8 мин.

Рекордсмен США в стипль-чезе перешел в этот вид спорта из-за травмы. И взял серебро на олимпиаде в Рио

Стипль-чез традиционно является вотчиной африканских спортсменов, в первую очередь кенийцев и марокканцев. Последним олимпийским медалистом, не имеющим африканского происхождения, был итальянец Алессандро Ламбрускини в далеком 1996 году. Американец Эван Джагер стал глотком свежего воздуха для фанатов бега с препятствиями, ворвавшись в разборки бесконечных кенийских гениев и марокканского француза Махидина Мехисси-Бенаббада на олимпиаде в Рио. В 2017 году он добавил к олимпийскому серебру третье место на чемпионате мира в Лондоне. Эван является действующим рекордсменом США в стипль-чезе, в который он попал из-за стрессового перелома стопы, будучи еще студентом.

На отборочных соревнованиях перед олимпиадой 2016

Эван Джагер выиграл все, что можно было выиграть на соревнованиях средней школы в Иллинойсе, завоевав титулы в кросс-кантри, беге на милю и две мили. Из средней школы Джейкобса он поступил в Висконсинский университет. После первого курса тренер Джерри Шумахер переехал в Портленд, чтобы создать профессиональную команду Bowerman Track Club под покровительством Nike, и Эван смело последовал за ним, также подписав контракт с орегонским производителем обуви. Это лишило его возможности соревноваться со студентами в NCAA, но расширило горизонты тренировочных возможностей.

На своем первом взрослом чемпионате США в беге на 5000 метров он занял третье место, хотя на тот момент ему было всего 20 лет. Это позволило ему впервые поехать на чемпионат мира по легкой атлетике. Казалось, лучшего начала профессиональной карьеры представить было нельзя, но затем стопа бегуна дала трещину.

В начале 2010 года Джагер стал ощущать дискомфорт в ноге во время пробежек. Он сделал небольшой перерыв и вернулся к соревнованиям, но боль не проходила. Кульминацией полугодовых мучений стал стрессовый перелом на чемпионате США в июне. В июле спортсмен лег на операцию, и начался его долгий путь возвращения в спорт, который занял почти год.

Кто такой Паскаль Добер, и почему без него невозможен Bowerman Track Club

Паскаль Добер – бывший стипльчезист, участник чемпионата мира и олимпийских игр в Сиднее. Теперь он правая рука Шумахера и творец лучшего бегуна с препятствиями в истории США. Эван Джагер ни разу не бегал стипль-чез до перехода в Bowerman Track Club, и именно Паскаль реанимировал его карьеру.

Паскаль Добер (в центре с атлетами)

Добер сам получал травмы, когда учился в колледже, но с пользой проводил это время, совмещая восстановление с изучением человеческого организма в поиске решений, как стать сильнее. Когда он присоединился к Шумахеру, то разработал комплекс силовых тренировок, которые стали проводить в клубе трижды в неделю. Большинство тренировочных групп, как правило, отводят только два дня в неделю на силовую работу, но для Bowerman Track Club – это ядро подготовки, определяющее функциональность атлетов.

В 2011 году на первой тренировке с препятствиями Джагер показал, что чувствует себя комфортно в новых условиях, поэтому он продолжил тренироваться с Добером. Они встречались не реже двух раз в неделю, чтобы обсудить основы растяжки, беговые упражнения, преодоление барьеров и ямы с водой. Эван просматривал в интернете старые забеги Паскаля.

«Я помню, как мы с Шумахером повернулись друг к другу и сказали: «Вау! Вот оно!», – вспоминает Добер.

Джагер выполнил квалификационный норматив, показав 8:20.90 на соревнованиях Oxy High Performance Meet, и теперь был допущен до отбора на олимпиаду.

«Перед отборочным стартом Джерри и Паскаль сказали мне, что я способен войти в олимпийскую команду и выиграть отбор, – говорит Эван. – Я был уверен в себе, но не верил им до конца, пока не пересек финишную черту».

За время между отбором и Олимпийскими играми в Лондоне Джагер первый раз побил национальный рекорд (8:06.81) на этапе Бриллиантовой лиги в Монако. Тот забег показал, что он может соревноваться с лучшими в мире, и через две недели он это подтвердил, финишировав шестым в финале олимпиады.

На олимпиаде в Лондоне (2012)

Рекорд США и провал в Пекине

В 2015 году на этапе Бриллиантовой лиги в Париже Джагер лидировал, но упал на самом последнем барьере перед финишем. Помимо упущенной победы он также не смог разменять 8 минут, в стипль-чезе ранее это удавалось только африканцам. Тем не менее итоговые 8:00.45 стали новым национальным рекордом и закрепили бегуна в мировой элите.

Но неожиданно для всех чемпионат мира в Пекине закончился для Эвана только шестым местом.

«В том году я вышел на новый уровень физической формы, на котором не был ранее, и решил сделать ставку на медаль в Пекине, – рассказывает атлет. – Конечно, я хотел попасть в призы, но тот забег в Париже заставил меня думать, что я точно буду на подиуме. Паскаль отмечал, что тем забегом я хотел доказать всем, что они неправы. Я использовал опыт Парижа в качестве мотивации, но в негативном ключе».

На чемпионате мира в Пекине (2015)

Осенью Добер и Джагер сели вместе, чтобы оценить прошедший сезон и начать подготовку к олимпийскому году.

«Ты хочешь преуспеть на чемпионате мира, потому что это самое важное событие, но ты не должен позволять тому, что произошло в прошлом, влиять на твой бег», – сказал тогда Паскаль.

Рио

Эван предсказуемо выиграл национальный отбор и отправился в Рио в ранге одного из фаворитов. Но состав финалистов явно не обещал легкой медали, что и доказал конкурентный Пекин. Однако в этот раз американец сам задал темп бегу, оптимальный для себя.

«Я был рожден для стипль-чеза», – сказал Джагер в интервью после финиша.

Он стал вторым вслед за кенийцем Консеслусом Кипруто и доказал, что вам не обязательно надо быть африканцем, чтобы преуспеть в беге с препятствиями.

За несколько недель до Олимпиады Эван обсудил стратегию забега со своим тренером Джерри Шумахером. Они решили, что если темп в финале будет медленным, Джагер не должен бояться выйти вперед и поднять его. Именно так и произошло.

Забег начался медленно, поэтому бегун вышел вперед и взвинтил темп, за ним пошли кенийцы Кембои и Кипруто, а остальные отвалились.

«Я определенно не думал о том, чтобы взять на себя инициативу так рано и контролировать забег до финиша, но в тот момент я почувствовал, что мне нужно это сделать, – рассказывает Эван. – Я увидел, что группа распалась, когда остались только я, Консеслус и Кембои, и понял, что надо продолжать».

Финальный забег в Рио (2016)

«Я думаю, что сегодня я провел идеальный забег. Это были чистые эмоции. Я наслаждался каждой секундой».

Травмы и новое возвращение

«Я думал, что смогу еще раз стартовать – и я стартовал. Но на тот момент, в августе 2018 года, я понятия не имел, что это будет мой последний забег на ближайшие 18 месяцев. 2019 год я пропустил полностью из-за травм.

В мае 2018 я впервые заметил проблемы: у меня была странная боль в животе, которая становилась все хуже в течение сезона, и она медленно начала переходить в пах и приводящую мышцу. Я не мог выполнять силовые упражнения, не мог даже встать с дивана без боли, но я мог бегать – и я продолжал соревноваться.

Я выиграл национальный титул в июне, пробежал 8:01 в Монако в июле и примерно за 10 дней до этапа Бриллиантовой лиги в Цюрихе я сделал одну из самых тяжелых тренировок. После бедро стало болеть еще сильнее. За день до старта в Цюрихе мне сделали МРТ, потому что мы подумали, что это стрессовый перелом бедра. Но оказалось, что у меня был разрыв подвздошной мышцы, одной из мышц-сгибателей бедра.

Я неплохо пробежал, финишировал третьим, но я помню, как тяжело приземлился в яму, что спустя несколько месяцев приведет к перелому таранной кости в моей лодыжке. Сначала мне поставили неправильный диагноз, и после семи недель перерыва мне стало лучше. Я снова вернулся к тренировкам, но каждый шаг причинял боль. Я знал, что-то не так.

По мере того, как я постепенно восстанавливал свою физическую форму, я знал, что мне придется пропустить чемпионат мира в Дохе. Я был расстроен, но к тому времени мое тело снова начало чувствовать себя хорошо во время бега, так что я был в лучшем психологическом состоянии: я начал готовиться к сезону-2020.

И я вернулся.

В этом не было ничего особенного, миля в помещении в январе на небольшом соревновании в Сиэтле, но я помню, как я был взволнован, когда снова прошел через всю эту рутину: путешествовал с товарищами по команде, выбирался на пробежку накануне для разминки».

Отборочные старты на олимпиаду в Токио пройдут в Юджине с 18 по 27 июня.

Фото: Sports Illustrated; Bowerman Track Club; olympedia.org; dyestat.com; evanjager.com; Getty Images/Jewel Samad; instagram.com/evanjager