5 мин.

Эмират Сити

Откуда взялись новые владельцы «Манчестер Сити»? Кто за ними стоит, чего они добиваются и как далеко готовы пойти? Реальны ли амбиции арабов и на чем основан их интерес? Некоторые ответы и новые вопросы – в материале для еженедельника «Советский Спорт – Футбол».

Россия и США, Исландия и Израиль, Египет и вот теперь ОАЭ. Представители всех этих стран уже имеют свою британскую команду. Самый громкий, размашистый и успешный футбольный бизнес-проект под названием «Английская премьер-лига» продолжает бурно развиваться. Настолько бурно, что просчитать все последствия этого процесса уже не представляется возможным.

Тенденцию глобальных инвестиций в английский футбол в 2003-м заложил Роман Абрамович, купив «Челси» и потратив в первый же год более ста миллионов фунтов на трансферном рынке. В следующие пять лет еще шесть клубов премьер-лиги («Манчестер Юнайтед», «Портсмут», «Астон Вилла», «Вест Хэм», «Ливерпуль» и «Манчестер Сити») перешли в собственность иностранных владельцев. До последнего времени ничего принципиально нового в этих сделках не было – богатые заморские бизнесмены так или иначе повторяли или пытались повторить путь Абрамовича, каждый в своем масштабе. Все они (за исключением, быть может, самого Абрамовича) рассчитывают со временем получить солидную прибыль – растущие с каждым годом рекламно-телевизионные доходы английских клубов недвусмысленно намекают на неизбежность их светлого финансового будущего.

В сентябре нынешнего года дело пошло еще дальше. Опальный тайский экс-премьер Таксин Чинават продал «Манчестер Сити» арабской компании Abu Dhabi United Group (ADUG) – за 200 с небольшим миллионов фунтов. Ни в цене, ни в географии ничего удивительного нет. Уникальным является то, что впервые собственником клуба стал не частный бизнесмен, а фактически государственная структура.

ADUG представляет правящую семью Объединенных Арабских Эмиратов. Точнее, столичного эмирата – Абу-Даби, в ОАЭ это существенно. За группой стоит влиятельный шейх Мансур Аль Нахайян, брат президента страны и сын легендарного основателя единого независимого государства Заида Аль Нахайяна. Этот клан правит Абу-Даби уже более двух с половиной веков. Компания из другого эмирата, Дубая, некоторое время назад делала активные попытки купить «Ливерпуль» и, вероятно, продолжит их в дальнейшем. Между Дубаем и Абу-Даби жесткая конкуренция, так что, вполне возможно, в будущем премьер-лига получит еще одно, совершенно неожиданное дерби.

ОАЭ – исключительно богатое государство, не первое десятилетие получающее сверхдоходы от экспорта нефти и газа. Некоторое время назад пришло понимание того, что имеющиеся средства имеет смысл инвестировать в самые разнообразные и перспективные отрасли, а экономику страны – диверсифицировать, постепенно снижая сырьевую зависимость. В Дубае этот процесс начался чуть раньше, в более традиционном, приверженном жестким исламским канонам Абу-Даби – только сейчас. Покупка «Манчестер Сити» – важный пропагандистский шаг в новом направлении. Были уже и другие, идеологически похожие, вроде приобретения контрольного пакета акций нью-йоркского небоскреба «Крайслер-Билдинг», вложений в трассу «Формулы-1», «Феррари» и мировое искусство.

ADUG на данный момент не особенно интересуют доходы премьер-лиги (в ОАЭ оперируют принципиально другими суммами) – компанию притягивает ее глобальный бренд. Показать всему миру новое, привлекательное для Запада лицо эмирата – основная цель сделки. А для этого нужно сделать «Ман Сити» одним из лучших (а хорошо бы и просто лучшим) и наиболее популярных клубов мира.

Арабы начали действовать незамедлительно – и в первый же день (по совместительству – последний день трансферного окна) сумели побить британский трансферный рекорд, перехватив бразильца Робиньо на пути из мадридского «Реала» в «Челси». Цена вопроса – 32.5 миллиона фунтов. С футбольно-экономической точки зрения сделка более чем рискованная, однако у ADUG другая стратегическая задача. Новым владельцам важно показать: они готовы не только говорить, но и отвечать за свои слова. Потому к дальнейшим заявлениям о том, что «Ман Сити» уже в ближайшее время намерен приобрести самых ярких звезд стоит относиться серьезно. Денег и желания их потратить арабам точно хватит.

Также ADUG предложил ультраамбициозный план по изменению имиджа клуба. Предполагается, что со временем по всему миру появятся автомобили, закусочные, напитки, телефонные карты и даже мотоциклетные шлемы с символикой «Манчестер Сити». За этим проектом стоит исполнительный директор «горожан» Гарри Кук, приглашенный Чинаватом. Его фигура рождает еще одну параллель с «Челси». Купив лондонский клуб, Абрамович пригласил в свою команду Питера Кениона, когда-то работавшего топ-менеджером Umbro. Кук занимал аналогичную должность в Nike. Правда, такого футбольного опыта у него нет – зато есть энтузиазм и множество смелых идей.

Множество смелых идей «Ман Сити» весьма озадачили Англию, снова вытащив на поверхность целый ворох традиционных британских опасений. Главное из них – боязнь того, что дух игры будет безвозвратно утерян, рассеется в меркантильном воздухе чужеземных бизнес-процессов. Того, что чемпионат Англии превратится в гонку маркетологов, странных амбиций и денежных мешков, владельцев которых совершенно не заботит ни великое прошлое, ни будущее британского футбола.

Опасения вполне понятные, но отчаяние и надрыв представляются явно преждевременными. Намерения арабов в кратчайшие сроки завоевать мир вызывают скепсис и с футбольной, и с рыночной точек зрения. Звездные трансферные цели «горожан» (Кака, Буффон, Фабрегас, Фернандо Торрес, Криштиану Роналду, Хунтелар и другие) один за одним выразили сомнения по поводу целесообразности собственного переезда на «Истлэндс» – по крайней мере пока клуб хотя бы не попадет в Лигу чемпионов. Обстоятельства покупки Робиньо слишком специфичны (у бразильца из-за ситуации в «Реале» и жуткого цейтнота, по сути, просто не было выбора), чтобы лечь в основу устойчивой тенденции. Кроме того, при таком подходе к селекции неминуемы разногласия с главным тренером, мнение которого очень рискует не быть услышанным. Марку Хьюзу на словах выражена полная поддержка, однако когда дойдет до дела, все может поменяться. Суметь выстроить здоровые отношения с тренером и жизнеспособную систему управления клубом вообще – задача очень сложная, тем более для людей без опыта. Деньги сами по себе здесь ничего не значат.

Похожая ситуация и на маркетинговом поле. «Сити» далеко не самый популярный клуб Англии и пока он не добьется значительных успехов на поле футбольном, его атрибутика не будет пользоваться особым спросом. Да и вообще сомнительно, что у фанов «МЮ», «Арсенала» или «Ливерпуля» не пропадет аппетит в закусочных «Ман Сити».

Так или иначе «горожане» не имеют существенных шансов стать обособленным арабским эмиратом в английском футболе. Клубу все равно придется вливаться в общий футбольный процесс и конкурировать с остальными по общим основным правилам. Главное из них – для любого успеха нужна реальная стратегия, а также время и терпение, чтобы дождаться пока она начнет работать. И именно время покажет, хватит ли у арабов понимания, такта, выдержки, деловой хватки, умения адаптироваться и учиться. Все остальное у них, кажется, есть.