Трибуна
7 мин.

В 80-х на матчах «Осасуны» играл музыкальный оркестр. Пили вино в паузах, ездили по стране и выступали на телевидении

От редакции: привет, это пользовательский текст из блога «Высоцкий» – территории испанского футбола на Трибуне. 

Все мы прекрасно знаем, что футбольный матч без звуковой поддержки фанатов уже не футбольный матч. Важность фактора болельщиков на трибунах неоднократно отмечали как спортивные комментаторы, так и сами футболисты вместе с тренерами – иногда рев домашних трибун может сподвигнуть команду на самые невероятные подвиги. На трибунах стадиона могут находиться не только обычные болельщики, но даже духовой оркестр – в случае памплонской «Осасуны» дело обстояло именно так. Ниже – история о том, как группа людей поддерживала свой клуб игрой на музыкальных инструментах, сопровождала его в разных городах, попала на телевидение и задала тон поддержки своего клуба для испанских фанатов, которые переняли его и стали использовать на остальных стадионах клубов Примеры.

Оркестр стал посещать матчи, чтобы поболеть за молодого таланта из академии, воспринимался как оригинальная новинка того времени и путешествовал за командой по другим городам

1980 год. «Осасуна» в год своего шестидесятилетия впервые за 17 лет добилась выхода в Примеру, а до этого выступала то в Сегунде, то в Сегунде Б. Это событие всколыхнуло Памплону – тысячи счастливых горожан высыпали на улицы столицы Наварры и все вместе праздновали выход команды в высший дивизион чемпионата Испании. В следующие несколько сезонов «Осасуну» признавали настоящим открытием чемпионата, поскольку она всегда давала бой сопернику, обладая далеко не самым сильным – и это мягко сказано – составом в лиге. Зато был молодой и перспективный тренер – Пепе Альсате, который тогда и вывел команду в Примеру.

Выход «Осасуны» в Примеру, естественно, повысил и без того безумное среди местных жителей внимание к команде. Так, в сезоне 1980-81 на детском секторе трибун Эль Садара, домашнего стадиона команды, впервые появилась группа людей, носивших с собой музыкальные инструменты – они располагали трубами, барабанами, кларнетами и даже саксофонами. Появились на трибунах они ради одного игрока – в то межсезонье из академии «Осасуны» в основной состав был переведен молодой талант Сантьяго Эспарса, и музыканты решили поддержать юное дарование исполнением музыкальных композиций прямо во время матча. Остальная часть команды, конечно, без внимания оставлена не была, и время показало преданность коллектива памплонскому клубу. Коллектив был назван «Оркестр из Марсильи» – по месту проживания большинства его музыкантов (Марсилья – небольшой муниципалитет в автономном сообществе Наварра – прим. автора).

Идея звуковой поддержки на трибунах сразу пришлась ко двору на секторе и в целом на трибунах. Народная музыка, которую играл коллектив, вызывала большую симпатию у людей, находящихся на стадионе, и на трибунах создавалась теплая и семейная атмосфера. Нравилось это и футболистам – как отмечалось, нотки исполняемых песен их даже заводили. Впоследствии стиль музыкального сопровождения матча ребятами из Марсильи был перенят болельщиками других команд и разросся по всей Испании.

«В то время это была оригинальная новинка, которая наполняла трибуны музыкой» – рассказывал кларнетист того оркестра Хайме Эскерро. Еще один музыкант, Хосе Мария Медина по прозвищу Эль Кобо, добавлял: «Мы всегда располагались под табло на трибуне Юг. Кроме того, с нами всегда была бутылка домашнего вина, из Монтико, и между делом мы то и дело делали по глотку вина из этих бутылок». Кроме того, тогда на трибунах «Эль-Садара» был популярен местный фанат по прозвищу «Паренек из Тафальи», который своими мощными выкрикиваниями по слогам названия команды «О-са-су-на» заводил толпу и поднимал ей настроение. «Этот парень висел на ограждениях как обезьяна, – вспоминал как-то Медина, – он всегда приходил туда, где располагались мы, но лишь чтобы выпить нашего вина».

«Осасуна», конечно, заметила возросшую активность на трибунах, которая начинала освещаться СМИ, и решила дарить оркестру билеты на все домашние матчи команды. По словам одного из лидеров того оркестра Рикардо Каталана, официально клуб выделял им 10 билетов, но на деле приходило столько людей, сколько хотело – в том числе друзья и знакомые членов оркестра. Изначально в коллективе было пятеро, но постепенно он разросся до 30 человек, которые музыкально сопровождали игры «Осасуны». «Почти всегда 14-15 человек от нас присутствовали на трибуне, – рассказывал Рикардо Каталан, – и количество людей менялось в зависимости от афиши матча и каких-то личных обстоятельств».

Помимо поддержки на родном «Эль-Садаре» оркестр ездил за командой и по другим городам, таким как Сарагоса, Мадрид и Барселона. С последним у оркестра особые отношения – в городе располагается Наваррский центр, где их всегда тепло принимали. Коллектив приезжал в Барселону либо чтобы поддержать команду в матчах против «Барселоны» или «Эспаньола», либо чтобы выступить на празднике Сан-Фермин (национальный праздник в Памплоне, проводится ежегодно уже более восьми столетий и длится одну неделю – с 6 по 14 июля – прим. автора), который организовывался этим центром. Союз оркестра и центра был очень крепок.

Крепок он был настолько, что в один момент даже разозлил одного из руководителей Наваррского центра – однажды Хуан Игнасио Кабила пожаловался на то, что на местном Сан-Фермине всегда выступал оркестр именно из Марсильи, и предложил пригласить оркестр из Кадрейты, другого наваррского муниципалитета. В итоге этот коллектив не смог приехать и вместо него пришлось снова вызывать парней из Марсильи. Рикардо Каталан рассказывал, что тогда по приезде в Барселону даже родилась шутливая песенка: «Оркестр из Кадрейты, оркестр из Кадрейты… нет оркестра в Кадрейте».

В 1988 году попали на телевидение, отбивались от контрактов и ездили поддерживать «Эспаньол» в Кубке УЕФА

Пика известности оркестр из Марсильи достиг в 1988 году, когда коллектив позвали на телевидение на программу «Утром», которую вел Хесус Эрмида. Все решила дружба одного из музыкантов коллектива, Висенте Мало, с музыкантом из другого оркестра под названием «Алькатрас». Последний обратился к Мало и попросил заменить их на телепередаче, так как они не могли выступить. Висенте согласился и с радостью передал это своим друзьям с оркестра.

Для телепередачи коллектив выступал одну неделю, с 28 февраля по 4 марта. После этого слава оркестра разошлась по всей Испании, и когда коллектив вернулся в Марсилью, весь городок вышел встретить их, а мэр Пака Каталан даже пригласила отобедать в лучшей таверне города под названием «Ла Милагрос».

Ясное дело, после такого коллективу из самых разных мест стали одно за другим поступать предложения выступить. Их звали выступить на Мальорке на празднике Порто Кристо, куда в итоге они поехали и где каждому заплатили по 25000 песет, а потом им предложили на постоянной основе переехать в Севилью и выступать там – оркестр отказался. В основном коллектив выступал в наваррских глубинках, но не забывал про матчи родной «Осасуны» и не пропускал ни один ее матч.

Однажды музыкантам из Марсильи поступило необычное предложение от «Эспаньола» – каталонцы впечатлились их звуковой поддержкой своей команды на «Монументале», тогда стадионе Эспаньола, и пригласили их поразвлекать публику на трех матчах «Эспаньола» в Кубке УЕФА. В 1989 году клуб подарил оркестру табличку с благодарностью за их работу, а успех клуба в матчах еврокубка, как оказалось, и вовсе зависел от присутствия этих парней на стадионе: «Все три игры, на которых мы были, «Эспаньол» выиграл – рассказывал Хайме Эскерро – последнюю игру он играл на выезде, на котором мы не поехали. Он проиграл».

Все закончилось в 1994 году – «Осасуна» вылетела в Сегунду и оркестр начал постепенно распадаться. После распада коллектива некоторые музыканты какое-то время вместе ездили в Тафалью на игры клуба «Пенья Спорт», в котором играл сын Рикардо Каталана – Сесар.  Впоследствии какие-то из музыкантов несколько раз встречались на разных праздниках в Марсилье чтобы пообедать, выпить вина и поностальгировать по золотым временам. За одним из таких ланчей Хосе Мария Медина сказал: «Это были лучшие годы моей жизни. Я бы не отказался прожить их еще раз».

P.S. К столетию клуба последователи этого оркестра, коллектив под названием «Молодой оркестр из Марсильи», исполнили гимн «Осасуны» прямо на поле «Эль-Садара» под светом стадионных прожекторов. Очень красиво и атмосферно.

 Фото: wikipedia.org