10 мин.

На «Дакар» едут швейцарцы с советской «Нивой». Машину нашли и собрали в Сибири, а потом проехали на ней пол-России

Пилот говорит, что идея пришла после рыбалки с родственниками русской жены.

До старта 44-го издания легендарного ралли-рейда "Дакар" остается менее двух недель. Уже 2 января следующего года на первый спецучасток в аравийском Хаиле выйдут более 750 спортсменов на 578 транспортных средствах. И среди них будут сразу несколько энтузиастов из Европы на советских "Нивах", которые выступят в зачете олдтаймеров Classic. Последний раз полноприводник из России появлялся на "Дакаре" в первой половине 1990-х в составе заводской команды "АвтоВАЗа", а пик его достижений пришелся на предыдущее десятилетие, когда конюшня французского импортера "Лады" Жан-Жака Пока два раза останавливалась в шаге от победы.

Раньше других о своем участии в марафоне этого года заявил швейцарский экипаж пилота Марио Якобера и штурмана Сладана Младича из Niva Red Legend Team. В отличие от остальных команд свою "Ниву" Марио купил не в Европе, а пригнал из России, проехав "мини-Дакар" от Новосибирска - родного города его жены - до Цюриха. Швейцарца восхитили простота, легкость и комфорт советского внедорожника, во время отдыха у родственников супруги в Сибири, после чего он менее чем за год смог подготовить купленную в России машину с пробегом в 80000 километров к участию в одной из сложнейших гонок планеты.

Идея участвовать в "Дакаре" пришла после зимней рыбалки в Сибири. Машину собрали родственники жены пилота

В январе 2021-го Марио гостил в Новосибирске у семьи своей жены и в один из дней вместе с русскими родственниками отправился на рыбалку. "Как-то раз меня позвали на зимнюю рыбалку на льду и там, куда мы приехали все были на "Нивах". - рассказывает гонщик - Мы проехались на одной из них по достаточно глубокому снегу и впечатление было великолепным. Удивило насколько хороший у машины ход с учетом не самого мощного двигателя. Я давно интересуюсь кросс-кантри ралли и классическими гоночными автомобилями, участвую сам в соревнованиях, поэтому в тот момент подумал, что "Нива" должна неплохо подойти для гонок по пересеченной местности. Потом летом, когда мы ездили уже по песку, благодаря меньшему весу она очень плавно ехала по неровностям в отличие от больших и тяжелых современных внедорожников."

Причем тогда Якобер даже не догадывался о славном "дакаровском" прошлом советской машины: "Когда я стал собирать информацию, то узнал, что "Нива" выступала в "Дакаре" с самого первого издания в 1979-м, где на старт вышло сразу пять экипажей. Эта история, плюс факт того, что "Нива" - легкая, компактная, надежная машина и на современном "Дакаре" под нее есть категория Classic, определили наше участие." Дальше оставалось приобрести подходящую модель, которую Марио решил найти там же в Новосибирске.

За основу раллийного болида взяли автомобиль 1984-го года выпуска с пробегом в 80000 километров. По словам Марио несмотря на солидный возраст и километраж "Нива" оказалась в "хорошей форме", а родственники жены предложили помощь с ее подготовкой к "Дакару". Якоберу повезло, что они занимаются автобизнесом и владеют собственной мастерской, где и провели большую часть работ.

Следующим шагом стал поиск штурмана, но здесь все было более-менее понятно. Еще во время памятной рыбалки в Сибири Марио набрал давнему другу, с которым раньше выступал в одном экипаже на ралли. "Я сказал ему, что у меня есть сумасшедшая идея заявиться на "Дакар" с "Ладой Нива", на что Сладан ответил - "круто, давай сделаем!". Так штурманом швейцарской "Нивы" стал Сладан Милич.

Летом "Нива" Якобера проехала половину России, а затем всю Германию. Так команда готовилась к "Дакару"

В июле, когда машина была почти готова, швейцарцы вернулись в Россию. История двух иностранцев, собирающих в Новосибирске "Ниву" для участия в "Дакаре", попала в местные СМИ, а через них об энтузиастах узнали в "АвтоВАЗе". Автоконцерн предложил Марио и Сладану приехать вместе с их внедорожником в Тольятти, где гонщикам показали завод и музей с настоящими "Ладами", когда-то выходившими на старт "Дакара".

За два дня, что "Нива" Якобера добиралась своим ходом до Тольятти, машина проделала путь в две с половиной тысячи километров, но это было только начало.

"В музее мы провели целый день, знакомясь с наследием "Лады". Было классно пообщаться с людьми, которые собирали еще те первые "Нивы" и увидеть эти машины в экспозиции. А уже из Тольятти я и Сладан поехали сначала в дилерский центр "Лады" в Москве, а потом в Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге для нас даже устроили тест-драйв на новой Lada Niva Legend. К слову, фантастическая машина! Дальше был Хельсинки, где мы погрузили "Ниву" на паром и отправились с ней в Германию. Из Травемеюнде (порт на севере Германии - прим.) мы наконец добрались до Швейцарии. Суммарно весь путь уложился примерно в 6000 километров - получился такой "мини-Дакар". Нам нужно было испытать машину и сработаться, как экипаж, а лучше тренировки было не придумать."

В России швейцарцы ошарашили работников заправки огромным бензобаком, а у себя дома "заразили" друзей любовью к "Ниве"

"ВАЗ-2121" Марио Якобера и Сладана Милича в эффектной красно-белой ливрее выйдет на старт "Дакара" с минимальными модификациями. Швейцарские гонщики хотят проехать марафон в условиях близких к тем, что были в начале 80-х, поэтому на свою "Ниву" установили только то допоборудование, которое требуют правила ФИА.

"Для участия в "Дакаре" необходимо соответствовать современным требованиям безопасности. - объясняет пилот. - Нам понадобилось усилить шасси, поставить каркас безопасности в кабину, заменить оригинальные сиденья и ремни на новые, установить увеличенный топливный бак объемом 110 литров. С баком потом получилась смешная история, когда ехали из Москвы в Санкт-Петербург. На заправке сотрудник, который нас обсулживал, долгое время не мог понять, почему он никак не может залить полный бак. Тогда мы сказли, что он у нас специальный.

А из-за каркаса безопасности вышла серьезная заминка во время сборки. Дело в том, что изначально я хотел поставить такую же "клетку", как на "Нивах" из "Дакара" 80-х, но возникли сложности. Правда, в конце мы все-таки получили настоящий раллийный каркас с омологацией Российской Автомобильной Федерации. Наша команда очень старалась сохранить оригинальный облик машины, как у тех, что принимали участие еще в первых марафонах. Мы хотим повторить приключение "частников", которые ехали тогда на практически заводских версиях "Нивы". Например, на нашей машине мы оставли тот же мотор 1984-го года, что стоял на ней раньше. Механики только перебрали его и добавили фильтр от песка."

В Швейцарии раллийная машина на основе подержанной "Нивы" по словам Якобера привлекла внимание: "Здесь "Ниву" в основном используют фермеры. Автомобиль более-менее известен, но в городах его встретишь редко. Правда, после того, как мы начали проект, трое наших друзей тоже купили себе "Нивы" и теперь разъезжают на них по Цюриху. Можно сказать, что в какой-то степени мы "заразили" их любовью к этой машине."

В классической категории "Дакара" ажиотаж всего на второй год существования. Полторы сотни участников едут на легендарных машинах прошлого тем же маршрутом, что и основное ралли

Категорию Classic, в которой заявлен экипаж Марио и Сладана, ввели в этом году для внедорожников и грузовиков (либо их реплик), принимавших участие в "Дакаре" до 2000-го года.

"Когда дебютировала категория Classic на старт вышло всего 29 участников, а теперь заявилось уже 150! Популярность просто огромная - признается Марио - Сама категория делится на класс грузовиков и внедорожников. Кроме того для машин разного года выпуска ведутся отдельные зачеты. Мы в зачете для внедорожников до 1985-го года.

Маршрут у Dakar Classic такой же, как у основного ралли, но спецучастки разные, потому что нельзя делать на машине из 80-х то же, что на машине из 2021-го. В участниках много легендарных моделей, как например Peugeot 205, но, думаю, "Нивы" тоже не стоит недооценивать."

Несмотря на перенос ралли-рейда в Саудовскую Аравию Париж, когда-то служивший отправной точкой "Дакара", все еще остается местом сбора участников. "27 декабря все команды собираются в Париже, откуда организаторы заказали нам чартерные рейсы до Джидды. В Джидде мы забираем машины из порта (машины участников доставлются отдельно на сухогрозе - прим.) и проходим техническую проверку. Дальше своим ходом двигаемся до Хаиля, откуда стартует ралли. Для категории Classic 800-километровая дорога до Хаиля считается прологом и по его результатам определяется стартовый порядок на 2 января. Затем начнется основная гонка - 12 дней и более 6000 километров, пока не приедем обратно в Джидду".

По мнению Марио Якобера современный "Дакар" cумел сохранить дух первых марафонов, хотя и проводится на территории одной страны в более щадящих условиях чем прежде.

"Думаю, дух "Дакара" до сих пор существует. Ралли-рейд сохранил свое любительское "ДНК", когда на старт мог заявиться частный экипаж с минимумом средств. Так, как это делаем мы в нашем классе. Весь проект держался на энтузиазме и поддержке наших друзей, партнеров и семей, без которых было бы невозможно подготовить машину менее чем за год."

"А если говорить о зрелищности, то насколько я знаю, в этом году организаторы специально добавили в маршрут больше участков с дюнами, чтобы напомнить о тех первых ралли-рейдах в Африке. Круто, что в условиях пандемии есть страны которые проводят соревнования такого уровня."

Свой первый "Дакар" Марио рассматривает, как опытный полигон, на котором его экипаж продолжит учиться и осваивать свою машину, ведь до этого момента у него не было опыта выступлений в пустыне. Тем не менее Якобер надеется принять участие еще не в одном ралли-рейде, в том числе и на территории России:

"Мы хотели бы продолжить выступления дальше и заявиться на несколько ралли в России. То есть наше нынешнее участие - это точно не разовая акция."

Фото: Niva Red Legend Team/Mario Jacober