8 мин.

Разбор полетов Валенсии

Гран При Европы в Валенсии, традиционно принимавший скучнейшие гонки чемпионата, стал самым аварийным в сезоне 2012.Стюарды выписали целых четыре штрафа. Два из них отразятся на пилотской диспозиции в ближайшей гонке в Сильверстоуне. Судьи высказали свои вердикты, но насколько они были последовательны и так ли были правы? Давайте рассмотрим аварийные эпизоды воскресного Гран При, не забыв также и о героях успешных атак на конкурентов.

Единственным однозначным эпизодом, на мой взгляд, был контакт Верня с Ковалайненом. В инциденте, без доли сомнения, виноват дебютант. Француз на прямой совершил абсолютно ненужное движение рулем в сторону параллельно шедшего конкурента. Обгон был еще далеко не совершен и действие ЖЭВа поистине озадачивает. Может, у пилота произошел нервный импульс, и сократившийся правый бицепс неосознанно дернул рулевое колесо вправо? Иных оправданий у Жана-Эрика быть не может. Потому вердикт стюардов, наказавших француза десятью позициями на старте следующей гонки, считаю абсолютно справедливым. Плюс к этому, пилот получил штраф в 25 тысяч евро. Возможно, причиной стал «небезопасный» доезд до боксов в условиях стремительно разбортирующегося колеса. Но вот факт того, что по решению Хорнера юному гонщику придется платить из собственного кармана, полагаю, слишком сурово для несостоявшегося еще спортсмена. И тем обиднее Верню, ведь это для него стал первый в карьере сход с дистанции…

В это уик-энд Toro Rosso ничуть не выигрывала у стремительно прогрессирующего Caterham, в результате чего и напарники вышеупомянутых героев также нашли друг друга в том же участке трассы… И если авария Верня и Ковы произошла на подходе к 13 повороту в зоне DRS, то столкновение Риккьярдо и Петрова после выхода из пресловутого поворота. В этой паре также атака была со стороны Toro Rosso, и после блестящего троекратного перекрещивания траекторий Даниэль вырвался на полкорпуса вперед. Однако оба пилота почему-то продолжили двигаться по своей обычной траектории, словно не обращая внимания на наличие оппонента. Результатом стал неминуемый контакт. И второй Lotus поехал в боксы за новым передним антикрылом. А у меня нет причин не разделять точку зрения стюардов. Типичный (правда, для зеленых дебютантов) гоночный инцидент. Никто не хотел уступать.

Далее рассмотрим инциденты с участием Кобаяши. Японец умудрился столкнуться с двумя соперниками и лишь после второго контакта сойти. Началось все с заминки с передним левым колесом Sauber, в результате которой Камуи уступил на синхронном пит-стопе с Кими, механики которого итак сработали не лучшим образом, проиграв дружине Алонсо. Таким образом, Кобаяши оказался вторым за Райкконеном в экспрессе, проходящем избравшего стратегию единственной остановки Сенну. Японцу повторить маневр финна оказалось не суждено. Стюарды наказали Бруно проездом по пит-лейну. И в этом эпизоде я однозначно с ними не согласен.

 

В это пространство справа от Сенны пытался просочиться Кобаяши

 

Камуи не хватало пространства, даже чтобы просто пролезть в зазор между Williams и стеной. Сенна, пропустив Райкконена, тут же начал закрываться, и Sauber повторять тот же трюк, что и Lotus, уже было бесперспективно. Однако горячий Кобаяши этого не прочитал. И, тем не менее, даже если исключить составляющую недальновидности японца, нельзя сбросить со счетов, что Камуи даже не успел поравняться с Бруно в момент контакта! Он просто проколол изношенный со старта soft бразильца и отправил оппонента в разворот.

Второе же сломанное переднее антикрыло стало финалом гонки для Кобаяши и причиной абсолютно справедливой последующей потери 5 позиций на старте Сильверстоуна. Камуи просто въехал в Ferrari Массы, потеряв точку брейкинга и проскочив апекс 13 поворота. Фелипе оставлял просто уйму пространства для маневра Кобаяши, однако японец все равно не смог совершить бесконтактный маневр. Тем самым Камуи полностью испортил гонку Массе, лишив пилота шансов побороться за очки и отправив отбывать позор в виде пропуска Lotus Петрова на той самой DRS-прямой…

Сенна же, несмотря на контакт с Кобаяши, несмотря на разворот и разорванное колеса, несмотря на пенализацию все равно добился своего! Бруно реализовал убийственную тактику одного пит-стопа и завоевал очко, опередив стартовавшего третьим напарника, когда Мальдонадо постфактум удостоился такого же наказания.За что же получил его Пастор, станет понятно, если разобрать успешный пример выполнения маневра венесуэльца.

 

Роман блестяще спозиционировал болид, и Льюису ничего, кроме капитуляции, не оставалось

Роман Грожан на 10 круге посредством филигранно исполненного маневра в 13 повороте по внешнему радиусу уверенно прошел Хэмильтона. Молодой пилот, используя DRS, блестяще поравнялся с чемпионом на самом жестком торможении трассы. Далее, несмотря на то что траектория была в пользу Льюиса и англичанин четко следовал ей, находясь на носовой обтекатель болида впереди, Грожан просто фантастическим движением смог юркнуть на апекс 14 поворота и выйти вперед! Невероятным здесь было уже просто просочиться между Хэмильтоном и «лежачим полицейским» шиканы…

Оценив столь безупречные атакующие действия француза, становится понятна некорректность пилотажа Мальдонадо, который, обладая несравненно большим преимуществом в скорости (у Льюиса резина была уже абсолютно изношена), не смог совершить маневр чисто. Стало понятно, что обгон не удался, еще до апекса 14 поворота. То, как выставил болид Пастор уже не позволяло войти в поворот вместе с Хэмильтоном. Более того, венесуэлец – в отличие от Грожана – уступал Льюису полкорпуса (!) болида. Таким образом, становится понятно, почему стюарды вынесли однозначный вердикт, не став приписывать аварии определение «гоночного инцидента». Не будь такого совершенного исполнителя как Роман… Хотя, вспомнив предысторию «взаимоотношений» Пастор-Льюис, судьи могли и на позиции венесуэльца в следующей гонке наложить руку. Ведь «долг за Монако» Хэмильтону Мальдонадо отдал еще на квалификации Бельгии, за что и получил штраф в 5 позиций…

 

Чтобы пройти поворот без столкновения Пастору оставалось лишь затормозить, что он не сделал

 

В отличие от безупречных действий своего напарника Райкконен ничего не мог противопоставить молодому пилоту McLaren, и в честном поединке был Льюисом бит сразу после рестарта. Однако болид из Уокинга изнашивал резину гораздо быстрее, чем его конкурент из Энстоуна, потому Кими через 20 кругов смог контратаковать своего обидчика. И, стоит заметить, что даже в таких неравных условиях Хэмильтон защищался просто блестяще, не оставляя шансов Райкконену на входе в поворот. И только двукратный занос заднего моста, который своевременно был Льюисом пойман, помешал McLaren эффективно разогнаться на выходе с моста, что позволило Lotus проехать его, как стоячего.

И в результате командного противостояния британских коллективов энстоунцы смогли приблизиться на расстояние лишь 11 очков в борьбе за 2 место Кубка Конструкторов. И все потому, что у Lotus был, кто подхватил знамя Грожана и захватил «серебро». В то время как у McLaren Дженс сгодился лишь на продление серии результативных финишей команды из Уокинга до 46 подряд. Впереди теперь только Ferrari времен Шумахера и Баррикелло, и их непревзойденной серией в 55 Гран При.

Но Дженсон все же старался и добился того, чтобы попасть в эту статью. Британец стал победителем принципиальной дуэли, которая шла с переменным успехом почти всю гонку. На 20 круге Баттон выиграл сражение, противопоставив DRS Переса внутренний радиус 13 поворота. На 40 круге Серхио вышел вперед в финальном повороте. Но на последнем круге Дженс все же склонил чаши весов в свою сторону, лучше сохранив свой medium, нежели мексиканец soft. Хотя за пару кругов до этого разница между пилотами достигала 4,5 секунд…

 

16 квалификационному времени Хейкки Виталий ответил 13 местом в гонке

 

На этой гонке сбылась мечта Caterham, и оба ее гонщика финишировали в одном круге с лидером! Хотя, благодаря новому правилу (точнее, вернувшемуся с 2007, хотя об этом принято забывать), которое, наконец, заработало, все пилоты смогли вернуться в круг во время нахождения автомобиля безопасности на трассе. В результате и Marussia впервые в истории также смогла не отстать на круг. Хотя и была на трассе лишь одна из-за проблем со здоровьем Тимо Глока. Но, даже если бы и не было этого расширенного правила «лаки дога», Caterham все равно имел шансы попасть в лидирующий круг, ибо просто великолепно провел гонку Виталий Петров! Ему как раз не пришлось отыгрывать 5,5 километров за пейс-каром, и затем Виталий даже 3 круга ехал в очковой зоне! Однако поставленный тогда же, когда и у победителя, medium (в Caterham сориентировались под пейс-каром и с трехкруговой разницей сменили прикатанный soft на prime, пока позади идущие конкуренты отыгрывали у пелетона круг) россиянин не в силах был сохранить в конкурентоспособном состоянии до финиша. Петров не Алонсо, и авария, скорее, позволила Виталию достойно закончить гонку, ибо на вынужденном пит-стопе он получил очередной свежий medium. И на новых покрышках уже легко опередил поврежденную Ferrari Массы. Пусть и с DRS, но для российских болельщиков это не важно. Главное, что на свежем комплекте Виталий обогнал и Фелипе, и Хейкки, резина которых держала болид, как на льду. 13 результат – лучшее достижение Петрова в новой команде, которое позволяет россиянину опередить весь квартет пилотов команд-аутсайдеров.

Для Вашего удобства, дороги читатели, ставлю ссылки на все упомянутые мной события

Статья опубликована в авторской колонке