11 мин.

Трудные времена для тафгаев. Часть II

"Направление, в котором движется игра, оставляет некоторых больших, тяжелых парней на обочине. – Говорит тафгай "Дакс" Джордж Паррос, ставший первым в прошлом году в НХЛ по количеству драк. – Но большинство парней всё же смогло подладиться под новые правила".

Паррос отыграл четыре года в Принстоне, получив степень по экономике в 2003 году. Он пробился в НХЛ в первом постлокаутном году в составе "Кингс", а сейчас в "Анахайме", шестой год в Лиге. Это редкий случай среди тафгаев, которых ГМы предпочитают рассматривать как дорогих и легко заменяемых игроков, как кикеров в футболе. Когда тренера "Дакс" спрашивают о секрете Парроса, Карлайл отмечает отличную подготовку своего 195-сантиметрового 105-килограммового бойца, но делает больший упор на его умение оценить игру: "Он понимает игру, знает, когда можно драться, а когда нельзя".

Никто не познаёт эти нюансы в самом начале своей хоккейной карьеры, потому что почти никто не растёт, стремясь стать энфорсером. "Никто из нас не мечтал, когда мы были пацанами, драться аккурат посередине Мэйпл Лиф Гарденс", — говорит Келли Чейз, бывший тафгай "Блюз". – "Ты растёшь, мечтая забивать голы в финале кубка Стэнли". Чем выше забираешься по пирамиде карьеры, тем больше осознаёшь, что есть гораздо более лучшие игроки, чем ты сам. "И тогда встаёт вопрос, что ты собираешься делать?" — размышляет Джим Маккензи, бывший энфорсер, завершивший карьеру семь лет назад. – "Будешь ли ты игроком, убивающим большинство соперника? Или ложиться под броски? Или ты хочешь играть в третьей тройке? Или же ты будешь тафгаем?"

Ты хочешь драться? Редко, когда молодой игрок отвечает отрицательно на этот коварный вопрос, если ответ означает, что ты будешь играть в НХЛ или же вернёшься на семейную ферму. Или, в случае Маккензи, станешь членом Канадской Королевской Горной Полиции, как его отец.

Обычно всё же, они выбирают этот ненатуральное труднейшее мастерство ледовых боёв. "Самое главное, чему ты учишься, — замечает тафгай "Кингс" Кевин Уэстгарт. — Что получить удар – это не больно. По крайней мере, пока ты в пылу боя это не больно".

Уэстгарт и друг, и частый оппонент Парроса в драке. Оба — выпускники Принстона. Если рядом с ними поставить ещё и Аарона Волпатти, выпускника университета Браун, отличившегося впечатляющим нокаутом в предсезонке, то Лига Плюща внезапно станет похожей на тренировочный боксёрский зал.

Уэстгарт и друг, и частый оппонент Парроса в драке. Оба — выпускники Принстона. Если рядом с ними поставить ещё и Аарона Волпатти, выпускника университета Браун, отличившегося впечатляющим нокаутом в предсезонке, то Лига Плюща внезапно станет похожей на тренировочный боксёрский зал.

В драке, случившейся 8 октября с Рейнджером Майком Раппом, Рапп упал на колени. Паррос прекратил наносить удары до тех пор, пока его оппонент не встал снова, а затем Джордж победил единогласным решением судей после серии ударов в корпус. "Я знаю его как честного парня", — говорит Паррос, объясняя почему он дал Раппу встать. – "Он не беспредельничает на льду, значит, бьёмся с ним в честной драке. А если кто-то другой баламутит, накаляет ситуацию, то с ним, возможно, я не был бы столь любезен".

Шон Торнтон выглядит как высокооплачиваемый актёр, которому в молодости приходилось сниматься в порнушке, просто, чтоб хоть как-то прокормить себя. "Да, в самом начале карьеры я был чистым тафгаем, чтобы пробиться туда, где я сейчас", — говорит крайний четвёртого звена и самый активный боец Бостона. – "Но мне это никогда не нравилось". Сейчас ветеран с девятилетним стажем игры в НХЛ, чьё звено встряхнуло "Брюинс" в решающий момент финала кубка Стэнли вполне объяснимо горд тем, что смог вырасти из роли чистого силовика.

"Просто сидеть на лавке – убивает. Я из кожи лез, чтобы стать игроком лучше, и теперь я могу помочь команде не только кулаками".

Это заметно и по игровому времени: Паррос играет в среднем по 6:25 минут за игру, Торнтон же начисляет по 10:05. Он олицетворяет собой энфорсера современной НХЛ: неуступчивый игрок, неплохо играющий в хоккей и при надобности может отлупить задиру-соперника. "Я расцениваю это как личный вызов, когда оппоненты чересчур вольно обходятся с моими одноклубниками, но я не из тех, кто перед играми сидит в Youtube, изучая манеру боя тафгая соперников. Когда наша тройка на льду, я в первую очередь думаю о том, как мы можем забить гол и подавить соперника".

Сам Торнтон из города "синих воротничков", Ошавы. Он играл девять лет в низших лигах, когда в 2006 году он сказал жене, что хочет попытать счастья ещё  один год. После подписания с "Анахаймом" его отправили в АХЛ по окончании тренировочного лагеря, но спустя месяц вызвали в основную команду. Тафгай "Дакс" Тодд Федорук получил серьёзную травму лица в схватке с Дереком Бугаардом.

"Тодду, конечно же, не повезло, но вот так я и смог закрепиться в Лиге". Он выиграл кубок Стэнли с "Дакс" в том сезоне, затем подписался с "Брюинс", где его жесткость, настойчивость и умение драться быстро сделали его любимцем публики. В первых двух играх финала с Ванкувером Клод Жульен усадил Торнтона в запас, но выставил его на третью игру. В первой же своей смене он несказанно обрадовал болельщиков "Брюинс" и разбудил одноклубников своим мощным силовым приёмом против Алекса Берроуза, ненавидимого поклонниками "Бостона" за оставшийся без внимания судей укус Патриса Бержерона в первой игре финала. Торнтон обеспечивал подобную искру в каждой смене до конца серии, которую "Бостон" выиграл в семи играх.

Как и многие из его коллег-тафгаев, Линдон Байерс был игроком с хорошими задатками в юниорах, который понял, что чтобы пробиться в Шоу, ему нужно учиться сбрасывать краги.

"В мой последний год в молодёжной команде я набирал больше очка за игру. Не то, чтобы я бахвалюсь, но я всё-таки неплохо играл в хоккей. И одновременно я был чокнутым маньяком. Я пробился в НХЛ, но не думаю, что я любил игру в достаточной степени. У меня были длинные волосы, я гонял на байках и я любил большие компании. Уэйн Кэшман из "Брюинс" был так мною впечатлён, что, закончив карьеру, отдал мне свой номер — №12, и я всё это просрал.

В третий мой год в НХЛ меня отправили в Монктон в АХЛ. Мне постоянно твердили о том, что пора уже повзрослеть. Тут я уже призадумался и пообещал себе: "В следующих 10 играх я буду драться с тремя самыми сильными бойцами из других команд. И, если меня не вернут обратно в НХЛ, я завяжу с хоккеем насовсем.

Спустя четыре игры у меня маленько съехала крыша. После драки я попытался перелезть через стекло пенальти-бокса, чтоб продолжить драку. На следующий день меня подняли в Бостон.

Но в Монктоне было не так уж плохо. Мне запомнилось то, что я играл там в тройке с Бреттом Халлом и Гэри Робертсом. Всё-таки члены Зала Хоккейной Славы. Ну а я… Я встречался с самыми горячими стриптизёршами и бухал во всех барах Северной Америки.

Да, кстати, хорошая возможность для меня извиниться перед бывшим тафгаем Джино Оджиком. Джино, я извиняюсь за то, что врезал тебе клюшкой прямо в рот и выбил нижние зубы.

Я никак не мог с ним справиться. Постоянно искал возможность сойтись с ним в кулачном бою, но он постоянно побеждал меня. После первого моего поражения я разработал победную стратегию: "Значит так, я свяжу его сильную руку, начну лупить с правой, потом добавлю левой". Он снова меня вырубил. Следующей идеей было сбросить краги ещё до того, как он согласиться подраться, так что я мог бы уже прилично вломить ему, пока он начал бы отвечать. Отличный план, который я и претворил в жизнь, но снова оказался на лопатках. Однажды я сграбастал его сзади, но он опять одолел меня. Раз шесть, наверное, он побеждал меня до той игры в Ванкувере. На неё приехали мои родители.

Джино тем вечером неплохо приложил Донни Суини в дальнем от меня конце площадки, так что встретились мы аккурат в центре. Я изобразил, будто скидываю перчатки, он свои скинул, а я для начала влепил ему клюшкой прямо в рот. Выбил, кажется, один зуб, пару других сместил со своего места.

Потом я пару раз ему неплохо врезал уже кулаком, но он уже очухался от первоначального приёма и отоварил меня пятью-шестью мощными ударами с левой. Моя матушка начала сначала кричать, а потом обняла отца и отвернулась от потасовки, прижавшись лицом к его груди.

Помню, я, в итоге, смог "повязать" Джино. Он стоял, изо рта у него текла кровь и он недоуменно спросил: "На хрена ты это сделал?" А я: "Знаю, знаю. Я такой неудачник, спасибо, что ты всё-таки побил меня. Правда, спасибо за это".

Сейчас Байерс в счастливом браке. Он подтверждает, что битва с зелёным змием – это не только его проблема, некоторые другие тафгаи также боролись с этим с переменным успехом. Смерть Бугаарда, Райпьена и Белака стала основой для широко распространенного ныне мнения, что подобная работа очень сильно влияет на практикующих её. Но в потоке статей, ищущих связь между этими тремя смертями, есть и такие, в которых считают, что факты притягиваются за уши. Райпьен страдал депрессией ещё до того, как он пробился в НХЛ, рассказал один энфорсер, не желающий, чтобы его имя упоминали в статье. У Бугаарда была травма плеча, он подсел на оксиконтин и не мог избавиться от этой зависимости. Семья Белака говорит о том, что смерть энфорсера стала случайностью. "Это и не верно, и не точно, — говорит Байерс. – считать, что в их смерти виновато лишь их ремесло".

Но действительно ли энфорсеры живут под каким-то моральным прессом? Конечно же, говорит Маккензи, у которого на авторитетном источнике hockeyfights.com числится 176 драк за его 15-летнюю карьеру. "У большинства тафгаев одно-, может, двухгодичные контракты, максимум. С другой стороны, я не представляю, как на тебя давит тот факт, что все от тебя ожидают забитые голы. Ты получаешь пять миллионов в год, шайба упорно не идёт в ворота и твои же болельщики начинают недовольно гудеть. Так что, мне кажется, что давление тут повсюду".

Также верно и то, что многие вратари и нападающие (и тренеры, и скауты, и судьи) также борются с различными зависимостями.

"Все люди разные. – Говорит Тодд Федорук. – Моя история с алкоголем и наркотиками началась ещё до моей карьеры в НХЛ. Я не думаю, что роль энфорсера обязательно приводит к алкоголизму или наркотикам. Я просто считаю, что тафгаями становятся люди определённого склада".

Федорук отметился 32 шайбами и 1050 штрафными минутами за 9 сезонов в НХЛ. Трижды ему требовалось хирургическое вмешательство, установка пластин для замены сломанных костей лица. И дважды он проходил курс лечения от нарко- и алкозависимости. Второй курс завершился весной 2010 года. После года отдыха от хоккея и приведения своей жизни в порядок – у Федорука жена и трое детей – он подписал пробный контракт с "Кэнакс" (Так и не закрепился в составе).

В сентябрьской предсезонной игре с "Шаркс" он очень старался найти себе партнёра для потасовки. Не за горами последние отчисления из тренировочного лагеря и Федорук никак не может чувствовать себя уверенным в том, что он останется в команде. Несколько "Акул" уклонились от драки с ним, памятуя о его репутации. В конце концов, его оппонентом стал Джим Вандермир, менее чем за минуту до конца второго периода. Итогом потасовки стала ничья.

Ранее в этой игре вышеупомянутого 26-летнего Аарона Волпатти, соперничающего с Федоруком за место левого крайнего четвёртой тройки "Ванкувера", вызвал на бой тафгай "Сан –Хосе" Брэд Винчестер. Волпатти уже был на прицеле в акулятнике с того момента, как он жестко приложил чистым силовым приёмом защитника Джейсона Демера. Самостоятельно покинуть лёд Демер не сумел. Как только Винчестер повернулся, Волпатти отличным правым вырубил оппонента. Ноги Винчестера подогнулись и осел в позу, которую инструкторы йоги называют Мандукасана или поза лягушки. Второй раз за игру после удара Волпатти игрока Акул помогают увести с площадки.

"Позвоните завтра, — сказал Федорук после игры репортёрам. – Я буду в отеле".

Но вместо этого он оказался в аэропорту. "Меня освободили из команды сегодня утром". – Сказал он. Настоящий тяжеловес, Федорук имеет преимущество над членом Лиги Плюща в бойцовских навыках. Но Волпатти лучше него во всех остальных случаях. Он моложе, быстрее, мастеровитее и умеет "убивать" штрафное время. Место в тройке получит он. Такие вот сейчас дела в НХЛ.

"Я оставил всё это там, на льду, — говорит Федорук спустя несколько дней. – Я имею в виду, что в последней моей игре регулярного сезона, я был пьян с предыдущей ночи. Но ушёл я со льда уже как огурчик. Я покинул игру трезвым человеком".

Материал Austin Murphy. Перевод Святослав Панов www.hockeyfights.ru. Источник www.sportsIllustrated.com