4 мин.

Избирательная компания

Поиск Английской федерацией футбола тренера национальной сборной все больше напоминает политические выборы, причем частенько – с российским акцентом. Разве что только не в смысле предопределенности результата. Сейчас этот процесс вступил в решающую фазу, и все атрибуты избирательной кампании просматриваются вполне отчетливо.

Существует определенная массовка – люди количества, которые обычно (уже не первую и, дай им бог, не последнюю кампанию) перечисляются через запятую, создают иллюзию богатства выбора, но при этом представить их в роли победителей решительно невозможно. В том числе – и им самим, скорее всего. На этот раз к таковым спокойно можно отнести Харри Реднаппа, Стива Коппелла, Алана Кербишли и даже Сэма Эллардайса с Мартином О′Нилом. Последние трое, кстати, сами себя исключили из списка кандидатов. В отдельных случаях это звучит забавно – что-то из серии «Титус Брамбл отказался выступать за сборную Англии».

Характеристику на века тренерам из массовки дал кто-то из британских журналистов в начале 2000-х, в разгар выборов Свен-Йорана Эрикссона. Фраза звучала примерно следующим образом: назначить на этот пост Джона Грегори (тогдашнего тренера «Астон Виллы») – все равно что посадить водителя бирмингемского автобуса в болид «Формулы-1». Российские представления о водителях пассажирских «Газелей» существенно сглаживают остроту формулировки, но не отменяют ее сути. В высокой квалификации, скажем, Алана Кербишли сомнений не так уж много, но необходимо понимать, что тренер сборной Англии – должность статусная, требующая запаса авторитета и прочности. Особенно сейчас, когда очень наглядно доказана невозможность обратного.

Как и в любых выборах, в числе кандидатов есть люди, повышающие таким образом свой статус, причем иногда – невольно. В нынешней ситуации это Алан Ширер. Человек, который пока еще не начал активную тренерскую карьеру на высоком уровне, но, вполне вероятно, после нынешней кампании как раз и сумеет это сделать. Запись в резюме «был кандидатом на пост тренера сборной Англии» звучит гордо и убедительно.

Помимо этого кандидатура Ширера органично укладывается в обретающую все больший вес тенденцию назначения на пост тренера национальной команды футболиста-звезды, который лишь недавно закончил карьеру. Отсутствие опыта в данном случае спокойно компенсируется почти гарантированным контактом с командой, еще не утраченным игроцким азартом и непререкаемым авторитетом. Франк Райкард, Марко ван Бастен, Юрген Клинсманн, Славен Билич, наконец, – не к английской ночи будет помянут. Само по себе это, естественно, не панацея, – есть ведь и примеры Георге Хаджи или Христо Стоичкова. Условно говоря, очень важно понять, достаточно ли конкретной сборной для успеха просто создания благоприятной атмосферы, в которой люди сами могли бы проявить свои лучшие качества и не мешать при этом делать то же самое другим, или же этой самой конкретной сборной нужно что-то еще – тактические изыски, скажем, или особо хитрый план подведения игроков разной степени готовности к общему базису перед матчем. Это, конечно, не взаимоисключающее разделение – совсем не факт, что начинающий тренер обязательно не силен в тактических тонкостях, а опытный не может быть своим игрокам другом. Просто есть не на пустом месте сложившийся стереотип, который при выборе определяет соответствующие риски. Итоговое решение принимается как раз исходя из соотношения этих рисков, а его логика на основании их сопоставления с текущим положением и решаемыми задачами признается адекватной или нет.

Сборной Англии сейчас, пожалуй, не достаточно тренера-друга, могущего создать в команде семейную атмосферу. Нужен человек, способный при необходимости принимать жесткие и непопулярные решения, человек со свежими до радикальности игровыми идеями. Примитивно говоря, нужен тренер, который, наконец, научит Джеррарда с Лэмпардом играть вместе, а в случае научного доказательства отсутствия такой принципиальной возможности не постесняется одного из них усадить на скамейку запасных или вообще оставить за пределами сборной.

Из числа ныне фигурирующих реальных претендентов на такое способны, пожалуй, двое – Жозе Моуринью и Фабио Капелло. Очень разные люди и тренеры, которых роднит харизма, а также готовность и умение работать под давлением – в «самой сложной должности в футбольном мире». Не случайно именно они на данный момент и считаются фаворитами. Более того, если кому-то участие в этой тренерской гонке поднимает авторитет, то присутствие в ней Капелло и Моуринью поднимает авторитет уже самой гонки.

У обоих фаворитов есть противопоказания к применению. Моуринью обладает слишком непростым характером и слишком ассоциирован с одной из английских команд, чтобы болельщики и пресса его приняли единодушно и чтобы потом не возникало эксклюзивных проблем по этому поводу. А Капелло – итальянец, и этим многое сказано. Помимо всего прочего, его репутация настолько прочна, что вряд ли серьезно пострадает в случае неудачи. Зато у англофобов появится отличное основание поставить размашистый крест на нынешнем поколении английских игроков – «уж если сам Капелло не смог...» Этими замечаниями, конечно, не исчерпывается список потенциальных сложностей каждого из специалистов, но нам углубляться в эту тему, пожалуй, имеет смысл уже после итогового назначения.

Определяющую роль в выборах нового тренера сборной Англии, как и полтора года назад, сыграет исполнительный директор FA Брайан Барвик. Снова от его решения напрямую зависит будущее одной из самых популярных команд мира. В прошлый раз он, внимательно изучив список кандидатов, кажется, выбрал вариант «против всех». Во многом пойдя на поводу у общественного мнения. Второй осечки ему не простят, хотя сейчас вряд ли простили и первую. Понимая судьбоносность момента, Барвик взял время на раздумья и консультации. Процесс агитации вступает в решающую фазу.