9 мин.

14 вопросов «Семнадцатому номеру»

Валера Полевиков – спортивный журналист нового поколения, автор телеграм-канала «Семнадцатый номер» и журналист сайта Гол.ру.

– Вы помните, когда впервые заинтересовались спортом? Сколько вам было лет? Это был какой-то матч или турнир, который вас заворожил?

Мне было шесть, на матч «Тобола» (казахстанский футбольный клуб) меня привел папа. Сидел у мамы на руках, смотрел на поле и думал что-то вроде: «Я не знаю почему, но мне это нравится».

– Ваша семья имеет какое-то отношение к спорту и спортивной журналистике? Ведь у нас же есть целые династии спортивных журналистов…

– Да, я занимался футболом. Сейчас только бегаю и иногда хожу в зал.

– Почему выбрали спортивную журналистику как сферу работы? Подростковая мечта, ставшая реальностью, или осознанный выбор во взрослом возрасте?

– Любовь к футболу, неумение делать другое, любовь к словам и, наверное, маленький талант как-то необычно или емко подбирать слова. К 20 годам понял, что нужен какой-то повод для рывка. Я тогда жил в Казахстане, в провинции, хотелось переехать и окунуться в какое-то другое общество, другой мир. Который казалось мне более интересным, чем то, что происходило вокруг меня до этого.

– Есть ли у вас профильное журналистское образование? И вообще, как считаете,  журналистике можно научиться? Как бы вы оценили роль профильного образования в профессии?

– Да, я отучился на журфаке 4 года, но без восторга, конечно. У меня восторг вызывало скорее то, что это был Екатеринбург: это красивое здание в самом центре города  – приятно. Но люди вокруг мне особо никогда не были интересны – я был обособленным. Но окружение все же культурное, понимающее, умеющее связно мыслить. Все, чему меня учили, сколько мне дал журфак в плане знаний и прикладных умений – наверное, процентов десять [от того, что я сейчас умею – Прим. Ред.].

На самом деле любая учеба таких профессиях – абстрактная вещь, мы не медики или юристы. Очень мало конкретных знаний, есть общие, и они подаются еще более обобщенно. В таких профессиях, где умения абстрактны, нужна практика. То, чему меня пытались научить – это нужно не выучить, а понять. Этот принцип я сформулировал к курсу 3, но на подсознании он был у меня все время: «Да я знаю, как вы делаете, я это пойму и буду делать по-другому».  Из-за этого может быть были проблемы в детстве, моё нежелание делать как все. Я был ребенком со свойственным максимализмом, было постоянное осуждение со всех сторон, но сейчас все в порядке.

– Вы говорите, что журфак многому не научил. А что научило? Практика, постоянные собственные выводы из ситуаций, может, у Вас был собственный наставник?

– Что учило… если говорить о людях, то меня никто никогда не учил в духе «делай так». Меня часто называют учеником Уткина, но это не совсем точно. Короткая история. В 2017 году «по приколу» отправил заявку в его школу. Выиграл [конкурс], поехал в Москву, я единственный был не из Москвы. Месяц пробыл там, раз 5-6 сходил на эти занятия. И то,  нельзя назвать это занятиями, это были просто сходки людей. То, что там рассказывал Василий и еще кто-то, – это были основы, которые я уже в принципе знал, поэтому я не могу назвать себя в полной мере учеником Василия Уткина.

Дело еще в том, что он помогает мне по своему желанию продвигаться как-то, где-то ретвитит, упоминает. Я всегда «большое спасибо» за это говорю, но никогда не прошу его это делать специально. Безусловно, есть моменты, которым я у него научился, или которым он учил меня неосознанно в разговорах каких-то; мы общаемся, можно сказать приятельствуем. Естественно, он кумир детства, и я у него многому учился, наблюдая.

Мое обучение в постоянном наблюдении. Например, в 16-17 лет активно начал читать художественную литературу. Для меня самым важным было научиться пониманию текста. Я читал не сюжет скорее, а буквы, запятые даже. Потом уже только образы, сюжет. Главный мой учитель – это Довлатов, потому что через него я понял, как можно красиво рассказывать историю, складывать буквы, быть лаконичным и в то же время широким [по смыслу]. Ну а если называть человека, который действительно учил меня, то этой мой главный редактор на Гол.Ру.

– Про кумиров юности мы уже поговорили, а на кого равняетесь сейчас?

– Если говорить про спортивную журналистику, то тут три человека. Два реформатора: Уткин и Дудь. Первый показал, каким языком можно рассказывать о спорте, полностью изменив языковую стилистику журналистики. Второй сделал то же самое, но с текстом. Дудь – это Пушкин спортивной журналистики. Если Пушкин знаменит тем, что переделал русский язык, вернее, Карамзин начал, а Пушкин возвел в культ. Так же и Дудь подарил легкость. И что он в моем возрасте (мне 24) был главным редактором Sports.ru, это вызывает большое уважение.

– Кого из коллег читаете и кого назвали бы лучшим спортивным журналистом?

– Любимый спортивный журналист – Вадим Лукомский. Многие в нем видят тактического гика, но это неправильное и слишком поверхностное восприятие. Вадим – пример профессионализма, выносливости, подхода и, самое главное, чему я у него научился и учусь – это желание смотреть на ситуацию трезво.  

Остальное мое обучение, ориентиры – это просто наблюдение за другими. Это один из самых оптимальных способов обучения в журналистике, как мне кажется. Я еще интроверт, на контакт не очень иду, поэтому мне проще самому, и советов особо не спрашиваю ни у кого.

– Если начинать с нуля, что бы вы сами предпочли: блогерство или работу в СМИ?

– Если кто-то выбирает один путь, то он будет несколько неполноценным. Считаю, что журналист должен  в блогерстве себя попробовать, и в редакции поработать. Полноценный журналист без редакции не сможет быть по-настоящему крутым, потому что редакция помогает расти, формироваться. Но если выбирать одно из двух, то на старте карьеры я бы все же выбрал работу в СМИ. Там можно понять быстрее, насколько это «твое», что бы хотелось конкретно делать. И тогда можно становиться блогером и заниматься именно тем, что тебе нравится. А если быть сразу блогером, то тебе не на что опереться. Даже если редакция тебе кажется слабой: послушай, как принято, чтобы делать по-другому. Зато будешь понимать принцип работы.

– Как думаете, сможет ли формат телеграм-канала сравниться по аудитории с интернет и печатными изданиями или даже ТВ?

– Давайте возьмем Василия Уткина и его телеграм-канал, как самый большой авторский в спортивном сегменте. В среднем у него каждый пост собирает по 50 000 просмотров. Далеко не каждое медиа набирает такие цифры.

– Недавно «Зенит» объявил о заключении контракта с Кузяевым, выложив картину Рембрандта «Блудный сын». «Гол» отреагировал необычно, сделав материал о художнике.  Чем обусловлен такой интерес к литературе и истории в материалах «Гола»? Как совмещать футбол и культуру на одном ресурсе?

– «Гол» – это портал про спорт, а не только про футбол. Как принято воспринимать спорт? Как островок, где люди кидают мяч, бьют по нему, бегают. И как будто есть этот островок и видно только то, что происходит в нем. Но интереснее же рассказывать не только об этом, а еще и том, что вокруг этого островка. Плюс почти на все в этом мире можно посмотреть через спорт. Те же дуэли Пушкина. (О них тоже выходил материал на «Голе») Такие материалы необычны в плане восприятия их людьми: «так не принято». Через 5-10 лет это станет нормой. Не надо смотреть с биноклем исключительно на поле. Вокруг же еще столько интересного.

– Какие бы дали советы тем, кто только начинает свою карьеру в спортивной журналистике?

– Добросовестно учиться, работать над собой и точно знать, что ты учишься по своей воле, в таком случае это обучение будет в удовольствие, оно будет эффективным. Самое важное для всех авторов и журналистов: будьте собой. Мы теряем столько крутых авторов, которые начинают думать, что есть какие-то правила, которым нужно несомненно соответствовать или копировать кого-то. У нас разные отпечатки пальцев, ДНК разная, хоть внешне мы и похожи. Талант – это умение сформулировать эту разность себя с остальным миром. Но очень много людей эту разницу пытается смыть. Важно, чтобы твой материал  сохранял идентичность. Важно принимать себя таким, какой ты есть.

И текст должен быть максимально приближен к тому, как ты разговариваешь. Наверное, умение писать так, как говоришь – это один из моих плюсов, которым я маскирую большое количество своих минусов. Я не такой усидчивый, терпеливый, не очень хорошо знаю иностранный, у меня плохое школьное образование, я прогуливал. Я все это стараюсь покрыть тем, что я этого не стесняюсь и говорю: «Я тупой, но хочу меняться». Надо транслировать принятие себя.

– В речи мы избегаем сложных конструкций, например, деепричастные и причастные обороты, сложные слова. В устной речи мы больше рубим на короткие предложения, хотя в тексте мы не ограничены. Как сочетать незамысловатую речь устную и изысканную письменную?

– Я выбираю для текста простую речь: не как с друзьями во дворе, но и не научно-энциклопедическую. Нет ничего страшного в том, чтобы слово повторялось в тексте, особенно если это главное слово в работе. И нет большой проблемы в том, чтобы предложение начиналось с союза, например. Конечно, устная речь должна адаптироваться под текст, но я за то, чтобы это происходило максимально естественно. У каждого в этом свои правила. Я по своей сути нонконформист, который всегда хочет сделать «не так». Скорее всего, эти советы подойдут небольшому количеству людей, они не действуют на всех, но я работаю именно по ним.

- Как подавить в себе клубные предпочтения во время работы над материалом?

– А зачем их подавлять?

– Это, на мой взгляд, нарушает принцип этики в спортивной журналистике, наверное, репортер не должен явно болеть за какую-то команду, особенно когда делает о ней материал или, например, комментирует матч. Тогда ведь работа выйдет комплементарной по отношению к этой команде и не очень объективной, возможно даже унизительной, к противоположной команде. Хотя, конечно, личные эмоции журналиста добавляют определенной остроты репортажам.

– Именно комментатор должен эти предпочтения подавлять. На самом деле любовь к клубу надо использовать в другом русле. Я болею за «Ливерпуль». И я знаю о клубе принципиально больше тех, кто не болеет. Могу дать эмоции, написать много материалов. Но если ты хороший журналист, то у тебя уже включено критическое мышление, стремление к объективности. Надо подходить к анализу действий с холодной головой даже любимой команды. Конечно, в результате профдеформации, я уже не так яро болею за команду. Но если понимаешь, что не сможешь грамотно отработать материал, связанный с любимой командой, просто не берись за него.

________________  Больше и чаще разных интересностей о футболе в телеграм-канале: «Дибала собирает лего»