побед Хэмильтона ситуация в чемпионате мира накалилась до предела, и, казалось, уже в Баку Льюис захватит лидерство в зачете пилотов. После в одни ворота выигранных сессий свободных заездов в решающий момент, в квалификации, трехкратный чемпион мира допустил роковую ошибку. Точно так же, как это сделал Ральф Шумахер, после чего его просто заклеймили. Или Макс Ферстаппен… Но они ошибались в Монако! Хэмильтон же вошел в поворот на несколько сантиметров уже на апексе городской трассы в Баку... Оторвав рельсом правое переднее колесо, Льюис вызвал красные флаги и стал инициатором великолепной интриги двух последних минут квалификации. Все пилоты ринулись на финальные попытки, но трафик был так велик, что не каждый смог продемонстрировать всех возможностей болида. Фелипе Масса и вовсе не успел на быстрый круг. Единственный, кто не участвовал в столпотворении – Росберг, гарантировал поул, ибо прекрасное время он успел показать как раз до того, как трасса была деактивировано его незадачливым напарником.

Герои

Нико Росберг впервые с 1 мая и российского Гран При доехал до подиума и не просто доехал, а одержал победу в доминирующем стиле, завоевав второй в карьере Большой шлем. Примечательно, что дебютный был получен как раз в минувшем Сочи. По этому показателю немец сравнялся с напарником, и среди действующих пилотов больше, причем, вдвое, имеет только Феттель. Однако Себастьян в последний раз отметился Большим Шлемом еще в бытность пилотом Red Bull на Гран При Южной Кореи во время его неподражаемой серии из 9 побед.

Нико творит историю сейчас. Триумфатор стал лучшим образцом тактики одного пит-стопа, проехав на использованном с квалификации SuperSoft недосягаемые для конкурентов 21 круг. Росберг, словно попав в немилость режиссеру, абсолютно игнорировался по ходу трансляции, а ведь его пилотаж и вклад в победу были поистине неподражаемыми. На второй половине дистанции у обоих пилотов Mercedes возникла потеря мощности на прямых в связи с выбором некорректного режима работы мотора. Команда не могла сообщить гонщикам, какую именно позицию переключателя на руле использовать не стоит ввиду новых правил касательно ограничений в радиопереговорах, действующих с этого сезона. И Нико оперативно проблему решил, ни на секунду не дав усомниться в своем успехе. Льюис же, промучившись, не смог даже бороться с Force India…

Серхио Перес

За три недели мексиканец уже второй раз на подиуме, невероятно! Примечательно, что только на дебютном пьедестале почета для Переса первую ступень на нем не занимал Хэмильтон. Наконец, тенденция сломлена, и Льюис остался позади, а Серхио завоевал седьмой подиум, сравнявшись с самым успешным представителем своей нации. Педро Родригес тогда, по ходу сезона 1971 года, погиб, Перес же, по современным меркам, в самом соку, проведя 101 гонку в Формуле 1 и принеся 4 подиум Force India из пяти в ее без малого девятилетней истории. В отличие от Монако, где место на подиуме было завоевано исключительно тактически, и на месте мексиканца мог оказаться другой представитель среднего звена, соверши пит-стопы чуть в более удачное время, в Баку Серхио поднялся на подиум вопреки. Вопреки штрафу в пять позиций за смену коробки передач, который он получил вследствие своей ошибки в финальной серии свободных заездов. Вопреки пилотам топ-команд.

По ходу первого круга Перес ворвался в пятерку, в одном повороте снаружи опередив разом и Квята, и Массу. Всю гонку следовал за парой Ferrari, попутно разделавшись с унаследовавшим от него первый ряд Риккьярдо. Неустанно следил за зеркалами заднего вида и прессингующим Хэмильтоном.  И продолжал стабильно штамповать низкое время круга, лучшее из которых оказалось всего лишь в полусекунде от времени победителя и лишь чуть медленнее, чем результаты Хэмильтона и Ферстаппена. Под финиш стало очевидным, что на 8 кругов более свежий, чем у Райкконена, Soft позволяет догонять и атаковать финна, чем Перес не преминул воспользоваться, войдя в первый поворот финального круга третьим.

Великолепный подиум для мексиканца, особенно на фоне 9 места более талантливого напарника, мучившегося от 31-кругового отрезка на SuperSoft. Но чего можно было добиться, стартуй Серхио, согласно его результату в квалификации, с первого ряда?

Себастьян Феттель

Молодой немец был на поуле трех предыдущих Гран При Европы, а в Баку уходил в бой лишь со второго ряда. Располагая болидом, не позволяющим бороться с Mercedes, Себ, тем не менее, не сдавался всю гонку, пытаясь навязать борьбу уходящему соотечественнику. Феттель не стал заезжать на раннюю смену стартового SuperSoft, как это сделали все, включая его напарника. Немец проявил характер, переждав гранулирование резины и пережив все препоны азербайджанской трассы, отправился в боксы лишь на круг раньше лидера. На том же самом 20 круге, что и Хюлькенберг, использовавший альтернативную стратегию и стартовавший на свежем Soft! (Стоит заметить, что обилие мусора стало отличительной особенностью азербайджанской трассы. Пакеты цеплялись за аэродинамические элементы Ferrari, а в Haas Грожана пришлось даже провести дополнительный пит-стоп для очистки радиаторов).

Да, в результате Себ на некоторое время оказался позади Райкконена, да на финиш Росберг все равно приехал почти на 17 секунд раньше, но Феттель боролся. И Кими оставил в 11 секундах позади.

Неудачники

Red Bull

Четырехкратные обладатели Кубка Конструкторов перехитрили сами себя. Пытаясь увеличить максимальную скорость на длинных проспектах городской трассы, в RBR уменьшили угол атаки заднего антикрыла. Снизив прижимную силу на задней оси, на выходе болиды получили склонность к пробуксовке, которая, в свою очередь, привела к повышенному износу резины.

Риккьярдо, стартовавший с первого ряда, уже на 5 круге был не в силах пилотировать на SuperSoft, без шансов капитулировав перед дуэтом Ferrari. Даже обувшись в свежий Soft, Даниэль не смог избежать повышенной деградации задней резины. И когда стартовавшая из конца десятки связка Перес-Хэмильтон, также уже совершившая переход на мягкую резину, как стоячего, прошла австралийца, в Red Bull пошли на последний оставшийся вариант. Совершив дополнительный, второй пит-стоп, австрийцы поставили прикатанный Medium, самый жесткий состав на трассе в Баку, и только он, на удивление совсем отчаявшихся представителей RBR, позволил раскрыть потенциал болида на длинной дистанции. За отрезок, который пара лидеров Гран При преодолела на квалификационном SuperSoft, дуэт Red Bull успел совершить два пит-стопа, перебрав все возможные варианты компаундов!

Наградой за «попадание в нужный состав» стала возможность обгона под финиш Хюлькенберга, мучившегося на нетривиальной стратегии 31-кругового пилотажа на SuperSoft, и попадание в восьмерку. Однако до 6 места Боттаса, ставшего квалификационным обидчиком Ферстаппена даже Риккьярдо осталось больше 8 секунд. Вот она, плата за лишний пит-стоп.

Еще хуже обстояли дела у фарм-клуба австрийцев. Toro Rosso eдинственная команда, сошедшая в полном составе. Оба пилота остановились со сломанной задней подвеской. Обидно, учитывая, что Сайнс блестяще боролся и к экватору гонки поднялся на 8 место, а Квят повторил лучшее достижение сезона, стартовав 6-м, как в закончившемся подиумом Гран При Китая.

Кими Райкконен

Порог подиума для современного Райкконена весьма неплохой результат. Однако, если учитывать, что он на трассе уступил Force India, уходившей в бой двумя рядами ниже, – неудача. Финн не проявил сообразительности вышеупомянутого напарника, заехав на единственный пит-стоп уже на 8 круге и, получив легкую жизнь в начале, начал страдать от износа резины в конце. Ситуацию усугубил отложенный штраф Райкконена. Пять секунд к финишному протоколу Кими «заслужил», заехав всеми четырьмя колесами за линию въезда в боксы в попытке срезать кусок финального поворота. Тот же трюк регулярно проходит в Интерлагосе, где пилоты ежегодно срезают поворот Arquibancadas, однако в Баку, выражаясь языком Райкконена, «те, кто назначают нам штрафы» сделали поправку конкретно для данной трассы. В Формуле 1 однажды была эпидемия пенализаций за пересечение белой линии, когда Шумахеры, Култхард и Масса получили drive through, что в итоге едва не привело к первой в карьере победе Райкконена. Но то была линия на выезде…

Впрочем, Кими на этот раз легко отделался. Тем не менее, это послужило причиной команде отдать приказ финну пропустить напарника на второе место. Райкконен потерял на этом пару секунд и далее больше не смог держаться в темпе своего лидера. Кими еще повезло, что Льюис оказался не слишком сообразительным и долгое время продолжал держать двигатель в наименее выгодном режиме работы мотора...