7 мин.

Гран-при Японии: Разбор полетов

Вполне себе тактически-стратегическая гонка за Большой Приз Японии стартовала ярким и судьбоносным дебютным кругом. В результате трех инцидентов с участиями обоих болидов Lotus на первых метрах сошел лидер общего зачета и пилот, доселе финишировавший во всех Гран При сезона.Кто бы мог подумать, что Фернандо Алонсо за два этапа растеряет 35 очков преимущества над Себастьяном Феттелем, которого Лауда уже списал после отказа генератора Renault в Монце?

Так или иначе, Фернандо не лидировал в гонках с момента своей победы на десятом этапе в Германии, в то время как Феттель, первым одержав две виктории подряд, сравнялся с Фернандо и Льюисом по максимальному количеству триумфов в сезоне. Как же такое произошло?

Контакт Райкконена и Алонсо

В своем сходе испанец может винить только себя. Находясь на подходе к скоростной первой связке он, имея полную свободу справа, зная, что сзади накатывает Райкконен, продолжал смещаться левее… Вплоть до контакта. Притом, даже в самом узком участке трассы справа от Алонсо было больше ширины болида до Баттона.

За аналогичный маневр Грожана дисквалифицировали на гонку! В то время как испанец при этом продолжает утверждать, что его  его зацепил Кими. Финн ушел внешними колесами на траву. Того, что не сделал Хэмильтон в Бельгии, у которого был еще и запас асфальта, из-за чего в итоге наказали только Грожана. Райкконен исполнил все, что мог, и Фернандо остался даже не предупрежден...

Конечно, я понимаю, что дисквалификация или хотя бы штраф в 10 позиций серьезно ударили  бы по шансам лидера чемпионата на титул, но гонки должны быть гонками. И если наказания выносятся, они должны быть логичными. Прецедент есть, а Алонсо остался безнаказан…

Да, он сошел. Но сошел по своей вине. В то время как Грожан не только поплатился сходом за резкое смещение в сторону Хэмильтона в Бельгии, но и пропуском Монцы! Тем не менее, стоит признать, что Алонсо лишился титула именно здесь, в Японии. И теперь, при минимальном преимуществе над Феттелем в зачете, испанец станет легкой добычей как минимум в борьбе за чемпионство. Прогнозы наших экспертов действительно оказались пророческими…

Ну, а Фернандо остается пожелать поменьше ездить в Россию и побольше следить за гонками.

Столкновение Грожана и Уэббера

Фернандо Алонсо не пролидировал ни одного круга уже в пяти гонках подряд. В Бельгии одной из причин продолжения данной серии был Роман. На этот раз молодой пилот стал причиной цепной реакции на выходе из второго апекса First Curve. По иронии судьбы он столкнулся именно с Марком, который угрожал и пытался выдавить Грожана еще на старте в Сингапуре. Однако Роман неисправим. И сейчас «наказал» главного «тормоза» пелетона уже на первом торможении, когда Уэббо оказался на его пути.

И тут в первую очередь стоит обратить внимание на штраф. Да, в последние два сезона видеть подобную жесткость стюардов стало привычным, однако, где же последовательность? В произошедшем следом эпизоде Сенна был наказан проездом по пит-лейну, притом что Грожан - десятисекундной остановкой в боксах! Роман – рецидивист? Но он уже отбыл дисквалификацию, потому никаких прошлых инцидентов приплетать не стоит. Ошибка имела место. Но она имела место в Сузуке, и отчет стоит вести с нее.

Да, Менселл наказал таким образом Шумахера в Сильверстоуне за удар в Кобаяши в прошлом году. Однако тогда это можно было списать лишь на маразм Большого Найджа. Сейчас подобного достиг уже и Уорвик?

Так или иначе, Грожан ведет абсолютно правильную линию поведения, не прогибаясь под прессингом окружающих. И, как абсолютно точно заметила одна из моих коллег, сам Михаэль Шумахер через это прошел. И его удар в Сенну в Маньи-Куре был встречен еще более жесткой реакцией со стороны бразильца, чем сейчас действовал разгневанный австралиец. Единственное, что удивляет, это регулярные уже оправдания француза. Зачем? Он просто боролся до конца.

Коллизия Сенны и Росберга

Увидев, как Грожан «провозит» Уэббера, Росберг ударил по тормозам. Сенна среагировать в послестартовой толчее не успел и ударом сзади сломал антикрыло Mercedes, ликвидировав Нико с гонки. С учетом вышесказанной строгости стюардов drive through выглядит двояко…

Тем более сыну чемпиона мира от этого не легче. Он итак уже проигрывает 6:9 в квалификациях Шумахеру, так еще и лавры единственного стопроцентного финишера пришлось отдать Райкконену.

Сенна же продолжил гонку и после смены переднего спойлера под пейс-каром, как и Грожан с Уэббером, активно сражался до финиша. Благодаря тактике двух пит-стопов бразильцу удалось в очной борьбе по внешнему радиусу в 130 R опередить франко-швейцарца. Однако большего достичь не удалось, ибо, когда Бруно нагнал Верня в борьбе за 13 место, резина была уже изношена…

Что до атаки на Грожана, она, хоть и была абсолютно логичной (в Lotus избрали для Романа стратегию единственной остановки, в то время как Сенна имел в запасе свежий soft на финальный отрезок), была исполнена очень четко. Баттон не рискнул атаковать Риккьярдо в этом месте, в то время как Бруно сделал просто блестяще. Хотя 130 R после аварии Мак-Ниша в последнем в карьере шотландца Гран При был перестроен, поворот все равно остался невероятно сложным, и гонщики, несмотря на полностью открытый дроссель, теряют в нем 500 об/мин мотора и испытывают перегрузки в 4,4 g! Скорость на выходе из 130 R является наибольшей на всей трассе Сузука, а потери на трение в повороте столь велики, что даже к финальной шикане болиды не могут достичь тех 320 км/ч, которые легко достижимы перед скоростным изгибом.

Спокойный Мальдонадо

Если Грожана не меняют штрафы, дисквалификации и всеобщее порицание пилотов, то его венесуэльский горячий коллега оказался гораздо менее стоек. Пастор не только ни с кем не столкнулся, но и не провел ни одной атаки на конкурентов… Конечно, прерывание безрезультативной полосы в 9 гонок само по себе великолепно, но чтобы превратиться в тривиального «доезжалу» – это абсолютный перебор.

Слышать «непросто обгонять» от пилота, болид которого позволял ехать быстрее и Force India Нико, и Lotus Кими, просто некорректно. Пастор не использовал более свежий комплект жесткой резины, чтобы реализовать его в обгон. Конечно, DRS Williams недостаточно эффективна на фоне большинства конкурентов. Но в случае Мальдонадо FW34 позволил продемонстрировать пятую максимальную скорость в пелетоне на отсечке, уступив лишь Toro Rosso и Шуми с Баттоном. Более того, на Сузуке никто не отменял и торможение перед треугольником Casio, где скорости еще выше.

На мой взгляд, пусть лучше гонщик атакует и борется до контакта, чем демонстрирует подобное безволие. И высшие чемпионы подтверждают мои слова. Или все уже забыли Шумахера и Сенну?

Статья опубликована в авторской колонке