Трибуна
7 мин.

Сергей Быков: «В детстве поездка из Новодвинска в Архангельск была сродни полету на Гавайи»

От редакции: вы читаете пользовательский блог «Движение вверх», где разговаривают с заметными героями российского баскетбола. Подписывайтесь – и ничего не пропускайте.

Чемпион Европы, тренер мужской национальной сборной России и лидер баскетбольной программы «СИБУРа» стал первым гостем программы «Движение вверх».

– Сергей, как вы считаете, что помогло вам добиться успеха в баскетболе?

– Из-за того, что я не прошел всю систему подготовки молодого игрока, только в 11-м классе попал в «Тринту», у меня было очень много пробелов в технике. Естественно, уровень моей игры в нападении, которое я так любил, не соответствовал необходимому уровню для игры в профессиональном баскетболе, поэтому мне пришлось переквалифицироваться – начать выгрызать игровые минуты через работу в защите. И я это рекомендую всем молодым игрокам.

Я понял, что могу все свое атакующее желание проявить через защиту – атаковать нападающих и заставлять их ошибаться. Конечно, везде должна быть атакующая история.

Завоевав определенный авторитет у тренеров за счет своих оборонительных качеств, я получил право, как это было, например, в московском «Динамо» под руководством Сергея Базаревича, творить в нападении. И это было неплохо.

– Назовите 3 основных качества, которые позволят добиться успеха как в жизни, так и в спорте.

– Гибкость. Раньше я неправильно воспринимал это понятие, считал его синонимом слова «прогнуться». Я был не гибкий, а зашоренный. Думаю, очень важно уметь адаптироваться к среде.

Целеустремленность. Важно иметь здоровые амбиции. Сейчас, когда я посвящаю время изучению детской психологии, я понимаю, что у детей нет лени – есть отсутствие мотивации. Если у тебя есть мотивация, то ты будешь целеустремленным, а мотивация рождается из интереса. Когда ты открытый и любознательный, то целеустремленность – твое естественное состояние.

Труд. Если пофилософствовать, то труд – это следствие амбиций и мотивации. Есть же знаменитое выражение: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни».

– Кстати, а вы работали хотя бы день в своей жизни?

– Да, работал. В детстве за талоны на обед мы собирали крапиву. Креативный ум поморов устроен таким образом, что для набора необходимого веса мы добавляли к ней пару кирпичей.

– Можете вспомнить момент в жизни, когда ваша настойчивость помогла не сломаться в какой-то ситуации.

– На самом деле в детстве таких моментов было довольно много. Особенно, когда у тебя нет наставника, который может рассказать, как устроены мир и общество. Так было у меня. Я часто оставался наедине со своими проблемами, а в раннем возрасте ты же еще и все преувеличиваешь, каждое поражение воспринимаешь как какую-то трагедию.

Приведу пример: меня, выпускника «Тринты», приглашает к себе московский «Спартак». На детском уровне есть ты, любовь, страсть и игра. Здесь же возникает контрактная история, есть ветераны, которые смотрят на тебя как на человека, который может отнять у них место. Начинается легкая дедовщина. Это был неприятный момент. Я думал: «Если в моем первом профессиональном клубе такое, то что же будет дальше?»

Оказалось, что дальше работает прямая конкуренция. И чаще опытные игроки хотят помочь молодому игроку. Да, спорт – агрессивная среда, но далеко не только кнутом можно добиваться результата, особенно если мы говорим о работе с детьми, в которых ты закладываешь не только спортивные, но и общечеловеческие принципы.

– Вспомните самый яркий момент вашей карьеры.

– Напрашивается, конечно, ответ про Евробаскет-2007. Нельзя не упомянуть матч сборной России со сборной США на чемпионате мира-2010.

Выступая на высоком уровне, у тебя низкий уровень эмоций. Самые яркие воспоминания всегда связаны с детством. Я родом из Новодвинска, от которого час езды до Архангельска, но к 13-ти годам я был в нем пару раз. Для нашей семьи тогда эта поездка была сродни полету на Гавайи.

Поездка со сборной Архангельской области на турнир в Череповец – это было целое событие! Помню, с каким восторгом смотрели на то, как «Северсталь» играла в Высшей лиге. Думаю, там и закладывался фундамент моей любви к баскетболу.

– А кого вы могли бы назвать вашими лучшими одноклубниками?

– Однозначно нельзя не сказать о той сборной России, которая завоевала 3 медали на крупных турнирах за 5 лет. Нельзя не отметить Виктора Хряпу. У нас у обоих сложный характер, мы часто ругались, но это все перешло в то, что сейчас у нас есть большое уважение друг к другу.

Это Сергей Моня, который всегда может прийти на помощь и взять на себя ответственность.

Это Дмитрий Хвостов, который в 17 лет пришел в «Динамо», мы с ним много играли вместе. Это человек, который точно пожертвует своей статистикой, если у кого-то пойдет игра.

– Драки в вашей карьере были?

– Да, у меня были драки, что скрывать. Конечно, не горжусь этим, но это часть меня. Говорят же: «Мудрость не всегда приходит вместе со старостью. Иногда старость приходит одна». Мне повезло, мудрость приходила, а истории с драками сходили на нет.

У нас был коммерческий турнир в Германии перед Универсиадой. Нас плохо судили, осталось 4 человека на площадке. Помню, как немец убежал в прорыв, Леха Зозулин его «накрыл», но получил фол. Другой немец подбегает и что-то зачитывает ему в спину на американском гангстерском языке. Я заступился, ответил этому парню, после чего ко мне подбежал центровой, 2.10, с повязкой на голове. Я надел ему повязку на лицо и его оттолкнул. И получил за это «дисквал».

Драка драке рознь, если это драка двух больших личностей, то это может пойти на пользу коллективу, они потом найдут возможность помириться и, как показывает практика, даже больше сблизятся друг с другом, но бывает, что драка может способствовать созданию двух лагерей.

– Можно убить в себе игрока?

– Мне кажется, что полностью убить в себе игрока невозможно, потому что это 20-25 лет твоей карьеры, которые формируют твой склад ума и твои привычки, но с этим можно бороться, можно что-то корректировать.

Да и зачем убивать в себе хорошего игрока – целеустремленного и трудолюбивого?

– Какие были мысли, когда вы заканчивали карьеру игрока?

– Душан Ивкович, Андреа Тринкьери и Дэвид Блатт говорили, что у меня есть предрасположенность к тренерской работе, есть предпосылки к тому, что я смогу расти в другой ипостаси.

Я был капитаном «Локомотива-Кубань» в сезоне, когда клуб завоевал бронзу Евролиги, но так получилось, что со мной расторгли контракт. Владимир Родионов пригласил меня в «Автодор». Ему, мне кажется, было интересно проверить меня на прочность. После «Автодора» вел переговоры с несколькими клубами, но везде были какие-то сложности. Тогда Сергей Базаревич вышел на меня с предложением. Я не объявил о завершении игровой карьеры, но стал тренером. Хотя до сих пор тренером себя не считаю, в сборной России я все тот же игрок, только который помогает команде уже не в кроссовках.

– Сборная России, работа в баскетбольной программе «СИБУРа», методическая работа… Вам сейчас все это интересно в равной степени?

– Я бы не сказал, что в равной. Про «СИБУР» уточню отдельно.

После того, как закончил карьеру, я понял, что начал разлагаться, когда полтора года ничего не делал. Пошел учиться, недавно закончил РАНХиГС, сам написал диплом.

После этого мне предложили стать менеджером баскетбольных проектов «СИБУРа». Я согласился, о чем ни капельки не жалею. Сейчас бизнес-образование позволяет видеть многие вещи комплексно.

В «СИБУРе» выделяют 3 больших блока: инфраструктуру, игроков и тренеров. По каждому из этих блоков есть проекты. Совместно с NBA мы реконструировали 9 залов, построили Центры уличного баскетбола в четырех городах, проводим детские отборочные турниры в двух возрастных группах и делаем SIBURCAMP, ведем системную работу с тренерами в разных форматах, создаем методический материал…

Компании реально интересно, как каждый проект реализуется. Интересны даже такие детали, как, например, мальчик из Улан-Удэ двое суток на поезде добирался на наш отборочный этап, потому что в его городе этапа не было. Он себя проявил и попал в SIBURCAMP.

– Что сейчас заставляет вас двигаться вперед?

– Я понимаю, что у меня есть опыт в баскетболе, который в разных ипостасях могу использовать. При этом я понимаю, что сам все еще обучаюсь каким-то вещам.

– Какая у вас есть баскетбольная мечта?

– Сборная России – лакмусовая бумажка общего положения дел в российском баскетболе. Понятно, что когда национальная команда что-то выигрывает – это очень круто, это мощный драйвер.

Считаю, что сейчас все упирается в подготовку кадров: тренеров и игроков. Мое желание, чтобы это направление было в приоритете у всех. Хочу, чтобы список кандидатов в сборную России был на несколько листов.

Фото: РИА Новости/Максим Блинов, Алексей Филиппов