7 мин.

Маэстрос/как надо играть за сборную Аргентины. Эрнесто Грижо

Эрнесто Грижо родился в 1929-м году в Ла Боке, на улице Полковника Сальвадореса, в типичной семье итальянских эмигрантов - у него было аж 8 братьев и сестёр. Фамилия, по идее, должна произноситься как "Грилло", но в Аргентине, конечно, всегда говорили "Грижо". Так же его научились называть и итальянцы - "Grigio", полагая это чем-то вроде прозвища.

Семья была большая, и одними лишь усилиями родителей прокормить всех было проблематично. Поэтому все 6 братьев с относительно небольших лет начинали работать. Экономическая ситуация в стране в те годы была относительно благополучная, и подходящую работу практически всегда можно было найти. В лавках требовались помощники, объявления тех лет обещали "10 песо и мясо", "10 песо и овощи" или "15 песо и хлеб". Так получался очень качественный ужин и ещё оставались какие-то деньги. Жизнь была достаточная, но не шикарная: например, не всегда имелся хороший мяч, что было вполне типично для тех времён, и играли каким придётся. И где придётся: в Барракас, Исле Исмаэль - в любых районах, в потрерос, дворах, бывших раньше обязательной частью формирования лучших аргентинских футболистов.

Вот и Эрнесто уже в юные годы проявлял себя в самых серьёзных баталиях. Уже тогда отличался своей знаменитой гамбетой - финтами не ради финтов, а всегда с продвижением вперёд. И всегда характеризовавшая его сила уже была заметна в пареньке. Сначала он играл за клуб сети аптек "Кане", потом перешёл в клуб "Руби", на улице Олаварриа, в паре кварталов от стадиона "Боки".

Слава уже гуляла, но, несмотря на место рождения и близкое расположение сине-золотых, в 14 лет его заприметил один из скаутов "Ривера" и пригласил на просмотр, который был успешно пройден. Там Грижо дошёл до старшей из юношеских команд и отыграл за неё целый год, но ему не нравилось, что Карлос Пеуселле ставил его правым вингером - он чувствовал, что будет лучше играть в центре. И попросил у Пеуселле трансферный лист, который тот ему отдал без проблем.

Карлос Пеуселле, вице-чемпион мира и один из величайших Маэстрос, подготовивших много игроков самого высочайшего уровня, отвечавший за молодёжные команды "Ривера", в тот раз допустил серьёзную ошибку - скорее всего, потому что ему просто не понравилось, что какой-то юнец сомневается в правильности его видения.

Очень быстро Грижо нашёл себе новый клуб - "Индепендьенте", где его просмотрели и согласились ставить на ту роль, на которую он претендовал - на позицию десятки. Так всё началось. Несколько лет (с 17-ти) отыграл за молодёжные и резервную команды, а в апреле 1949-го в 19 лет (тогда это было довольно рано) дебютировал в Примере в матче с "Чакаритой" ("Рохос" выиграли 3:2).

Вскоре в "Индепендьенте" сформировался один из самых знаменитых аргентинских атакующих квинтетов в истории: Микели - Чекконато - Лакасия (или Бонелли на позиции центрального нападающего) - Грижо - Крус. Команда с ними так и не стала ни разу чемпионом - в первую очередь, по причине недостаточно глубокого состава, что всегда важно в чемпионатах. И, тем не менее, это - одна из самых вспоминаемых людьми пятёрок, где-то сразу после Риверовской "Машины". По ряду причин. На поле они устраивали шоу и были столь хороши, что несколько лет подряд в полном составе играли и в основе сборной Аргентины - это при том, что в других клубах не было недостатка сильных и даже великих игроков.

Микели-Чекконато-Бонелли-Грижо-Крус (Бонелли вместо Лакасии на позиции центрального нападающего) влёгкую выиграли Чемпионат Южной Америки-55, в свойственной им манере превратив несколько матчей в шоу. Но, пожалуй, самая знаменитая история была двумя годами раньше. В товарищеском матче с англичанами в Аргентине, на "Монументале", в присутствии 85 тысяч зрителей.

Тогда ещё ходили нелепые легенды про страшных и непобедимых изобретателей футбола - и действительно, англичане, в своей манере, - блестящим ударом головой с подачи углового - открыли счёт на 41-й минуте первого тайма. И именно Грижо показал товарищам по команде, что нечего стесняться. Получив слева мяч от Чекконато, обыграл одного соперника, второго, третьего, вышел на вратаря - и, без единого сомнения, вколотил мяч над ним. Это был гол века до, собственно, официального гола века Марадоны всё тем же англичанам.

Гол Грижо ещё часто называли "невозможным"/"невероятным" - из-за того, что со многих мест на стадионе казалось, что забил он с очень острого угла. Но на хронике (к сожалению, сохранилось лишь завершение) видно, что перед разящим ударом над вратарём, попытавшимся перекрыть низ, он хорошо срезал угол, и оный был вполне себе нормальный.

Аргентина заиграла увереннее и превзошла англичан по всем статьям. Вскоре Микели вывел команду вперёд, а всё тот же Грижо ближе к концу матча установил окончательный счёт - 3:1. В честь победы над Англией, а также блестящего гола Эрнесто Грижо 14 мая (день, когда проходил матч) стал Национальным Днём футболиста в Аргентине. Ни больше, ни меньше.

Во всё том же 1953-м, только уже не сборная Аргентины, а "Индепендьенте", в туре по Европе просто уничтожил "Реал" Альфредо Ди Стефано на "Чамартине" - 6:0. Микели оформил хет-трик, а Чекконато, Грижо и Бонелли добавили по голу.

Забив внушительнейшие 90 голов в 192 матчах за "Индепендьенте", но так ничего и не завоевав (кроме вечной славы у болельщиков), наш герой в 1957-м переехал в Милан и перешёл в одноимённый клуб, где провёл три сезона, во втором из которых взял скудетто.

А в 1960-м вернулся в Аргентину, в Боку - не район, а клуб, где отыграл аж до 1966-го и солидного по тем временам возраста для завершения карьеры, особенно для игрока атакующего. Грижо уже не показывал высокой результативности, да и у "Боки", преимущественно, была стратегия выходить вперёд и удерживать преимущество, концентрируясь больше на обороне. Но всё ещё можно было увидеть того великого игрока: с прекрасным дриблингом, мощного, очень умело и охотно использовавшего корпус, что редко встречалось тогда среди атакующих игроков (не считая центральных нападающих), техничного, с превосходной игрой в пас и, как говорят в Аргентине, con gran despliegue - бывшего на поле везде. В атаке, помогавшего обороне, организовавшего игру из глубины и доводившего её до ума уже впереди. Стиль, который изобрёл ещё один великий инсайд Индепендьенте - Антонио Састре. С которым более всех прославился Альфредо Ди Стефано.

С "Бокой" Грижо трижды выиграл чемпионат Аргентины, а через несколько лет после завершения карьеры стал в ней координатором и тренером в молодёжных командах. Философия "Коко" (прозвище) была такова, что молодым игрокам можно дать намного больше и, соответственно, они нуждаются в нём значительно больше, чем взрослые. К славе он не стремился, и она даже несколько претила ему. Главную "Боку" он возглавлял только несколько раз на короткие периоды, пока она искала нового главного тренера взамен уволенному.

Проработал в "Боке" Грижо до 1986 года - времён полного бардака в клубе, когда решили не продлевать с ним контракт. Грижо воспитал множество игроков первой величины - таких, как Роберто Моусо (один из лучших защитников в истории "Боки" и рекордсмен по сыгранным за неё матчам), Оскар Руджери (один из лучших защитников в истории Аргентины, чемпион мира), Уго Перотти (крутейший вингер "Боки" - кстати, отец Диего Перотти), Марсело Троббиани (чемпион мира-1986), Альберто Тарантини (один из лучших левых защитников в истории сборной, чемпион мира-1978), в числе прочих.

Его нет с нами уже более 20 лет, но Эрнесто Грижо, без сомнения, в памяти людей и учеников, как один из лучших игроков в истории аргентинского футбола и один из величайших Маэстрос, образец профессионализма, искренней любви к футболу и своему делу. Как Карлос Пеуселле, не захотевший ставить его десяткой.