8 мин.

Полный назад. Как «Финикс» добровольно отказался от борьбы за плей-офф, хотя его там никто и не ждал

Полтора месяца в этом же блоге я написал статью под названием «Газ до отказа. Как «Финикс» рвется в плей-офф, хотя его там никто не хочет видеть, потому что все ждут «Оклахому». На заглавную фотографию были помещены Хорнасек и Горан Драгич. У Драгича, как тогда казалось, были горящие глаза и взгляд, полный энтузиазма. Давно это было, еще до Беды. Вообще-то этот блог совсем не про «Финикс», и, если не случится ничего совсем уж экстраординарного, после этой статьи освещение самой аризонской баскетбольной команды лиги в этом сезоне можно смело считать делом оконченным. Я бы, может, и сейчас промолчал, но трудно не поддаться искушению, когда на несколько дней именно «Финикс» стал самой обсуждаемой командой лиги, пусть и путем самоличного нанесения себе ощутимых телесных повреждений.

«Бедой» абзацем выше, как вы догадались, это я так недавно состоявшийся дедлайн обозвал. О его итогах можно спорить очень долго, тем более что ответы на большинство вопросов мы сможем узнать только по прошествии времени. Кое-что, впрочем, можно заявлять совершенно открыто – у «Финикса», изменившегося и не в лучшую сторону, теперь практически нет шансов на попадание в плей-офф. Если это случится (а это случится), то «Санс» останутся без плей-офф в пятый раз подряд, присоединившись к теплой компании ненавистников игры в баскетбол поздней весной из «Сакраменто», «Миннесоты» и «Детройта». Возможно, какими-то иллюзорными возможностями сиюминутных свершений можно было бы пожертвовать ради грядущего с неизбежностью достижения тех райских богатств, что обозначены в прейскуранте Адама Сильвера, но в нашем случае мы имеем дело с черт знает чем. Впереди туман, позади обман, что вы сделали с нашей мечтой.

Райан Макдона ощутимо нервничает и ведет себя крайне агрессивно. Воля ваша, но что-то тут нескладно выходит, совсем не так, как он сам и все мы себе представляли. В каждом своем интервью на заданную тему генеральный менеджер под свет лучезарной и полуидиотической (даром, что выпускник Йеля) улыбки оставшегося в клубе еще с прежних времен Лона Бэбби авторитетно заявляет, что пришел в «Финикс» только с одной целью – сделать так, чтобы «Санс» смогли претендовать на чемпионство. Это немного непривычно, потому что в последний раз слова «Финикс» и «чемпионство» в одном предложении произносил Микаэль Пьетрус в декабре 2010, после чего от него быстро избавились, и с тех пор неплохого универсального защитника вроде бы видели только на берегах Новой Англии, а потом он и вовсе пропал. Впрочем, цель, конечно, благая. Проблема только в том, что решительно непонятно, как браться за ее реализацию. С чего начинать-то? Вроде бы все методики построения чемпионских команд давно известны, но получается почему-то все равно только у избранных. Прошло уже полтора года, а пока что никак к этому не приблизился и сам Макдона.

Самое страшное в НБА – это погрязнуть в местечковости и середнечковости. Стать «Денвером», короче говоря. «Финикс» последних лет, за исключением ужасающего сезоне 2012/2013, изображает «Денвер» даже лучше, чем сам «Денвер». Занять девятое – десятое место, получить какой-нибудь странный выбор на драфте, выбрать ненужного игрока, начать заново, и повторится все, как встарь. Ты ничего не можешь сделать, Райан. Это Финикс. Макдона заметил то, к чему в итоге пришла команда, и ему это не нравится. Он бы хотел выбраться из всей этой передряги, но максимум той команды, которую он построил – это героически бороться за плей-офф, покорять сердца сторонних наблюдателей своим неукротимым духом, а в конце получить похвалу от самых понимающих в мире болельщиков в стиле: «Молодцы, ребята, это ведь не они такие, а жизнь такая». Многие признаются в любви и прочих неоднозначных чувствах нынешнему «Финиксу», но на поверку оказывается, что им либо совершенно безразлична судьба команды, либо они ее втайне ненавидят. В любом случае, вся эта зрелищность и непредсказуемость никак не может заменить результата, который является единственным мерилом деятельности генерального менеджера, да и просто оценкой исполнения трудовых обязанностей всеми членами команды.

Рассказав чуть выше про «нынешний «Финикс», я все еще пользовался настройками четырехдневной давности, которые были актуальны до тех самых безумных тридцати минут в истории команды. Сейчас это уже более-менее другая команда, которую Макдона наверняка рассматривает как переходный этап к решительному прыжку в баскетбольную элиту. Основная его задумка заключалась, как видится, в том, чтобы немного освободить место в платежной ведомости для того, чтобы иметь этим летом возможность побороться за какого-нибудь сверхзвездного свободного агента. Теоретически это хороший план, но он не сработает, потому что нет никаких предпосылок, что летом 2015 года Марк Газоль и Ламаркус Олдридж решат, что с ними слишком плохо обращаются в родных командах, называют земляными червяками и заставляют «стоять в углах». Едва ли они поймут, что благодать наступит только в том случае, если они присоединятся к силам Света, которые олицетворяет «Финикс». В качестве небольшого прогноза – в конце концов, Макдона временно сойдет с ума от всех этих отказов и выпишет максимальный контракт хорошему парню Полу Миллсэпу, хотя он игрок совершенно не того уровня и не той позиции, что нужны «Финиксу».

Многие ругают «Санс» за то, что они отдали выдающийся пик «Лейкерс», последний дар Стива Нэша, получив какую-то муть от «Кливленда» и «Майами». Вообще, это, конечно, неправильно, но если учесть, что за исключением (да и то пока не подтвержденным окончательно) Алексея Леня «Финикс» последний раз хорошо провел драфт в 2002 году, выбрав Амаре Стадемайра, становится понятно, что все эти драфт-пики – это игры для других людей, которые действительно знают в них толк. Короче говоря, построить чемпионскую команду через драфт не получится. С помощью приобретения свободных агентов тоже, как уже было доказано немного выше. Если же снова обратиться к истории, то в новом веке «Финикс» подписал двух качественных свободных агентов – Стива Нэша в 2004 и Горана Драгича в 2012. Напомню, что Нэшу в 2004 год шел уже четвертый десяток, и он был никому не нужен; Драгич был помоложе, но на части его тоже не рвали. Это все, чего удалось добиться за последние пятнадцать лет.

Несколько полунамеков, одно прямое упоминание – пожалуй, пришло время расставить разобраться раз и навсегда. Горан Драгич решил, что пора разливать бензин бочками и жечь все мосты, что ведут в Аризону. Его принято ругать за то, что он слишком поздно заявил об отсутствии веры в организацию, и это действительно был не самый изящный жест на свете. Впрочем, давайте постараемся его понять, ведь не может же так случиться, что Драгич внезапно стал воплощением зла.

 В прошлом году Драгич был явным лидером команды, которая неожиданно для всех до последнего патрона боролась за попадание в плей-офф. Он получил всемирное признание, попал в третью символическую сборную по итогам сезона, у него брали интервью все ведущие издания. Короче говоря, словенец купался в лучах славы. Ему удалось добиться своей цели, ради которой он работал много лет, пройдя через внушительную череду разочарований. Ведь кем он был до 2014 года? Запасным игроком, балластом, которого меняют от безысходности, нестабильным юношей, сомнительным лидером одной из худших команд лиги. У него был плей-офф 2010 года и третий матч серии против «Сан-Антонио», но в целом его объективный баскетбольный портрет явно не соответствовал тому, который он рисовал у себя в голове. Ему хотелось показать всем, что они просто не знают, на что он действительно способен. Показал. И вдруг опечалился. Его поразила обыденность обстановки, ему показалось странным, что мир не переменился сию же секунду и что ничего, решительно ничего не произошло вокруг. Сразу же после того, как сбылись мечты идиота, «Финикс» подписывает новый контракт с играющим на его же позиции Эриком Бледсоу и приобретает Айзею Томаса. Опять-таки, на его же позицию (кстати говоря, идея с тремя разыгрывающими в составе – лучшее, что придумал штаб «Финикса» со времен перевода Хедо Тюркоглу на позицию четвертого номера осенью 2010 года; даже странно, что обе идеи не сработали). Что? Зачем? Почему?

Можно сколько угодно обвинять Драгича за его несвоевременный демарше, но обвинять следует только за несвоевременность, а никак не за сам факт. Его роль существенно изменилась, он больше не мог быть тем игроком, каким являлся год назад в силу более ограниченного функционала. Макдона понимал, что с Драгичем в ранге первой звезды и человека, ведущего игру, ему никогда не построить элитную команду; Драгич понимал, что для дальнейшего прогресса и реализации своих способностей ему нужно уходить. Жаль, что все вышло именно так, но эта бомба не могла не взорваться. Странно только, что Макдона этого не замечал. Вероятно, он думал, что наличие в команде родного брата Зорана перевесит для Нужного Драгича все игровые минусы. Он неплохо вложился в свои риски, дав более полутора миллионов в год баскетболисту, единственная ценность которого заключалась не в профессиональных качествах, а в фамилии. Не сложилось, как принято говорить, не фартануло.

Это все бы еще ничего, если бы Макдона, расплатившись за собственную ошибку, немедленно решил ее повторить. Выменянный из «Милуоки» Брэндан Найт всю жизнь был разыгрывающим, и не просто разыгрывающим, а выпускником той же самой системы, что и Бледсоу. Они не смогут продуктивно играть вместе, а выходить со скамейки запасных, как это уже случилось во вчерашнем матче с «Чикаго», Найт вроде бы не хочет, да и статус «игрока, почти поехавшего на Матч всех Звезд», не позволяет. Летом ему придется давать новый контракт, и я совсем не уверен, что его сразу же не обменяют. Хотя, возможно, в этом и заключается план Макдона по захвату мира? Если не получается построить чемпионскую команду через драфт и через подписание свободных агентов, остаются только бесконечные обмены. С точки зрения оптимиста, из нынешнего состава «Финикса» за чемпионство можно бороться только с Бледсоу, Маркиффом Моррисом и здоровым Алексеем Ленем. С точки зрения пессимиста – для высоких целей нужно избавляться от всех, кроме Леня с учетом его дальнейшего прогресса. Что думают по этому поводу реалисты неизвестно, потому что они давно отвернулись от «Финикса.

Иными словами, если этот дедлайн что-то и показал, так это то, что «Санс» будут перестраиваться еще очень долго, и процесс этот будет мучителен и труден. Если вам почудилось, что последние полтора года они жили в гармонии с самими собой, с собственным стилем и образом, то вы сильно ошибались. Если же вам казалось, что в команде хорошая атмосфера, как это было в лучшие годы, то вы ошибались еще сильнее. Уважаемые болельщики, пристегните ремни, команда входит в зону турбулентности.

 

Фото: Fotobank/Getty Images Sport/Victor Decolongon