4 мин.

Великие команды Аргентины. Индепендьенте-1967

Клуб Атлетико Индепендьенте. Что вспоминается людям в первую очередь, если завести речь об "Эль Рохо"? Великая команда 1983-1984, выигравшая всё. Две серии Кубков Либертадорес: 1964-1965 и 1972-1975 (рекорд). Но именно между этими сериями была, вне всяких сомнений, одна из величайших команд в истории Индепендьенте и аргентинского футбола в целом.

"Одна из" - лишь из-за небольших сомнений, так как в конце 30-х у Индепендьенте была выдающаяся команда, побившая все рекорды результативности, с Арсенио Эрико, Висенте де ла Матой и Антонио Састре в качестве главных действующих лиц. И ещё одна была в первой половине 50-х, громившая Реал Ди Стефано на его поле 6:0, со знаменитым нападением Микели-Секконато-Бонелли-Грижо-Крус, которое в полном составе играло в основе сборной на протяжении нескольких лет.

Но вернёмся в 1967-й. Это был пик авежанедского футбола: в то время как Расинг покорял мир, их соседи из Индепендьенте буквально отлупили всех в национальном чемпионате.

В команде играли вратарь Мигель Анхель Санторо, защитники Роберто Феррейро и Рикардо Павони, все трое - легенды клуба. Но в данном конкретном случае они отошли на второй план. Легендарной команду делало абсолютно бомбовое нападение. Тот Индепендьенте был, наверное, последней широкоизвестной командой, игравшей в пять нападающих.

В те времена, когда в начале 60-х из Европы пришли учебники по катеначчо и прочему антифутболу, за которые тут же все засели, а Эстудиантес Субельдии, знаменитый своим антифутболом, уже готов был взойти на трон, игра в пять нападающих могла выглядеть как форменное самоубийство. Но на деле - ничего подобного. Индепендьенте громил большинство соперников и завершил Насьональ-1967 с феноменальными показателями: 12 побед в 15 матчах (2 ничьих и всего одно поражение) и невероятные для такого конкурентного чемпионата, как аргентинский, 43 забитых мяча - почти по три за игру! Пропущено при этом было всего 14 - по этому показателю "Эль Рохо" заметно превзошёл лишь уже упомянутый Эстудиантес (8 пропущенных), но при этом забили "Студенты" всего 19 - более чем в два раза меньше.

Столь фантастический результат обеспечивала, конечно, не тактика сама по себе, а феноменальные футболисты, позволявшие играть в таком ультра-атакующем стиле. Тактика - лишь следствие наличия подобных исполнителей. Справа действовали два Рауля - Савой (инсайд) и Бернао (вингер). Бернао был "Поэтом правой", которой, как несложно догадаться, владел блестяще. Быстрый и техничный дриблёр с точным и жёстким ударом по любым мячам, хоть сходу, хоть слёта - как угодно.

Бернао - часть последовательности великих аргентинских крайних правых нападающих Пеуселле-Муньос-Корбатта-Бернао-Хоусеман-Бертони. Как и у Корбатты с Хоусеманом, одно из его прозвищ было "Эль Локо", а для Даниэля Бертони, чемпиона мира-1978, Бернао был кумиром. Бертони с детства болел за "Эль Рохо", а в 70-ые сам играл за команду и выиграл с ней всё, что можно.

В центре нападения играл Луис Артиме. Близко не обладая какой-то выдающейся техникой, Артиме был прирождённым нападающим, голеадором: отправлял все мячи из пределов штрафной по углам ворот, отлично играл на опережение, в том числе и головой много забивал. Сдержать его было крайне трудно, он почти всегда находил свой шанс отличиться. По "бразильской" системе (с голами в разных товарняках) Артиме насчитал у себя более 1000 голов за карьеру. Как бы то ни было, его средняя результативность даже в официальных матчах составляет внушительные 0,78 гола за игру.

Левее и чуть в оттяжке относительно Артиме действовал другой легендарный бомбардир - Эктор Касимиро "Чирола" Жасальде, чья техника удара была столь отточена, что он с любых углов и в противоборстве с защитником частенько поражал верхние углы ворот своими мощными ударами. Жасальде был несколько более широкого спектра игрок, чем Луис Артиме, чем и объясняется его "оттянутая" роль.

А левого нападающего исполнял Анибаль "Эль Конехо" Тарабини. Его мало кто вспоминает даже в Аргентине, а между тем, на своём пике это был абсолютно выдающийся игрок, так как выделялся он даже на фоне всех тех монстров, что составляли ту команду Индепендьенте. Техника, сумасшедшая скорость, искусный дриблинг и, ко всему этому, феноменальный удар. Тарабини нельзя было давать и полушанса, но против человека с такими способностями это было крайне сложной задачей. А ещё он бил пенальти. Подходил и на силу, с подъёма вбивал по верхним углам. Мастерства равного нет.

В центре, под всеми ними, играл Маэстро - Хосе Омар "Пато" Пасториса, начинавший тогда как опорник, а заканчивавший свою карьеру как один из лучших аргентинских энганчес тех лет - столь техничен и креативен он был. И, да, удар у него тоже был - будь здоров. Тогда в Индепендьенте все били так, что дай боже каждому:

Вот таким фееричным было прощание с футболом старого стиля - атакующим, великолепным для зрителя, футболом чистого мастерства, против которого нет оружия. Легендарная кампания Индепендьенте-1967 стала блестящим памятником тому футболу.