11 мин.

Однажды в Аргентине

Как пел Шарль Азнавур в знаменитейшей "Богеме", "я вам сейчас расскажу про те времена, о которых могут не знать те, кому нет двадцати. На Монмартре в то время цвела сирень, прямо под нашими окнами"...

И осенний Буэнос-Айрес был прекрасен. Одобряю популярное сравнение с Парижем. Тоже великолепный город.

В погоне за мечтами, без которых в жизни никуда, мечтами об Аргентине, футболе и танго, я поехал жить в Буэнос-Айрес, практически как на Монмартр - в самый центр города, в паре кварталов от площади Мая.

Национальный конгресс

Кстати, кварталами - cuadros - или, дословно, квадратами местные жители измеряют все расстояния. Весь основной центр расчерчен бесконечными проспектами и улочками, образующими приблизительно правильные геометрические фигуры. "A cuantos cuadros esta...?" - в скольки кварталах находится то-то. Или когда футболист рассказывает о своём прошлом: "Yo vivia a diez cuadros del estadio de Argentinos Juniors" - я жил в десяти кварталах от стадиона Архентинос Жуниорс (и поэтому пошёл тренироваться туда, например).

В отличие от героев песни Азнавура, обедавших раз в два дня, после легкого завтрака в отеле medialunas (примерно то же, что круассан, но не совсем) с кофе и апельсиновым соком, я отлично обедал, а ещё лучше ужинал. Аргентина в те времена была прекрасна, и даже где-нибудь в Ритце было приемлемо по цене. Кухня, похожая более всего на итальянскую. С прекрасным, настоящим аргентинским вином. Да под великолепное аргентинское танго, под которое даже после ужина ноги сами шли в данный танец. Эх... Ля боэме, ля боэме...

Наверное, при лучшей подготовке, я мог бы быть шпионом. Несмотря на мой самовыученный - по учебнику, песням да футбольным комментариям - испанский, 80% аргентинцев, в ресторанах или на улицах, считали меня за своего. Освоившись в центре, я мог и дорогу легко подсказать, когда спрашивали, в направлениях и кварталах, как положено. Остальные, что догадывались, делали это скорее по косвенным признакам, как нехарактерным серым глазам при вполне характерных и доминантных там чёрных волосах.

Обращались либо уважительно "сеньор", что прямо льстило, либо "Флако" - "Худой". Как Сесар Луис Менотти, например, тренер чемпионов мира-78. Вообще Аргентина - страшно нетолерантная по современным меркам страна. Когда обращаешься к незнакомому человеку, нет ничего страшного не только в тыканье, но и в тех же кликухах, приходящих в голову прямо "на ходу", как тот же "флако" или обратный вариант - "гордо", "толстяк". Представляете, вам даже не прилетит за такое! Это норма - называть всё своими именами.

А ещё аргентинцы делятся условно на три типа: "бланкос" (белые), часто потомки итальянских мигрантов (как хозяин отеля, где я проживал), обычные (средние) и... "негрос" (чёрные). Окликнуть даже и прохожего "негро" - тоже вполне себе норма. Кстати, собственно к неграм они никакого отношения не имеют, просто очень смуглые люди.

Негрос заслуженно пользуются плоховатой репутацией. Именно среди них чаще всего встречаются мошенники и проходимцы, как, например, таксист, который вёз меня от аэропорта в центр. Запросив и без того космические деньги за сию услугу, он сделал вид, что вместо второй моей сотни баксов получил десятку, которую достал откуда-то, и которых у меня с собой ни разу не было. И вместо сдачи требовал доложить какие-то ещё копейки. Пришлось очень агрессивно объяснить, что со мной такие обезьяньи фокусы не пройдут, чтобы он всё же вернул деньги. Осадочек сразу образовался такой, нехороший.

Конечно, всё это - больше условное деление, и среди негрос тоже полно прекрасных людей, но в целом да, вот так.

Знаменитый Обелиск. На нём начертано, что на этом месте впервые был поднят национальный флаг, а также дата, когда Хулио Рока и Николас Авежанеда постановили считать Буэнос-Айрес Федеральной Столицей (Capital Federal). На улице за ним мой друг Роберто Рольдан продаёт не менее знаменитый, легендарный спортивный журнал "Эль Графико". У него вы можете купить практически любые номера, начиная с самых древних и раритетных, времён Бернабе Феррейры и Карлоса Пеуселле. Мы обсуждали даже и Яшина, сам он фанат "Ривера", а мне подобрал журналов с наиболее славными моментами "Индепендьенте".

Буэнос-Айрес, особенно большой - это не только огни мегаполиса или прекрасные рестораны, но и районы победнее, так называемые вижас (по нашему - виллы, но смысл совсем иной) ), откуда родом многие знаменитые футболисты, начиная с самого - Диего Армандо Марадоны.

Однажды я отправился на тренировочную базу "Индепендьенте", находящуюся в Вижа Доминико - опасность буквально витает в воздухе даже днём. Как знать, если бы не сходил за местного хотя бы издалека... Конечно, нужны уэвос, чтобы там ходить. Одновременно это такая классическая Аргентина, со старой железной дорогой, строившейся ещё при Хуане Доминго Пероне, и набитыми до предела поездами.

Наверное, все уже утомились читать про меня (хотя без этого не обойтись и далее), но всё же, как видите, постепенно переходим к футболу. Помимо прочего, я поехал и к своим футбольным друзьям, у некоторых из которых родители играли на самом высоком уровне. Так, у одного отец в Аргентине играл за некогда славную "Атланту", которая в старые времена была принципиальным соперником самого "Ривера", но к тому времени скатилась в третий дивизион.

Зато в 80-ые в Испании стал идолом двух "Реалов" - "Майорки" и "Сосьедада". Будучи при этом "пятёркой" - опорным полузащитником. Такова была разница между уровнем аргентинского футбола золотых времён и Испании тех лет: конкуренция за места в элите была сумасшедшей, и даже в командах третьих дивизионов были более чем приличные игроки, которые преспокойно уезжали в вышку той же Испании, чтобы зарабатывать побольше.

А имя-фамилию не назову - пусть это будет конкурс для подписчиков. Сложно, но можно! С призом победителю, который тоже придумаю позже)

По окончании карьеры он занялся различным футбольным бизнесом с товарищами и партнёрами. В частности, например, образовательный центр, где за несколько лет, при успешной учёбе, можно стать тренером высшей категории, и тренировать хоть клубы Примеры - но туда, конечно, сразу никто не позовёт.

Или тренировочный центр для профессионалов, которые желают поддерживать форму во время поиска клуба, а также подготовка молодых игроков высококвалифицированными специалистами. Я там по приколу поиграл с колумбийцами лет 15, из которых кто-то призывался уже и в юношескую сборную - это, конечно, жесть, хотя был практически на пике физических возможностей. У нас в Петербурге только зенитовцы производят какое-то впечатление, и то уступающее. Остальные ползают и ковыряются, так можно и во дворе научиться играть. Вот так и узнаёшь на практике громадную разницу между отечественной и аргентинской подготовкой.

А третий бизнес был агентский, и одним из клиентов был Лусиано Легисамон, по причине чего мы часто посещали матчи "Арсеналя" из Саранди, где он тогда играл. Леги, как его все называли, на пике был неподражаем. Он делал всю игру "Арсеналя". Будучи невысоким, открывался на флангах (обычно - правый), технично принимал любые мячи, обыгрывался с партнёрами, обыгрывал соперников, забивал, раздавал... Вот так понимаешь, как играют лучшие аргентинские энганчес. Это фантастика.

А ещё там был постаревший, но всё такой же техничный правый защитник Адриан Гонсалес, который в лучшие времена точно мог быть в сборной. Тогда он уже заметно сдал в "физике", но совершенно прекрасно начинал атаки пасами на любые дистанции - его главное умение. У нас считается просторечием сказать, что игрок такой-то хорошо бьёт по мячу, а в Аргентине это вполне и термин - "como aquel jugador le pega a la pelota!" Как хорошо тот игрок бьёт по мячу! Включает понятие буквально всё: собственно удар, длинные передачи, стандарты (которыми славился Гонсалес). Меньше - передачи низом, где важны ещё тайминг, самообладание и концентрация, чтобы твой пас не перехватили.

Ходили не только на высшую лигу, но однажды заглянули и в третий дивизион, на старенький стадион буэнос-айресского "Эстудьянтес", которые принимали некогда славный "Платенсе" - за хозяев должен был сыграть сын знакомых моих знакомых, а именно вратаря чемпионов мира-86 - Нери Альберто Пумпидо.

Что более всего поразило, так это цена на билеты. По синенькой купюре в 100 песо с носа (25 долларов тогда). В Аргентине футбол - это бизнес, который сам себе зарабатывает. Даже в третьей лиге.

При этом даже в ней футбол напоминает "вышку", хотя и уступает в техническом оснащении игроков. Ещё ожидалось, что в "Эстудьянтес" неплохо проявит себя "десятка", вернувшаяся из Испании, и он был неплох, но куда круче оказался неизвестный энганче из "Платенсе" - играл по самой высшей школе аргентинского футбола, в духе самого Рикардо Энрике Бочини, Бочи! Накручивал соперников как хотел и раздавал креативнейшие передачи каждый раз. Каждое касание - как высочайшее искусство футбольной импровизации. Лично у меня чуть челюсть не отпала, и не только у меня. Футбольные профи тоже удивились, почему он не играет в Примере. Эх, жаль, забыл уже фамилии игроков...

А Пумпидо-младший, огромный центральный нападающий, в районе 190 см ростом (кстати, отец был небольшой для вратаря, 182 или 183), мало себя проявил, был лишь один крутой момент с его участием: принял, укрыв мяч корпусом от защитника, здорово развернулся и поразил штангу метров с 18-ти. В разговоре с отцом был раскритикован по полной программе, что надо играть гораздо агрессивнее, а в верховой борьбе от игрока с его габаритами у защитников соперника буквально головы должны трещать) Интересно, конечно, как видят игру профи.

Про матчи, наверное, можно много чего ещё вспомнить, при желании. Потом мне предложили одну из самых интересных вещей в жизни: представлять интересы наших игроков в России. То самое предложение, от которого невозможно отказаться. Причём, не только от одного агента, а от группы из нескольких, включая, например, Лео Родригеса - того самого, что блистал в сборной Альфио "Коко" Басиле в начале 90-х.

Получил лицензию АФА и заверенную старшими товарищами и их адвокатами авторизацию на ведение переговоров по их клиентам. В числе оных в те времена (сейчас, наверное, уже нет - даже не интересовался) был сам Пауло Дибала - надежда сборной на ближайший Мундиаль. А тогда паренёк, показывавший большой потенциал и уже очень хорошую результативность за родной "Институто". В Б Насьональ.

Этот чувак должен сказать спасибо, что я был так себе агентом)) Аргентинец в Италии или Испании - это хорошо и органично; оттуда можно уже в Англию, Германию или Францию. В России - так себе; скорее, для боевитых середняков, типа Эктора Бракамонте. Из техничных заиграл разве что "Питу" Барриентос, а из того же ФК "Москва" Макси Моралес всячески бежал, благодаря чему спас карьеру.

Наверное, именно игра во втором дивизионе смутила, в частности, спортивного директора или руководство одного петербургского клуба, а зря. Во-первых, в Б Насьональ всё время есть и сильные клубы. А уж сильные, талантливые игроки могут появляться вовсе везде - нет такого универсального механизма, чтобы они все сразу оказывались в клубах Примеры.

В общем, пока у нас "думали", быстро подсуетились итальянцы ("Палермо"), а дальнейшая история всем известна. Впрочем, устройство Дибалы у нас и не было в приоритете - молодой талант, который всегда успеет переехать.

Более всего плохо, что не удалось найти вариант для Легисамона. Возможно, я запрашивал несколько многовато; с другой стороны, это и логично, когда у игрока заканчивается контракт, и, соответственно, его трансфер клубу не будет стоить ничего - только контракт.

Не вызвал интереса, как ни странно, и Лисандро "Личита" Лопес - крупный, мощный и с неплохой скоростью центральный защитник, к тому же результативный: прекрасно играл головой и даже ударами "через себя" несколько раз забивал. Сделал неплохую карьеру в Европе, несколько раз призывался в сборную, а два года наз вернулся в Аргентину, уже в гранд - "Боку Жуниорс". А в те времена, кстати, тоже играл за "Арсеналь" де Саранди.

Не очень пошло дело. А жаль. Ненапряжное, а уж какая доходность, даже с моим процентом от агентского процента...

Мне кажется, тогда было многовато подводных камней. Сейчас всё проще. "Зенит" вот взял Мамману, который, может, и талантливее Лопеса, но точно не намного. Или Дриусси, которому б вообще ещё несколько лет учиться футболу в Аргентине...

Так что если кого что интересует по Аргентине, есть какие-то предложения или проекты - пишите.