12 мин.

20 лет первому российскому трофею «Зенита». Его принес дубль Панова

В этом мае Петербург сошел с ума после первого чемпионства «Зенита» за четыре года. До эпохи «Газпрома» трофеев ждали намного дольше: Кубок СССР-1944, чемпионство-1984, Кубок России-1999 (и Кубок РФПЛ-2003).

26 мая исполняется 20 лет первой победе «Зенита» в Кубке России. Sports.ru вспоминает, как это было – помогает главный тренер того «Зенита» Анатолий Давыдов (сейчас – руководитель академии) и клубный архив.

1/16 финала. Выезд к «Соколу» из первой лиги и ротация состава

Первым соперником «Зенита» в победном Кубке стал саратовский «Сокол», который тогда боролся за выход в высшую лигу (по итогам сезона – третье место и одно очко отставания от нижегородского «Локомотива»).

В сентябре 1998-го главным тренером «Зенита» еще оставался Анатолий Бышовец: летом его назначили в сборную, но контракт не подписывали до конца сезона-1998. Матч с «Соколом» стал единственным в том розыгрыше Кубка, в котором Бышовец полностью отвечал за состав – и он пошел на ротацию. В старте вышли Игорь Зазулин (13 матчей в чемпионате-1998), Сергей Клещенко (7), Олег Дмитриев (5). «Сомневаюсь, что мы выставили такой состав только из-за силы соперника. При подготовке к «Соколу» нам показалось, что ребятам нужно дать шанс после долгого отсутствия игровой практики», – вспоминает Анатолий Давыдов в разговоре со Sports.ru.

В запасе остались Роман Максимюк (14 очков по системе «гол+пас» в чемпионате-1998 – лучший результат в «Зените», Александр Панов (8 голов – лучший бомбардир вместе с Максимюком) и Александр Куртиян (2 гола и 5 голевых передач). В результате уже к 16-й минуте «Зенит» горел 0:2 – дубль оформил Владимир Лебедь, игравший в Петербурге в сезоне-1997.

Максимюк и Панов вышли сразу после перерыва, Куртиян – на 59-й минуте. «Зенит» задавил «Сокол», но не мог забить до 87-й минуты, когда защитник Александр Бабий пробил из-за штрафной. Бабий попал в игрока «Сокола» – мяч поменял направление и влетел в пустой угол.

Уже в добавленное время «Зенит» провел одну из любимых комбинаций того времени: длинная передача из центра на Геннадия Поповича, выигрыш верхового единоборства и скидка на Панова к штрафной. Часто Панов дальше разбирался сам (и так еще будет в Кубке-1998/99), но в Саратове он скинул мяч левее на Максимюка, который и забил спасительный гол.

«На тренировках мы отрабатывали забегания Панова за спину Поповича, но многое было построено и на интуиции: при длинной передаче на Поповича Панов и Максимюк знали, где нужно забирать подбор. У Горшкова, Бабия, Кондрашова были прекрасные длинные передачи, поэтому мы часто атаковали именно так. Кондрашов часто отдавил и пасы за спины защитников на вбегания Панова в свободные зоны», – рассказывает Давыдов.

В серии пенальти «Зенит» выиграл 4:1 и прополз в 1/8.

1/8 финала. Жесткий выезд в Сочи: говорят, перерыв длился полчаса из-за угроз судье

В чемпионате-1998 «Зенит» стал пятым, хотя после первого круга был вторым, отставая от «Спартака» на одно очко и опережая «Ростсельмаш» на шесть. На результатах точно сказалось назначение Бышовца в сборную – иногда тренер вообще пропускал все тренировки команды на неделе и приезжал только к матчу. Осенью исполняющим обязанности главного тренера назначили Давыдова.

Матч 1/8 финала с «Жемчужиной» состоялся через неделю после окончания чемпионата, но Давыдов даже тогда советовался с Бышовцем по составу. «В Сочи я многое взял на себя, Бышовец, увидев старт, удивился – в него снова не попал Максимюк. Я объяснил, что Рому нужно немного попридержать. Это сработало: он вышел свежим на фоне усталости соперника. Мы выиграли 4:1, а большинство моментов пришли с его левого фланга», – говорит Давыдов. Тренер «Зенита» прав: Максимюк вышел на 62-й минуте, на 65-й отдал голевую на Александра Горшкова, а на 90-й забил сам после выхода 2-в-1 с Пановым.

«Зенит» уверенно победил, но тот матч больше запомнился грубостью игроков «Жемчужины». В первом тайме за фол последней надежды удалили Геладзе, а после перерыва Герман Кутарба спровоцировал драку с Бабием. «Драка началась не на ровном месте. Помню, что «Жемчужина» была сильно недовольна судейством. Кто-то скандалил, но кто были эти люди?», – рассказывал капитан «Зенита» Юрий Вернидуб.

Говорят, что перерыв между таймами продолжался полчаса: судья Лом-Али Ибрагимов отказывался выходить на поле из-за угроз жителей Сочи. Сейчас игроки и тренеры «Зенита» не вспомнили, сколько именно продолжался перерыв: у них не было претензий к судейству, поэтому они пытались сосредоточиться на игре.

Сухие победы над «Ростсельмашем» и ЦСКА

Четвертьфинал и полуфинал Кубка прошли уже в апреле 1999-го.

В 1/4 «Зенит» встретился с «Ростсельмашем», который в 1998-м стал шестым. Давыдов разрешил телевизионщикам снимать всю тренировку, но запретил съемку отработки пенальти: «Мы вообще часто практиковали удары после тренировки – не только из-за штрафной, но и пенальти. Кто-то из представителей соперников мог сидеть на стадионе и все видеть, но по память сложно все воспроизвести точно».

В 2019-м такой подход вряд ли эффективен: любой может открыть InStat и посмотреть, как игрок бьет пенальти на протяжении всей карьеры. Было ли запрет съемки разумен в 1999-м? «Эта история – скорее не про эффективность, а про предрассудки. А так – не всегда же один игрок бьет в один угол», – отвечает Давыдов.

Четвертьфинал с «Ростсельмашем» – наверное, самый легкий матч «Зенита» в розыгрыше. В первом тайме забили Зазулин и Попович – 2:0 петербуржцы так и додержали до конца.

За четыре дня до полуфинала с ЦСКА «Зенит» дома сыграл вничью с «Черноморцем» – настроение у команды было так себе. Петербургское ТВ, приезжавшее к команде за день до полуфинала, увидело, что игроки играют нарды и домино, но Давыдов объясняет, что это не было специальным способом снятия напряжения.

«Сейчас команда заезжает на карантин вечером накануне матча. При Морозове, Садырине, мне собирались за два, а то и за три дня до игры. Конечно, нужно было уходить от футбола и как-то выплескивать эмоции. Играли в бильярд, могли погулять часик в Удельном парке, если приезжали жены с детьми. Очень популярен был бридж, который в «Зенит» привезли еще Александр Ткаченко и Сергей Кузнецов в конце 1970-х».

«Зенит» выиграл у ЦСКА 1:0 – Алексей Игонин догнал на правом фланге уходящий мяч и прострелил в штрафную, где всех опередил Попович. «Игра шла до гола, но, конечно, мы верили, что выйдем в финал. Тем более играли дома», – сказал Панов сразу после матча. 

Финал с «Динамо». Запрет тренировки в «Лужниках», реванш Давыдова и переполненный Невский

После выхода в финал Давыдов признался: «Мне не страшно, потому что я считаю, что мы очень неудачно сыграли 15 лет назад (речь о финале Кубка-1984, «Зенит» проиграл «Динамо» 0:2, забивали Газзаев и Бородюк). Попробуем настроить ребят на другой уровень игры».

Воспоминания о финале Кубка СССР-1984 звучали немного странно. Сейчас Давыдов подтверждает, что у него были мысли не только о самом финале, но и о реванше: «Для меня это было важно. Цепляло то, что оба раза играли против «Динамо» – наверное, если бы играли против другой команды, таких реваншистских настроений бы не было».

В Москве «Зенит» поселили в гостиницу «Газпрома» – обычно при выездах в столицу команда жила в гораздо менее комфортных условиях. «Когда мы заходили в гостиницу, была небольшая зажатость. Гостиница вообще стала главным впечатлением от происходящего до матча. Мы ходили по ней и понимали, что приехали в Москву с очень серьезной задачей», – говорил Игонин. Давыдов считает, что непривычные условия не повлияли на команду: «Нам создали комфортные условия, питания, обслуга, номера – все было очень качественно. При этом нам никто не мешал: почти не было интервью и долгих разговоров с руководством».

За предматчевую тренировку отвечал не «Газпром», поэтому там все было гораздо хуже – «Зениту» не разрешили поработать в «Лужниках». «Нам сказали, что мы можем повредить поле «Лужников». Может, стоило писать какие-то бумаги, подавать протест, но нам было не до этого. Нас эта ситуация немного разозлила. На поле, куда нас отправили, почти не было травы, все было вытоптано. Прямо за воротами стояли тракторы – было не очень приятно. Но мы подготовились, и, значит, поле нам помогло», – вспоминает Давыдов.

На финал Давыдов выставил в старте всех сильнейших (даже Максимюка), но в первой тайме «Динамо» было острее. На 23-й минуте динамовцы оригинально разыграли штрафной: Ромащенко практически от лицевой не навесил, а отдал передачу низом чуть назад на Писарева. Против Писарева играл Лепехин, но Давыдов считает, что защитник не виноват: «Я много раз просматривал этот гол. Писарев опередил Лепехина буквально на 10 сантиметров за счет голеностопа. Мы не потеряли Писарева, просто он оказался чуть расторопнее. Мы просматривали стандарты «Динамо», но таких розыгрышей низом я не помню».

Забавно, что когда динамовцы праздновали гол, их полузащитник Владислав Радимов не обнимался со всеми, а заводил московских болельщиков за воротами.

Давыдов объясняет, что он был доволен игрой «Зенита» даже в первом тайме – не хватало только точной последней передачи или удара из выгодной позиции. «Тренер  вошел в раздевалку спокойным, уверенным в себе и в нас. Сказал, что все нормально, надо продолжать играть как играли: обязательно забьем. Потом мы поговорили между собой. Я тоже пытался убедить ребят в том, что еще ничего не потеряно. Но даже не знаю, была ли в этом необходимость, все с нетерпением ждали возобновления игры», – вспоминал Вернидуб.  

Уже к 58-й минуте «Зенит» вел 2:1 – дубль оформил Панов. Первый гол Александр забил после скидки Поповича – связка нападающих у Давыдова была в порядке. При этом Панов еще и классно убрал Островского, в воздухе переложив мяч под левую ногу. «Не знаю, почему именно таким образом все делал. Когда меня спрашивают, какой гол самый красивый за карьеру, говорю: вот этот один из самых красивых. Перекинул с одной ноги на другую, пробил. Не знаю, почему так все вышло. Сколько я смотрел футбол, в эпизодах, похожих на мой, никто так не исполняет», – говорил Панов.  

После второго гола Панова «Динамо» пошло вперед и оставляло огромные свободные зоны на своей половине. В одной из контратак Горшков выдал идеальную разрезающую передачу за спину Гусеву на Максимюка. «Я видел, что по центру в штрафную врывается Игонин. Видимо, Максимюк просто закрыл глаза и нанес сумасшедший удар в ближнюю девятку. Сначала у меня чуть не вырвалось: «Что ты делаешь?», – рассказывал автор предголевой передачи Горшков.

Александр Горшков

Давыдов соглашается, что передача на Игонина была более логична: «И со скамейки, и при просмотре видео потом, мне кажется, что передача на Игонина напрашивалась. Иногда у Максимюка не хватало более тонкого решения, зато он обыгрывал, простреливал, забивал. В том моменте он решил пробить. Забил – значит, все сделал правильно».

После победы «Зенит» вернулся в Петербург: руководство города перекрыло Невский проспект и Дворцовую площадь ради обладателя Кубка России. «Когда мы выехали на него от Московского вокзала, мы не поверили в то, что видели. Невский был весь забит, к нам подбегали люди, просили автографы, отбивали пять. Никто никого не отгонял – службы безопасности вели себя очень корректно. На Дворцовой сделали сцену, вся площадь тоже была забита. Помню, как мы выбивали мячи со сцены на память – для того времени организация была очень сильной. «Зенит» не выигрывал Кубок 55 лет – наверное, многие стали фанатами как раз с того праздника в 1999-м», – считает Давыдов.

Празднование действительно выдалось мощным: на Невском не было свободного пространства ни на проезжей части, ни на тротуарах. Город очень долго ждал этой победы – например, чемпионский парад при Виллаш-Боаше вызвал гораздо меньше эмоций.

***

В воскресенье «Зенит» отметит не только чемпионство-2019 (команда проплывет на корабле и прокатиться на специальном автобусе), но и юбилей Кубка-1999.

В 13:00, за час до матча с «Енисеем», начнется автограф-сессия Анатолия Давыдова и игроков «Зенита»-1999. Из тех, кто сейчас не живет в Петербурге, прилетит Александр Бабий.

Руководство «Зенита» не пригласило на церемонию Александра Панова. Вряд ли кто-то посчитает это решение неправильным. 

Фото: globallookpress.com/Alexander Wilf (1,3); rfs.ru; fc-zenit.ru/Вячеслав Евдокимов (5-7)

«Зенит» выиграл Кубок СССР в 1944-м. Мы залезли в архив и выяснили, как это стало возможным

Александр Панов просит 500 рублей за интервью. Серьезно?